Чеченский сын России
Чеченский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова на заре своего становления не знал ни сна, ни покоя. Зимой актеры работали на стационаре, радуя зрителя жизнеутверждающими спектаклями. Летом театр отправлялся на гастроли по высокогорным районам и аулам республики. В тревожные 30-е годы прошлого столетия театр стал называться чечено-ингушским, и его гастроли не были редкостью и в горах Ингушетии. Однако летом 1941 года Чечено-Ингушский театр проводил свои гастроли в Веденском районе. Репертуар театра был насыщен и разнообразен. В гастрольной афише можно было прочитать имена прославленных авторов: Мольера, Лермонтова, Эльтона, Музаева, Саидова. Особенно веденцам нравились спектакли «Мекхаш-Мирза» и «Молла Насреддин». Спектакли веселые, задорные, с заразительными искрами народного юмора. Такие спектакли всегда были близки и понятны чеченскому зрителю. Да и актеры старались на сцене, не скупясь на сочные краски в создании ярких образов остроумных и находчивых героев. Однако этот настоящий праздник театрального искусства в Ведено внезапно был омрачен печальными вестями из Москвы.
22 июня в четыре часа утра гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Об этом сообщил репродуктор голосом Юрия Левитана. В сердцах многих горцев поселилось уныние. Пропал блеск в глазах матерей. В одно мгновение повзрослели юноши. Люди понимали, в дом каждого из них пришла беда. Враг посягнул на их родную землю. И ему следует дать достойный отпор. Молодые горцы с присущей им горячностью ринулись к военному комиссариату, чтобы добровольцами уйти на фронт. Это были веденцы.
Но в такой опасный для Отечества момент и актеры чечено-ингушского театра не могли оставаться в стороне. Решение идти на фронт было принято в одночасье. И вот они, молодые актеры Чечено-Ингушского Государственного драматического театра, отважная группа из девяти человек, простившись с друзьями и товарищами, решила вернуться в Грозный, чтобы там, у высокого начальства, отпроситься на фронт. До Грозного добирались на перекладных. К зданию театра подошли поздно вечером, и там, конечно, уже никого не было. Договорившись встретиться завтра утром в театре, актеры разошлись по домам.
Утром в театре было много людей. Они собрались на свои рабочие места в надежде услышать добрые вести. Но добрых вестей пока не было. Лица у всех были угрюмые. Все осознавали тяжесть нахлынувшей беды. Говорили много, иногда даже перебивая друг друга, что не принято у горцев. Но все были едины во мнении, что врага нужно остановить любой ценой, хотя многим казалось, что война не будет долгой, ведь Красная Армия так сильна и отважна и в состоянии дать отпор любому агрессору. Она доказала это уже в финскую войну и на Халхин-Голе. Однако и оставаться в стороне нельзя. Нужно проявить решительность и с оружием в руках немедленно встать в ряды защитников Отечества. К обеду руководство театра сообщило, что у всех чеченских актеров есть бронь и они спокойно могут оставаться дома. Красная Армия в состоянии сама разобраться с обнаглевшими фашистами. Однако Исмаил Ибрагимов, Магомед Сапаров, Осман Горчханов, братья Сайд-Ахмад и Тута Алхазовы, Тапа Исаев, Сайда Гандаев, Ширвани Сатабаев и Абухаджи Туликов не согласились с доводами театрального руководства и направились в военкоматы по месту проживания.
Записавшись в ряды легендарной Красной Армии, они ушли на фронт. Многие из них, храбро сражаясь с противником, в неравном бою героически сложили головы. Некоторые из них до сих пор числятся пропавшими без вести. Числился без вести пропавшим и Абухаджи Туликов. Однако его внук, Руслан Туликов, многие годы настойчиво, не теряя надежды, кропотливо искал следы своего деда, без вести сгинувшего в грохоте второй мировой войны. И нашел. Отследил каждый день нелегкой солдатской жизни своего деда. О нем, о самоотверженном воине, участнике Великой Отечественной войны, Абухаджи Туликове, будет наш рассказ…
Выйдя из театра, Абухаджи Туликов направился в Орджоникидзевский районный (ныне Октябрьский) военный комиссариат Грозного. Там было очень много людей. Все рвались на фронт, объединенные одним желанием: скорее уничтожить врага и очистить Родину от фашистской нечисти. А записывающий добровольцев красноармеец был всего один. И потому в стенах военкомата стоял оглушительный шум, усиливая нервозность собравшихся. Но Абухаджи терпеливо дождался своей очереди и подал заявление. Прочитав заявление, работник военкомата изумленно посмотрел на Туликова и спросил:
– У вас что – пятеро детей? И вы проситесь на фронт?
