Если даже не будет ни одной звезды...
Я часто бываю в Избербаше. Это город моей юности. В студенческие годы мы любили бродить по его узким улицам, часто поднимались всем училищем на гору Пушкин-тау, проводили там спортивные мероприятия. Даже если ночью на небе не будет ни одной звезды, в этом городе я не заблужусь — от родного училища до улицы Чернышевского рукой подать. Там в пятиэтажном доме и поныне живет дорогой моему сердцу человек — тетя Тамара.
Всё до мелочей помню в этой уютной квартире: иконы, которые занимали самое почетное место в доме, неутомимый бой настенных часов и даже «ленивую» плюшевую мартышку на фортепиано.
В кухне всегда пахло необычайно вкусно, тетя Тамара всё свое свободное время проводила там — она очень любила готовить. Могла встать в пять часов утра и приготовить какое-нибудь изумительное блюдо, рецепт которого зачастую знала только она одна. Я до сих пор помню вкус ее украинского борща.
Руки её никогда не были свободны: вязали уникальные скатерти, салфетки, вышивали. Женщины приходили к ней, чтобы полюбоваться ее работами, овладеть новым приемом вязания или вышивания или просто поговорить, облегчить душу.
С Ириной, дочерью Тамары Леонидовны, я училась на одном курсе. С это доброй, душевной девушкой мы подружились сразу. Она часто зазывала меня в гости, а потом и вовсе предложила жить у них.
Строгую, немногословную, заботливую тетю Тамару я полюбила как родную мать. Она сыграла большую роль в формировании моего мировоззрения, я многому у нее научилась: верить и быть верной, жить и любить жизнь, ценить людей.
С моим появлением хлопот у Тамары Леонидовны прибавилось: теперь она заботилась не только о своей родной дочери Ирине, но и обо мне, тоже ставшей ей родной. За все годы, что я жила у них, я не помню ни одного дня, чтобы кто-нибудь не постучался в двери этого гостеприимного дома. Подруги, коллеги по работе приходили за советом, а иной раз просто на чай. В доме от их улыбок становилось еще светлее и уютнее. Как мы любили эти вечера!
Необъятной души и непростой судьбы человек Тамара Леонидовна родилась в предвоенные годы на Украине, в городе Снежном, в семье главного бухгалтера стройтреста. Дитя войны, она росла в голоде, на себе испытала всю горечь военных лет. Девочка дважды была на грани голодной смерти, но выжила — любовь к жизни оказалась сильнее выпавших на ее долю испытаний.
— Постоянно была голодная, хлеб выдавали по карточкам. Однажды в очереди за хлебом меня чуть не задушили — люди просто зверели от недоедания. Не дай Бог пережить такое, — вспоминает Тамара Леонидовна свое горькое детство. — Шла война, отец ушел на фронт, вскоре получили похоронку. Как забыть те страшные слова: «Решетников Леонид Степанович погиб смертью храбрых...» Могилу отца нашли в Смоленской области.
Жестокости фашистов не было предела. На восьмой шахте была школа, фашисты превратили ее в пыточную. Мы слышали стоны пленных и плакали вместе с ними. После войны в школе еще долго стоял запах крови, — продолжает рассказывать Тамара Леонидовна. — После смерти отца мужчин в нашей семье не осталось, мы жили втроем: я, мама и тетя. Одному Богу известно, что мы пережили в эти страшные годы, но выстояли, потому что в наших сердцах жила вера в Победу.
Наконец долгожданный День Победы наступил. Война закончилась, но наступили тяжелые послевоенные годы: голод, разруха. Я ходила в школу, мама и тетя работали на шахте. Жили в нечеловеческих условиях — в землянке посреди леса. Кругом темно и сыро, только печка горит. Я училась в четвертом классе, умела хорошо писать и читать. Однажды нашла какую-ту старую газету, в ней увидела адрес: Москва, Кремль, Сталину. Это и навело меня на мысль написать ему письмо:
«Товарищ Сталин! Я учусь в четвертом классе, мы живем в землянке, надоела темнота. Мой отец погиб на фронте, мама и тетя круглосуточно работают на шахте, построить нам дом некому. Помогите, пожалуйста». Письмо я отправила. Дома никто об этом не знал.
Прошло немного времени, и вдруг к землянке подъехала военкоматовская машина. Из нее вышли четыре человека в форме и направились к нашему дому. Я испугалась, залезла под кровать и спряталась. Мама была на шахте, перепуганную тетю они расспрашивали обо мне, затем забрали ее с собой к начальнику шахты. В течение 24 часов нам выделили комнату. После этого я никому ни на что не жаловалась.
