Мокшанский язык

Мокшанский язык относится к мордовской подгруппе финно-волжской группы финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Количество носителей — около 2 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
Для записи мокшанского языка используется мордовская письменность. Впервые мордовский языковой материал был записан латиницей в 1692 г. в книге голландского ученого Н. Витсена «Северная и восточная Татария». Во второй половине XVIII в. появились первые собственно мокшанские тексты, записанные кириллицей. На кириллице мордовская письменность существует по настоящее время.
Художественное творчество мордовского народа имеет давнюю историю. Его истоки восходят к концу XVIII — началу XIX вв. Создается мордовская литература на мокшанском, эрзянском и русском языках, но характеризуется она как единая литература мордовского народа.
Много веков мордовский народ был лишен своей письменности, но еще в бесписьменный период своего развития накопил богатые художественные традиции. Многолетнее собирание фольклора привело к созданию героического эпоса «Масторава» (1994), в котором отразилось стремление мордовского народа к моноэтничности, национальной самобытности, выражены нравственно-этические нормы и эстетические идеалы.
Для развития мордовской литературы от истоков до современности характерна привязанность к традициям и обычаям. Так, произведения зачинателей мордовской поэзии, выходцев из мордвы-мокши Захара Дорофеева и Михаила Безбородова теснейшим образом переплетены с народным творчеством.
Долгое время созданная З. Дорофеевым «Колыбельная песня» бытовала среди мордвы как народная. А его вышедший в 1912 г. сборник «Песни и думы народного учителя» открыл первую страницу письменной мордовской поэзии.
Широкую популярность получила поэзия М. Безбородова. В его творчестве философские, нравственные, национальные проблемы предстают как осмысление истории, быта, обычаев мокшанского народа.
Нелегкими путями шло формирование национальной поэзии. Отсутствие разработанных норм литературного языка, неустоявшиеся приемы стихотворной техники, обобщенно-поэтический стиль — всё это отражалось на качестве стиха.
Качественные перемены назрели к 1930-м гг. В этот период по праву получили известность мокшанские поэты Максим Бебан, Григорий Ельмеев, Федор Дурнов.
В Саранске и в московских издательствах (ГИХЛ, Центриздат, Гослитиздат, «Молодая гвардия») в 1929—1941 гг. опубликованы на эрзянском, мокшанском и русском языках 76 стихотворных сборников 38 авторов и 8 коллективных книг мокша- и эрзя-мордовских поэтов.
Лирика мокшанских поэтов военных лет в жанровых формах лирической миниатюры, публицистического стиха, стихотворного очерка и героической баллады создает образ современника, героя военного времени. В эти годы плодотворно работали Илья Девин, Александр Малькин и др.
Поэтическая летопись жизни мордовского народа послевоенного десятилетия представлена лиро-эпическими поэмами, стихами, балладами А. Малькина, И. Девина, М. Бебана и других авторов.
В 1960—1970-е гг. жанровые формы мокшанской поэзии существенно обогатились: из классики пришли лирическая и героическая поэма (И. Девин, А. Малькин, Анатолий Тяпаев), сонет, романс, басня (М. Бебан).
В наши дни развитием жанра поэмы в мордовской поэзии занимаются истинные художники слова мокшане Сергей Кинякин, Иван Кудашкин, А. Тяпаев. Открытием последних десятилетий стала поэзия Василия Кригина, Виктора Лобанова, Раи Орловой, Николая Циликина, Владимира Нестерова, Полины Алёшиной, Марины Аникиной. Также в современной поэзии популярны музыкальные и сатирические жанры.
Современная мокшанская поэзия продолжает фольклорные и литературные традиции, прокладывая свой путь.

Рейтинг@Mail.ru