– Да, – горделиво ответил Туликов.
– Желающих защитить Родину и без вас хватает. Идите к своим детям…
Однако настойчивость Туликова вынудила красноармейца принять его заявление и записать в ряды добровольцев, в ближайшие дни отправляющихся на фронт. Когда он вышел из военкомата, на дворе уже была ночь. Тихая летняя ночь с обилием звезд, украшающих небосвод. Туликову даже показалось, что одна из звезд подмигнула ему. «К счастью», – подумал он и торопливо зашагал домой. У калитки его встретила жена Зойбулла. Видя ее встревоженное лицо, актер попытался успокоить бедную женщину.
– Я должен идти. Я дал слово своим товарищам. Уверен, ты справишься с детьми и не подведешь меня. Война продлится недолго. Пару месяцев, и я вернусь живым и невредимым. Обещаю тебе, я обязательно вернусь…
Жена не ответила ему. Своим чутким женским сердцем Зойбулла давно уловила, что ей никогда не сломить строптивого характера мужа и что лучше ему не перечить. Если он решил, то обязательно своего добьется. И на войну уйдет, кто бы что ни говорил, всем своим женским нутром чуяла она это. И потому, тайком смахнув невольно набежавшую слезу, с трудом выдавила из себя:
– Приехали твои родители. Я им ничего не говорила. Знаю, как они расстроятся. Сам скажешь...
– Скажу, – ответил Абухаджи, – но сначала поговорю с детьми. Они все уже спят, наверное? – спросил он, направляясь в их комнату.
Абухаджи осторожно разбудил каждого из детей, объяснил, куда и зачем он направляется, затем, нежно поцеловав, снова укладывал спать со словами: «А теперь ложись, спи. Я обязательно скоро вернусь». С детьми первыми Абухаджи Туликов простился, чтобы не нарушать национальных обычаев: при родителях он не только не сказал бы им ни единого слова, он даже и не посмотрел бы в их сторону. Так велят древние обычаи и традиции чеченцев. А Абухаджи Туликов был настоящим чеченцем. До утра не смыкая глаз, он просидел с родителями. Говорили обо всем, кроме грянувшей войны. Наконец отец дрогнувшим голосом спросил сына:
– Ты должен туда пойти?
– Да, – ответил сын, – мои товарищи идут туда, Дада.
– Двум смертям не бывать, а одной, кроме Аллаха, никому не миновать. Не посрами моего имени на старости лет. Не теряй чести и достоинства. Что бы ни случилось, оставайся мужчиной; не забывай, что ты чеченец…
– Будь проклят, кто выдумал эту войну, – заголосила мать, – пропадешь, как твой старший брат Абубакар, не увижу я тебя больше…
Но свирепый взгляд старого горца заставил замолчать бедную старушку, хотя рыдания и продолжали клокотать у нее глубоко в груди, сотрясая все тело.
