Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Возлюби ближнего своего

Автор:
Саади Раджабов
Перевод:
Саади Раджабов

Возлюби ближнего своего


Знаменитый белорусский писатель Василь Быков сказал: «Жизнь коротка. Надо спешить совершать благие дела и творить добро. Любить себя — мало, надо возлюбить ближнего своего больше, чем самого себя. Только тогда, когда нас не будет, в сердцах будущих поколений, подобно сочной, зеленой траве, что растет каждой весной, останется наш след».

У меня ощущение, что эти же слова мог бы сказать известный табасаранский педагог, ученый и наставник Темирхан Шалбузов. В наш век, когда свято хранимые и почитаемые нашими предками понятия человечности, чести, совести, достоинства и благородства перестали ставить во главу угла, вспоминать о таких личностях, рассказывать об их светлой жизни подрастающему поколению крайне важно. Таких людей в наше время мало. Их наставления и советы и сейчас актуальны для народа. Вот только «уставшие от безделья», ведущие праздный образ жизни люди не могут найти времени, чтобы вникнуть в них и проанализировать.

Темирхан Шалбузов жил в эпоху, когда происходили великие исторические события. Он сам был участником тех событий, и его не оставляли мысли о судьбе родного табасаранского народа.

«Темирхан Шалбузов беспокоился не только о том, чтобы его народ был сыт, одет и обут. Он стремился, чтобы его народ был грамотным, просвещенным и культурным», — сказала мне как-то в частной беседе лет двадцать назад 90-летняя жительница селения Хив Углан Гамзаева.

Отец Темирхана был бедным крестьянином. Испытав на себе все тяготы горской крестьянской жизни, он все свои силы отдал, чтобы обучить грамоте своего сына. Он мечтал, чтобы сын стал грамотным, образованным человеком, не терялся среди образованных людей, а стоял наравне с ними. В то время для исповедовавших ислам людей обучение грамоте проводилось только на арабском языке. Т. Шалбузов в поисках знаний, наверное, обошел весь Дагестан. Сначала вместе с отцом, потом в одиночку он обучался у разных людей тому, чего не знал. Так он добрался до Тпига (ныне районный центр Агульского района республики Дагестан). Там он учился у муллы Раджаба и у Гаджи Абдурахманова. У Гаджи дома было много книг, из которых Т. Шалбузов извлек много полезного. Он еще долгие годы рассказывал о богатой и разнообразной библиотеке в доме Абдурахманова. «Моя любовь к науке и учебе родилась именно в то время, когда я учился у Абдурахманова», — часто повторял Т. Шалбузов.

Следует обратить внимание на то, что для мусульман в начале прошлого века обучение шло на арабском языке по Корану. Занятия грамотой сводились к тому, чтобы изучить Коран. Но для Шалбузова этого было мало — он не мог остановиться на достигнутом и стремился как можно выше взобраться по лестнице науки. С первого дня обучения его всё больше и больше влекло изучение языков. За небольшой отрезок времени он так хорошо освоил арабский, лезгинский, кумыкский и азербайджанский, что запросто мог обучать этим языкам учеников.

Т. Шалбузов начал свою трудовую деятельность в 1916 году в селении Куркент Кюринского округа. Там он не только обучал детей арабскому языку, но и давал уроки математики, астрономии, географии. После этого он работал директором школ в Касумкенте, Хиве, в селении Гели Буйнакского района, проводил переподготовку учителей и готовил молодых учителей для школ республики. Таким образом воплотилась в жизнь мечта старшего Шалбузова — все его мечты, надежды и чаяния сын воплотил в реальность. Т. Шалбузов стал известен не только в Хиве, но и во всем Южном Дагестане. Его ум, знания и уровень образования получили признание как советских ученых, так и ученых-арабистов и исламских богословов. Достичь таких успехов в области науки ему помогли твердый характер, упорство в учебе, любовь к труду и желание добиться поставленных целей.

Столетний старик из селения Лака Абдуразак Меджидов как-то раз при упоминании Т. Шалбузова сказал: «Как и Темирхан, я тоже был единственным сыном в семье. Как и он, я обучался грамоте и Корану у многих ученых того времени. Только мой отец не был рад моим скромным достижениям. Он постоянно меня упрекал:

— Чем же Темирхан лучше тебя? Почему у него получается лучше, чем у тебя, и знает он больше тебя? Почему-то он красноречивее, чем ты. А ты чем занят?