Шли годы, восстанавливались разрушенные города, жизнь менялась, росла молодежь. Люди снова научились мечтать.
Тамара Решетникова закончила школу, поступила в Ростовский статистический техникум.
В 1959 году ее, выпускницу техникума, распределили на работу в Дагестан. Тамара приехала в Махачкалу, а уже отсюда ее направили в селение Хучни Табасаранского района.
В Табасаране Тамару Леонидовну приняли тепло, обеспечили жильем, сразу же назначили статистиком при исполкоме — она контролировала развитие экономики района.
Сейчас Тамара Леонидовна с улыбкой вспоминает, как хозяйка дома, где ей выделили комнату, учила ее жить по обычаям горцев.
— Получив посылку от мамы, я очень обрадовалась, — рассказывает она. — И вдруг, вернувшись вечером с работы, увидела, как хозяйская собака с аппетитом доедает присланное мне с Украины сало. От обиды я начала реветь. Как выяснилось, пока я находилась на работе, хозяйка дома решила избавиться от запрещенного у мусульман продукта. Так я училась жить в Дагестане. Любимая работа, люди, которые стали мне родными, — это теперь моя жизнь, за что я очень благодарна судьбе.
Больше года Тамара Леонидовна проработала в Табасаране, затем ее направили в Каякентский район, позже — в город Избербаш. В Избербаше она устроилась в нефтегазодобывающее управление экономистом. Параллельно поступила в Ростовский институт народного хозяйства и закончила его с отличием.
С 1974 по 1992 год (19 лет) она проработала начальником Госстраха города Избербаша. Работала добросовестно, имеет множество поощрений, ветеран труда.
В те годы специалистов высокого уровня в Дагестане было немного, их ценили, с одного участка работы перебрасывали на другой.
Не успела Тамара Леонидовна выйти на пенсию, как уже через неделю ее пригласили в налоговую инспекцию старшим инспектором. Там она проработала много лет.
Сейчас Тамара Леонидовна, этот интеллигентный, высокопорядочный человек, находясь на заслуженном отдыхе, воспитывает внуков. Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, но я всегда знала, что эту смелую, трудолюбивую женщину судьба ранила не раз. Но Тамара Леонидовна не только не падала духом, напротив, неудачи закалили ее характер. В чужой республике без чьей-либо помощи она сумела подняться на ноги, вырастить дочь и дать ей достойное воспитание, а самое главное — завоевать любовь и уважение дагестанцев.
Дагестан для нее стал родным домом, но истоков своих она никогда не забывала — часто ездила на Украину к родным, заботилась о них.
Мы с Ириной после окончания музыкально-педагогического училища продолжили учебу: она закончила музыкальный, я — филологический факультет пединститута, но мы не разлетелись в разные стороны, как часто бывает после учебы, наоборот, со временем стали ближе и роднее друг другу — будни и праздники у нас общие.
Ирина вышла замуж. У них с Тагиром умные, красивые дети: сын Руслан, дочери Нина и Марьям. У Тамары Леонидовны большая и дружная семья — они живут все вместе. Тагир стал для Ирины верным спутником жизни, а для Тамары Леонидовны — заботливым сыном.
Ирина и Тагир вместе учились на музыкальном факультете ДГПИ, но не только «музыка их связала» — их судьбы соединила большая и чистая любовь. Они очень похожи друг на друга — так о муже и жене говорят, когда они понимают друг друга без слов.
Всё в семье Тамары Леонидовны было светло, безоблачно, но восемь лет назад нас постигло страшное горе: мы похоронили старшую дочь Ирины и Тагира, любимую внучку Тамары Леонидовны — Тамару, она утонула в Каспийском море.
В это трудное для нас время мы были вместе, мы держались, не позволяя горю овладеть нашими сердцами...
Ирина сейчас работает преподавателем музыкального отделения нашего родного училища и параллельно завучем в Каякентской школе искусств.
Тагир — одаренный музыкант, профессионально играет на многих музыкальных инструментах. Работает он учителем музыки во вспомогательной школе для слабослышащих в городе Избербаше. Их дочь, внучка Тамары Леонидовны Нина, учится в мединституте в Астрахани, Руслан и Марьям еще ходят в школу. Они очень любят бабушку. Внуки — гордость Тамары Леонидовны, она и моего сына называет внуком, а он ее считает своей бабушкой.
Все мы хотим, чтобы самые яркие звезды освещали жизненный путь этой милой женщины, которая и сейчас согревает нас материнской заботой и лаской.
Даже если на небе не будет ни одной звезды, я всегда найду эту уютную трехкомнатную квартиру, каждый уголок которой мне дорог, и уверена: что бы ни случилось, родные люди снова примут меня как дочь.