– Нельзя причитать вслед уходящему в большую дорогу, – сказал отец Абухаджи и отвернулся, чтобы женщины не видели скупую мужскую слезу…
Рано утром 25 июня 1941 года на железнодорожном вокзале Грозного было многолюдно. Уходящие на фронт бравые молодцы, провожающие их родственники с угрюмыми лицами, военные, уже в который раз уточняющие списки добровольцев. Духовой оркестр играл «Прощание славянки». Кто-то из добровольцев подошел к оркестру и попросил музыкантов сыграть лезгинку. И лезгинка зазвучала. Молодые чеченцы бросились в пляс, приглашая к танцу девушек. Но в этот омраченный войной день чеченки, провожая своих родных и близких, не захотели веселиться. Сердце рвалось на части, и девушкам было не до танцев. Тогда один из добровольцев выхватил у своей соседки яркий платок и пустился в пляс, изображая кокетливую красавицу. Наконец кто-то вытолкнул в круг и Абухаджи Туликова. Он медленным шагом прошелся по кругу, огляделся по сторонам и лихо закружился в танце, как-будто и не было войны. Актер вложил в этот танец весь жар своей романтической души. Зная, что где-то в стороне за ним наблюдают жена и старшая дочь, пришедшие на вокзал его проводить, Абухаджи танцевал неистово, азартно, чтобы они, его родные, на всю жизнь запомнили солдата-чеченца в красноармейской форме – красивым, сильным и отважным.
Отзвенели последние аккорды духового оркестра, закончились танцы. Эшелон с новобранцами двинулся на запад. Молодые парни, не долюбившие, не нюхавшие пороха, ушли на войну во имя Родины, во имя жизни на земле…
Детство
В детстве он был шаловливым... Мальчуган рос подвижным и насмешливым. Издревле так водится, что в чеченских семьях всегда много детей. Пока младшие подрастают, старшие успевают обзавестись семьями и стать родителями. Хотя старшему брату Абухаджи Абубакару не суждено было познать лучезарное счастье собственной семьи. Абубакару было чуть больше 15 лет, когда грянула Первая мировая война. И он добровольцем ушел на фронт. Отважно бился с австрийцами в доблестных рядах чеченского полка «Дикой дивизии», имел награды и погиб при очередном столкновении с врагом на берегах Буга.
Абухаджи было всего четыре года, когда старший брат уходил на войну, но он помнил его всю свою жизнь – смелого, решительного и немного строгого, как и подобает старшему брату. Еще мальчик помнил, как удивительно красиво танцевал его старший брат, как на него заглядывались сельские красавицы. Со многими из этих красавиц мальчик общался потом, считая их близкими родственницами, если заглядывались на старшего брата, по детски-наивно горевал, когда какая-нибудь из них выходила замуж, не дождавшись его брата-героя. А брат так и не вернулся с поля брани. Навечно остался лежать в сырой земле дальних краев.
Стараясь быть похожим на старшего брата, Абухаджи так отменно научился танцевать лезгинку, что взрослые даже диву давались, глядя на его мастерство. Он долгое время считался лучшим танцором квартала. А в 1922 году, когда из Ростова в Урус-Мартан приехали высокие гости, члены северокавказского правительства – товарищи Михаил Калинин, Анастас Микоян, Серго Оржоникидзе и многие другие, – Абухаджи был подростком. Но для высоких гостей местные чиновники, соблюдая национальные традиции, устроили большой ловзар* на центральной площади Урус-Мартана. Там на гармонике играл сам Умар Димаев. Все мальчишки села собрались полюбоваться этим красочным зрелищем. Юноши лихо отплясывали лезгинку, скромные девушки лебедями проплывали в круге танца, пленяя собравшихся изяществом гибких станов. Лилась звонкая музыка, а в такт ей били в бубен. Танцы продолжались до полуночи. Желающих станцевать было очень много. Но кто-то неожиданно в круг вытолкнул худого подростка. И тот пустился в пляс. Сначала медленным шагом, озираясь по сторонам, словно робея перед взрослыми, но, увлекшись танцем, он забыл о присутствующих, всецело отдался своей страсти, виртуозно чеканя каждое движение. В его танце чувствовалась сила характера, вольность души и чистота необузданных мыслей. В толпе послышался шепот: «чей», «откуда», «какой красавец!». Так и весь Урус-Мартан узнал, что есть у них в селе чудо-танцор, самородок, виртуоз Абухаджи Туликов, сын нихлоевского Магомеда…
