Табасаранский язык относится к лезгинской группе нахско-дагестанской языковой семьи и является одним из самых сложных для изучения языков мира. Количество носителей — около 126 тысяч человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
Алфавит табасаранского языка впервые был составлен в 1928 г. на основе латиницы. В 1938 г. табасаранский алфавит, как и алфавиты других языков народов СССР, был переведен на кириллицу.
Табасаранская национальная поэзия родилась из устного народного творчества. В ней прослеживаются исторические процессы и взаимосвязь с художественными системами других народов Дагестана и Востока.
Дореволюционная поэзия табасаранов уходила корнями в ашугскую (ашуг — народный певец-поэт) поэзию: поэтические импровизации на различные темы, критику социально-экономических устоев того времени и осуждение неблаговидного поведения местного духовенства.
С установлением советской власти выступили за коренные преобразования во всех сферах жизни табасаранские поэты: Абумуслим Джафаров, Манаф Шамхалов, Багаутдин и Муталиб Митаровы, Асланбек Везиров и др. Преобладающей в 1930-х гг. была тема революции. В поэзии появились новые герои — представители трудового народа. В них табасаранские поэты старались воплотить идеал нового человека, впервые взявшего в свои руки свободу, отстаивающего ее в борьбе со старым миром.
Табасаранская поэзия военных лет представлена в основном стихотворениями Б. Митарова и М. Шамхалова, призывающих к борьбе за свободу Родины и торжество человечности.
1950—1980-е гг. — самый плодотворный этап в истории табасаранской национальной поэзии. Этот период был отмечен проблемно-тематическим и жанрово-стилевым многообразием поэзии табасаранов. Вышедшие на литературную сцену выпускники Литературного института им. А. М. Горького (Шамиль Казиев, Шахвелед Шахмарданов, Юсуф Базутаев, Гюлбика Омарова) и поэты старшего поколения в своих произведениях углубляли и расширяли культурные традиции, прослеживали процесс формирования современника, сочетая память о прошлом с повседневными заботами и надеждами.
Современная табасаранская поэзия характеризуется обилием жанров, новыми строфическими формами, богатыми композиционными приемами, традиционной философией, расширением и обновлением тематического диапазона. В поэзии Пирмагомеда Асланова, Ш. Шахмарданова, Сувайнат Кюребеговой, Эльмиры Ашурбековой, Г. Омаровой, Хаджи-Мурата Таибова и др. наблюдается психологическая глубина образов, повышенное внимание к духовному миру современника, преодоление описательности и преобладание аналитичности, дилеммы нравственности и гражданственности.