С Т. Шалбузовым я познакомился во время учебы в Канциле. Вот что говорили о нем канцильцы: “Неужто Темирхан не пьет, не ест, не спит? Что это за человек?! Когда ни посмотришь, он всё время с книгой в руке и читает”».

Т. Шалбузов и внешне был привлекательным, хорошо сложенным мужчиной. У него был дар располагать к себе людей, его слова казались всем исключительно правдивыми и оставляли добрый след в их сердцах. Если бы Темирхан не был таким, вряд ли известный мулла Зулкайда из селения Куг пожелал бы породниться с ним и согласился выдать свою дочь за Темирхана. Из-за человеческих качеств Шалбузова с ним поддерживал отношения Гаджикуттай из селения Кандык (богатый в те времена человек). Хоть Гаджикуттай знал многих уважаемых богословов и алимов, в том числе у себя в селении, он завещал, чтобы именно Т. Шалбузов прочитал молитву над его могилой, когда он умрет. Также он завещал Т. Шалбузову не прикрывать саваном его руки, когда его будут нести хоронить на кладбище. Этим Гаджикуттай хотел донести до народа, что, какими бы богатствами человек не владел, с собой в могилу он ничего не заберет. И, со слов очевидцев, Шалбузов исполнил этот завет — во время похоронного шествия руки Гаджикуттая не были прикрыты саваном. 

Выросший в бедной семье, Т. Шалбузов глубоко ценил жизнь, ее смысл и предназначение. Он не гонялся за материальными благами. Всё его богатство составляли наука и знания. Своим богатством — знаниями — он поделился с сотнями своих учеников. Т. Шалбузов посвятил свою жизнь ликвидации безграмотности своего народа и стал известен благодаря этому.

Мой отец Дадаш Раджабов рассказывал, что в 1929 году решением Дагестанского комитета ВКП(б) его назначили председателем комитета по организации Табасаранского района. Чтобы решить первоочередные задачи организации района, он одним из первых пригласил поработать вместе хорошего знакомого, активного борца за лучшую жизнь родного народа — Т. Шалбузова. Отец поручил Шалбузову вопросы организации народного образования в районе. Работая с большим усердием, Темирхан Шалбузов быстро поставил порученное ему дело на нужные рельсы. Кроме того, Темирхан взял на себя обязательство по выпуску первой газеты на табасаранском языке «Красный Табасаран». Надо сказать, что он блестяще справился с этой задачей. Со слов моего отца, в тяжелые 1930-е годы во имя укрепления советской власти, развития образования, улучшения жизни родного народа наравне с Тарикули Юзбековым, Ага Мустафаевым и Аба Пирмагомедовым, не жалея себя, неустанно работал и внес свой весомый вклад в это большое дело и Т. Шалбузов.

Разбирая архивные документы отца, я наткнулся на одно интересное письмо, прочитав которое, можно смело утверждать, что Т. Шалбузова знали в высших эшелонах власти молодой республики и очень высоко оценивали его деятельность. Это документ 1932 года на бланке Дагестанского обкома ВКП(б). На нем стоит подпись сотрудника Дагестанского обкома ВКП(б) М. Абакарова.

В 1930-е годы Т. Шалбузов сталкивался со многими трудностями. Так, в 1930 году религиозная верхушка в Табасаране устроила мятеж против становления советской власти. В нем участвовали многие неграмотные, не осознающие смысл мятежа простые крестьяне. Предводителя мятежников Гаджи-Эфенди и остальных Т. Шалбузов знал хорошо — они были знакомы еще до революции, а с ее приходом их пути разошлись. Теперь для Гаджи-Эфенди Т. Шалбузов являлся врагом номер один. Если бы не помощь со стороны друзей и соратников, вероятно, Шалбузов попал бы в руки мятежников.

Минбудаг Алисултанов из селения Хив, вспоминая те времена, рассказывал: «В 1930-е годы я был мальчиком лет 13—14. Дядя Темирхан приходил к нам домой. По селу ползли слухи, что советская власть свергнута и на смену ей пришла власть, которая будет руководствоваться религией ислам. Дядя Темирхан ходил по селам, делал подворные обходы и вел разъяснительную работу среди населения: “Советская власть раздает крестьянам земли, дает свободу и образование народу. Эти слухи пускают те, кто не хочет, чтобы народ жил лучше. Нам надо дать отпор таким людям!” Благодаря такой разъяснительной работе многие, кто намеревался примкнуть к мятежникам, передумали. Даже те, кто уже с твердым убеждением, на всех парах мчался на конях помогать бунтарям, после бесед с Т. Шалбузовым разворачивались обратно. Безусловно, о деятельности Т. Шалбузова знал Гаджи-Эфенди. Он угрожал ему расправой. Но дядя Темирхан не отступал и продолжал свое дело. Был момент, когда враги чуть было его не схватили. За ним шла охота. Узнав о происках врагов, отец привел его к нам домой, нашел коня и отправил дядю Темирхана в селение Тинит».