В наши дни очень модно ругать советскую власть, сгущать краски, рассказывая о проявленных жестокостях. Однако справедливости ради скажем, что и хорошего в ней было не мало. Это образование, которое советская власть дала всем своим гражданам, невзирая на классовую, религиозную и национальную принадлежность. Яркий свет этого образования достиг белоснежных вершин и глубоких ущелий кавказских гор. В первые же годы советской власти несколько школ было создано и в Урус-Мартане, семь классов в одной из которых окончил Абухаджи Туликов. По тем временам он считался высокообразованным юношей, хотя и не торопился с выбором профессии. Отец желал его видеть бухгалтером или же работником торговли. Но романтического юношу с трепетной душой не влекли столь земные профессии. Его творческая душа рвалась в поднебесье к неизведанному, созидательному, самобытному. Юноша чувствовал в себе огромную силу, неуемную энергию для свершения благих дел, хотя и не знал еще, куда и как приложить эту энергию. С интересом наблюдал за художественной самодеятельностью, созданной молодыми урус-мартановскими активистами. Приглядывался к их успехам. И однажды застал в сельском клубе гостей из Грозного. Они искали талантливых молодых людей для работы в национальном театре. Кто-то из присутствующих сообщил гостям, что Абухаджи Туликов – лучший танцор Урус-Мартана. Гости засмеялись: лучший писатель – Саид Бадуев, лучший гармонист – Умар Димаев и лучший танцор – Абухаджи Туликов, не много ли для одного села. И тем не менее захотели посмотреть на молодого человека. В танце, конечно, равных ему не было. И тогда гости из Грозного, среди которых был и писатель Саид Бадуев, предложили ему работать в национальном театре. И Абухаджи Туликов согласился, где-то в глубине души отчетливо понимая, что отец не будет этому рад. Конечно, отец очень возмутился выбором сына. Однако решение было принято, и отступать от него молодой человек не собирался. Так первый раз в жизни Абухаджи Туликов переступил через желание отца.
Под сводами Чеченского театра
В начале двадцатых годов прошлого столетия в Чечне не было своего театра. Да и мало кто понимал значение этого слова. Но с приходом советской власти, как и по всей стране, в обиходе горцев появились новые слова: ликбез, изба-читальня, клуб, библиотека, театр и так далее. В середине двадцатых годов активизировалось и создание драматических кружков. Они были в каждом районе, в Грозном их было несколько. Вот на базе одного из таких кружков активист Магомед Яндаров в 1928 году и создал ядро будущего национального театра. Более двух лет соратники Магомеда Яндарова давали остроумные, актуальные представления, приучая своих соплеменников к театральной культуре.
Делали все это без зарплаты, по собственному желанию, безо всяких поощрений со стороны властей. И добились силою своего духа, что в мае 1931 года руководители Чеченской области все-таки предприняли шаги к созданию национального театра. Для этого в Грозном была создана театральная студия, куда и был приглашен наш герой Абухаджи Туликов. Два года он днем учился в студии и вечерами работал в театре. Был способным и талантливым учеником. Для дипломного спектакля студийцев Саид Бадуев написал пьесу «Красная крепость». Спектакль ставил режиссер Мамед Алили, и, если он доверил молодому актеру одну из главных ролей, значит, была в актере Абухаджи Туликове божья искра.
В те годы чеченский театр в основном работал с драмами Саида Бадуева. Это были пьесы: «Семья чабана», «Золотое озеро», «За большевистский сев», «Женитьба Цаэбы» и многие-многие другие. Абухаджи Туликов принимал самое активное участие во всех спектаклях, поставленных по этим пьесам. В 1934 году в чеченский театр пришел новый очень талантливый режиссер Арчил Чхартишвили. Свою плодотворную работу в чеченском театре он начал с постановки пьесы Сандро Шаншиашвили «Анзор», одну из главных ролей в котором доверил Абухаджи Туликову. И актер создал незабываемый образ отважного революционера. Пока Чхартишвили работал в нашем театре, актер сыграл во всех спектаклях которые тот ставил. Это были: «Ламара», «Платон Кречет», «Горы меняются», «Закон отцов» и другие. В этих спектаклях Туликов создавал яркие и запоминающиеся образы, играл всегда вдохновенно и с большим темпераментом, виртуозно вживаясь в обстоятельства своих героев.
В 1934 году в жизни горцев произошло важное политическое событие: Чеченская и Ингушская области были объединены в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую республику. Отныне и театр назывался Чечено-Ингушским Государственным драматическим театром. А в 1936 году подоспели и свои кадры. После учебы в ГИТИСе на родину вернулся первый профессиональный режиссер из чеченцев Гарун Батукаев. Для своего дипломного спектакля он выбрал сказку грузинских драматургов Ираклия Гамрекели и Георгия Нахуцришвили «Храбрый Кикила». Остроумный образ главного героя Кикилы создавал легенда чеченского театра Мовжди Бадуев. В образе его брата Тома выступал не менее талантливый актер – Абухаджи Туликов.
Театральная критика тех лет признала спектакль «Храбрый Кикила» одним из лучших на всем Северном Кавказе. Публика принимала спектакль восторженно. В самых мажорных тонах о нем писала пресса. В 1939 году спектакль был показан в Москве и Минске. И везде спектакль «Храбрый Кикила» проходил с оглушительным успехом. Несомненно, в этом была заслуга и нашего героя Абухаджи Туликова. Он был актером широкого плана и необычайных возможностей. Одинаково успешно создавал комические и трагические образы. Проявлял незаурядный талант и в драмах. И все-таки в комедиях он играл с блистательным азартом. Потому и запомнился Абухаджи Туликов своим современникам в спектаклях: «Молла Насреддин», «Мекхаш-Мирза», «Колхозная звезда» и в мольеровской комедии «Лекарь поневоле». В этих спектаклях он давал волю своей творческой фантазии, находил неординарные решения создаваемых им образов, не жалел сочных красок. Искры комедийного таланта Абухаджи Туликова были замечены еще в спектакле «Лекарь поневоле». Но когда молодой чеченский писатель Нурдин Музаев написал совместно с главным режиссером Владимиром Вайнштейном новую пьесу «Мекхаш-Мирза», талант актера заблистал новыми гранями. Любовь к юмору, к веселым и задорным остротам у чеченцев в крови. А в спектакле «Мекхаш-Мирза» талант писателя и блестящие способности незаурядного актера слились воедино, радуя глаз и душу зрителя. Так же было и в музыкальном спектакле, поставленном по пьесе Нурдина Музаева «Колхозная звезда». Режиссер спектакля Гарун Батукаев решил назвать свой спектакль «Праздник колхозника». Его даже можно назвать и первой чеченской опереттой. Столько музыки и танцев в нем было! А где танцы, – там обязательно должен быть и наш герой Абухаджи Туликов. В этом спектакле актер создал образ молодого горца, нашедшего свою стезю в этой жизни, добросовестного труженика маленького горного аула, но с большой душой, готовой обнять весь мир.
Абухаджи Туликов и сам был таким добродушным, веселым, готовым ради верных друзей свернуть горы. Наверное, потому и образ молодого колхозника получился у него чистым, как утренняя заря, и веселым, как звонко журчащий горный ручеек. К началу сороковых годов прошлого столетия Абухаджи Туликов стал одним из лучших актеров вайнахской сцены. Позднее Народный артист РСФСР Яраги Зубайраев вспоминал, что Абухаджи Туликов был настоящим чеченцем, патриотом своего края и, как бы советская власть не пропагандировала атеизм, он оставался верен Аллаху и постулатам ислама. Был надежным товарищем в жизни, замечательным партнером по сцене, самоотверженным другом, да что там говорить, – смахивал слезу каждый раз в конце своих воспоминаний старый актер, – все они, ушедшие на войну наши товарищи, были настоящими мужчинами.