Мой отец Дадаш Раджабов вел дневник, где описывал свою деятельность в 1930-е годы. Около двухсот страниц дневника того времени сохранились в его архиве. На одной из страниц я прочитал: «В начале 1937 года в Дагестане была сформирована комиссия Пушкинского комитета. Вести эту комиссию поручили мне. В нее входили М. Керимов, Я. Аликберов, У. Гусейнов. Комиссия проверяла произведения Пушкина, которые были переведены на табасаранский язык разными переводчиками. Из работ трех переводчиков переводы Т. Шалбузова выделялись точностью и высоким качеством. С тех пор еще никто лучше него эти произведения так и не перевел. Нам, табасаранцам, надо помнить, если бы в 1930-е годы не было Т. Шалбузова, табасаранский язык и письменность отстали бы на долгие годы. Его неустанный труд ради родного языка и народа никогда нельзя забывать. Табасаранский алфавит, первый “Букварь” на табасаранском языке и другие учебники — это результат труда Т. Шалбузова».

Т. Шалбузов был не только видным ученым и хорошим наставником, но и человеком, который старался помочь каждому и всегда являлся примером соблюдения горского этикета, для которого «честь» и «достоинство» были не пустыми словами. «Таких людей нельзя забывать, на таких надо равняться», — говорили люди, учившиеся с Т. Шалбузовым, его знакомые и те, кто с ним так или иначе имел дело. Бывший редактор хивской районной газеты «Светлая звезда» Играмудин Абдулазизов и ныне покойный учитель хореджской средней школы Аливерди Гаджиагаев рассказывали следующее: «В 1960—1970-е годы многие студенты Махачкалы были знакомы с Шалбузовым, потому что он всегда помогал тем, у кого не было средств. Бывали случаи, когда голодные студенты якобы случайно оказывались по его пути на работу или домой в надежде на то, что Т. Шалбузов отведет их в столовую или же даст им копейки, чтобы они могли купить себе еды. Т. Шалбузов помогал всем таким студентам. Чуть ли не все студенты-табасаранцы тех времен получили его наставления и побывали в его гостеприимном доме».

Т. Шалбузов, будучи в преклонном возрасте, не отходил от дел. Его память, здравый ум и состояние здоровья позволяли ему заниматься любимым делом до старости, так как он не курил и не злоупотреблял спиртным.

Столетний аксакал селения Лака Абдуразак Меджидов рассказывал: «Как-то раз в 1970-е годы был я в гостях у сына в Махачкале. С утра пораньше пошел гулять на берег моря. Время было зимнее. Смотрю, Т. Шалбузов стоит у берега. Сделав пробежку и зарядку, он как ни в чем не бывало, наступая на тонкие льдинки у берега, залез в море. Удивленный, я дождался, пока он вылезет из воды. Он вышел и, весь покрасневший от холода, ровной горделивой походкой двинулся в мою сторону.

— Темирхан, — окликнул я, — ты уже немолодой, почти 75 лет. Что ты делаешь?

— Тебе тоже не помешало бы делать то, что и я, — ответил он, вытираясь полотенцем. — Беречь свое здоровье — главная задача человека. 

Действительно, это правда. Но увы, лень одолевает человека. Темирхан хорошо разбирался во всех аспектах жизни».

Говорят, что Темирхан Шалбузов часто повторял следующее: «Тот, кто собирается прожить жизнь достойно, в согласии со своей совестью, должен помнить, что на небесах есть Всевышний, который выше всех, он верховный судья для всего человечества. О человеке, чей девиз “Моя честь и есть судья моей жизни”, никогда не будут судачить остальные». 

Так и есть. Человек с такими принципами жизни будет всем приятен, как свежий весенний цветок. А память о нем и след его яркой жизни навсегда сохранятся в сердцах людей.

Рейтинг@Mail.ru