В горниле войны
Всю дорогу, пока поезд с новобранцами шел по просторам необъятной России, Абухаджи Туликов писал письма домой, утешал родителей, подбадривал жену, давал наставления детям, чтобы те не ленились и хорошо учились, обещал скоро приехать и проверить их знания. Последнее письмо пришло из станицы Ленинградской, что в Краснодарском крае. Там в начале войны дислоцировался 1317-й полк 302-й стрелковой дивизии, входившей в состав Северокавказского фронта, которым командовал маршал СССР Семён Михайлович Будённый. Северокавказский фронт стоял пока в резерве. Новобранцев обучали военному ремеслу. Был среди них и наш земляк Абухаджи Туликов. Каждую минуту отдыха он использовал, чтобы написать письма домой. Сначала отцу писал о своем солдатском житие-бытие, а затем жене, спрашивая о ее настроении и здоровье детей. И отец, и жена старались прилежно отвечать ему. Так продолжалось более месяца. Однако с первых дней августа 1941 года из Одессы стали поступать тревожные вести о натиске фашистских орд на этот черноморский город. Приморская Армия под командованием генерала Георгия Софронова стояла насмерть, мужественно отражая яростные атаки неприятеля. Но враг многократно превосходил в живой силе. 8 августа 1941 года в Одессе было объявлено осадное положение. Более ста тысяч трудящихся вышли на защиту своего города. Они возводили баррикады, строили огневые точки и оборонительные рубежи под постоянными бомбардировками и артиллерийским огнем. В эти жаркие дни противостояния наших войск агрессору на подмогу Приморской Армии, захлебывающейся в крови непрерывных боев, был брошен Северокавказский фронт под командованием С. Будённого. Так наш земляк Абухаджи Туликов попал в Одессу в самые тяжкие для этого города дни. Он храбро сражался с врагом, демонстрируя непоколебимый кавказский характер и стойкость джигита. Где-то в глубине души он даже гордился тем, что ему выпала высокая честь защищать родное Отечество в рядах легендарной Красной Армии, в победе которой он не сомневался. Однако, имея пятикратное превосходство над защитниками Одессы и шестикратное превосходство в личном составе, гитлеровцы 13 августа 1941 года в районе Рыбаковки вышли к морю и плотным полукольцом окружили город. Оборона Одессы продолжалась 73 дня. Круглосуточно шли кровопролитные бои. Вражеская авиация по 12–15 раз в сутки бомбила город. Гибли люди, рушились здания, не хватало воды и боеприпасов, но Красная Армия, истекая кровью, героически держала оборону, не давая противнику войти в Одессу. Одним из этих героев был наш земляк Абухаджи Туликов – меткий стрелок и отважный боец Красной Армии.
В обороне Одессы принимал участие Черноморский флот под командованием контр-адмирала Гавриила Жукова. Однако очень часто действия защитников Одессы оказывались несогласованными и наносили огромный урон общему делу защиты истекающего кровью города. Тем временем на поле боя гибли безусые юнцы, защитники матушки-России. С. Будённый докладывал в Москву о незавидной ситуации, сложившейся на поле битвы под Одессой. Нередко попадали в окружение целые полки, а иногда даже дивизии. 16 октября 1941 года оказалась в плотном кольце врага и 302 стрелковая дивизия Северокавказского фронта. Тяжелораненый Абухаджи Туликов попал в плен к румынам, воевавшим на стороне фашистской Германии. А в Грозный командиры отправили краткое сообщение: «Красноармеец Абухаджи Туликов пропал без вести». Мать и жена хранили эту весточку как талисман, как свидетельство того, что он жив. Ведь не похоронка же. Значит, жив, значит, вернется обязательно. Он обещал…
907 мучительных дней и ночей провел «пропавший без вести» Абухаджи Туликов во вражеском плену. Пытался бежать, был пойман и зверски избит прикладами автоматов, терпел голод и холод. Но выжил вопреки всему, невзирая на лишения и страдания, которые ему довелось испытать в румынском плену.
Румынский плен
У известного советского писателя Михаила Шолохова есть произведение «Русский характер», в котором он до мельчайших подробностей описывает тяжкие муки, выпавшие на долю бойца Красной Армии, попавшего в немецкий концлагерь. Нельзя без слез читать о страданиях Андрея Соколова – главного героя рассказа. Не менее, а может быть, и более страшные испытания выпали пленникам румынских фашистских концлагерей. Вначале Абухаджи Туликова и других красноармейцев, попавших в румынский плен, загнали в обветшалое здание без окон. Уже стояли октябрьские холода. В течение двух месяцев их держали взаперти под видом карантина. В декабре, когда морозы стали крепчать, их поместили в деревянный сарай с земляным полом. Даже захудалых нар в помине не было. Люди спали на опилках. Утром опилки сгребали в один угол, чтобы не топтать в грязной обуви, а вечерами снова рассыпали для сна. Похлебку давали один раз в сутки, нередко бывали дни, когда и вовсе забывали кормить пленных. Никаких врачей и медикаментов не было.
Осенью 1941 года в плен к фашистам попало более 10 тысяч красноармейцев. При освобождении Одессы весной 1944 года в живых их оставалось менее тысячи человек. Свирепствовал тиф. Мертвых сразу не хоронили, их складывали штабелями рядом с сараем, в котором жили пленные, обсыпали каждый ряд хлоркой и высушивали на солнце, затем бульдозером рыли огромный котлован, сбрасывали трупы и засыпали землей. Два с половиной года провел Абухаджи Туликов в этих нечеловеческих условиях. Одно было утешение, что в этом румынском концлагере «Васлуй-4» он встретил своего земляка – красноармейца Алавди Вазарханова. Вместе коротали они эти тяжкие дни во вражеском плену, вместе мечтали о победе и скором освобождении. Правда, неугомонный Абухаджи Туликов дважды и сам готовил побег, находил единомышленников, разрабатывал план действий. Но каждый раз и среди пленных находился иуда, который доносил фашистам о готовящемся побеге. Абухаджи жестоко избивали, бросали в карцер, морили голодом. Но он не сдавался. Такой сильный дух был у человека, несгибаемый волевой характер. Самые изощренные зверства фашистов не сломили могучий дух горного орла. Так называли товарищи по румынскому плену чеченского актера Абухаджи Туликова, доблестного воина Красной Армии. Об этом рассказал Алавдин Вазарханов, который в 1961 году побывал в гостях у сына нашего героя. Он долго рассказывал со слезами на глазах о мужестве и отваге Абухаджи Туликова, славного сына чеченского народа, сложившего голову на поле брани, освобождая Европу от коричневой чумы.
Последняя роль актёра
10 апреля 1944 года 3-й Украинский фронт под командованием маршала СССР Родиона Малиновского освободил Одессу от фашистских захватчиков. Были освобождены и военнопленные. Абухаджи Туликова, как и других военнопленных, долго и усердно допрашивали в НКВД о том, как он попал к фашистам в плен. Возможно, как многим другим военнопленным, и ему грозили застенки суровых магаданских лагерей на 25 лет. Кто его знает, может, так оно и было бы лучше?! Но все товарищи по плену в один голос рассказывали НКВДшникам о его отчаянном характере, о побегах, которые он готовил, о честности и порядочности рядового чеченца Туликова Абухаджи. Это помогло нашему земляку избежать мытарств в советских лагерях. Но актеру этого показалось мало. Изможденный пытками румынских фашистов в концлагере, Абухаджи Туликов попросился на фронт. Его долго отговаривали. Рассказывали о том, что многие чеченцы и ингуши уже сняты с фронта и отправлены домой. В конце концов, объяснили, что все чеченцы и ингуши «признаны великим Сталином врагами народа» и сосланы на каторжные работы в Среднюю Азию и Казахстан. Однако Абухаджи Туликов настаивал на своем. И просил не только за себя, но и за земляка Алавдина Вазарханова. Настоятельные просьбы дерзких чеченцев дошли до командования и были удовлетворены: Абухаджи Туликову и Алавдину Вазарханову было дозволено стать бойцами 202-й стрелковой дивизии 27-й армии второго Украинского фронта.
Все тридцать месяцев, которые Абухаджи Туликов томился во вражеском плену, он мечтал только об одном: до последней капли крови, до последнего вздоха биться с ненавистным врагом. И вот настал долгожданный час, он плечом к плечу встал в один ряд с воинами легендарной Красной Армии, которая гонит врага с родной земли. Актер получил самую главную роль в своей жизни – стал защитником Отечества! Очистив Одессу от фашистов, 2-й Украинский фронт продолжил наступление на немецкую армию «Юг», нанося огромный урон противнику, вступил на земли Молдавии, где долгих три года господствовали румыны, и к началу августа 1944 года оттеснил врага за пределы советской родины. Во всех этих боях Абухаджи Туликов принимал самое активное участие. Летом, а затем и осенью 1944 года был представлен к государственным наградам. Однако то ли из-за плена, в котором побывал отважный воин, то ли из-за того, что все чеченцы были в опале, представления командования о награждении Туликова оставались безответными. Впереди были еще трудные переходы через Тису и Дунай. Но доблестный сын Кавказа, храбрый воин в прославленных рядах второго Украинского фронта преодолел и эти преграды под непрерывными налетами немецкой авиации и несмолкающим гулом вражеской артиллерии.
Абухаджи Туликов принимал участие в Ясско-Кишинёвской операции, где были разгромлены 22 немецкие и почти все румынские дивизии. В октябре 1944 года за проявленные воинскую доблесть и отвагу при наступлении на Дебрецень наш земляк опять был представлен к награде. Но судьба вновь распорядилась иначе. А он продолжал воевать. Не ради орденов и медалей. А ради торжества мира и справедливости на этой грешной земле.
В декабре 1944 года 2-й Украинский фронт находился уже на подступах к Будапешту, столице Венгрии. Враг ожесточенно сопротивлялся. С боями приходилось отстаивать каждый квартал, улицу, дом. Бойцы Красной Армии бились насмерть, приближая желанный час победы. Но нашему земляку Абухаджи Туликову не суждено было увидеть день Победы. 4 декабря 1944 года в боях на подступах к Будапешту он был снова тяжело ранен. В тот же день его доставили в медсанбат № 357. Но на этот раз ранения оказались смертельными: ему оторвало обе ноги и левую руку, осколок попал в глаз. Страшное лицо войны...
Хорошо, что мать, жена и дети не видели этой мрачной картины. Да мать Абухаджи Туликова Хута и не могла этого видеть. Она погибла в феврале 1944 года при депортации чеченцев и ингушей. На одном из полустанков она хотела набрать снега, чтобы нацедить воды своим маленьким внукам. Поезд дернулся, и бедная женщина сорвалась, ее затянуло под колеса вагона. Родственники соскочили с поезда и подобрали изуродованное тело. Несколько дней везли с собой, чтобы по-человечески предать земле на конечной остановке. Но солдаты как-то узнали, что опальные чеченцы везут труп и тут же выбросили его на снег. Такое часто бывало в той длинной скорбной дороге. Так что мать опередила сына в своей трагической смерти. Опередила на целых десять месяцев.
Журнал полевого медсанбата хранит скупую дежурную запись: «Рядовой Туликов Абухаджи скончался 6 декабря 1944 года в 16.00».
Наш земляк достойно справился с ролью, которую ему доверила Родина. До последней капли крови он мужественно и самоотверженно сражался за честь и независимость Родины. Абухаджи Туликов был настоящим воином, достойный восхищения. И земле его предали с воинскими почестями как настоящего героя. Таким он должен остаться и в благодарной памяти народной. Вначале его похоронили в одиночной могиле № 12 на территории старинной белокаменной церкви венгерского города Харшань Мишкольского уезда. Впоследствии, когда после долгих мучительных поисков удалось проследить с первого до последнего дня весь боевой путь актера и славного воина, сложившего голову за правое дело, внук Абухаджи Туликова – Руслан – попытался привезти останки деда домой, чтобы предать земле в родном Урус-Мартане. Тогда выяснилось, что со временем венгерские власти перезахоронили павших советских воинов в единой братской могиле. И потому останки нашего земляка Абухаджи Туликова покоятся в братской могиле города Мезёчет, что находится в области Боршод-Абауй-Земплен.
В 2012 году одну из центральных улиц Урус-Мартана назвали славным именем Абухаджи Туликова. Но этого очень мало для сохранения памяти такого отважного и целеустремленного человека, отдавшего жизнь в жестоких кровопролитных боях за Родину. О таких доблестных чеченских сынах России должна знать вся страна. Их незабвенные имена должны служить ярким примером грядущим поколениям.
* Ловзар — общественное развлечение, устраиваемое на площади, в ходе которого участники стараются показать свои умения, силу и ловкость.