Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Лезгинский язык

Лезгинский язык относится к лезгинской группе нахско-дагестанской языковой семьи. Количество носителей — около 400 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
Старейшие памятники лезгинской письменности датируются первой половиной XIX в. Это рукописи, в которых используется арабский алфавит, частично приспособленный к фонетике дагестанских языков.
В 1860-е гг., после присоединения Дагестана к Российской империи, этнограф и лингвист П. К. Услар составил первую лезгинскую грамматику (опубликована в 1896 г.), в чем ему помог лезгинский поэт Казанфар Зульфукаров. В 1928 г. был утвержден алфавит на основе латиницы, в 1938 г. — на основе кириллицы.
Первым известным памятником лезгинской литературы является «Плач на смерть великого князя Джаваншира» Давдака Кертога, поэта VII в.
В период ХI—XIII вв. лезгинская литература использовала персидский язык. Такие поэты, как Мехсетиханум Гянджеви (1089—1183), Хакани Ширвани (1126—1199), Фелеки Ширвани (1126—1160), Низами Гянджеви (1141—1209) и др., причисляемые медиевистикой к так называемой азербайджанской поэтической школе персидской поэзии, по своей национальной принадлежности были представителями коренных кавказских народов.
Не исключено, что в этот период были поэты, писавшие и на родном лезгинском. До наших дней дошли лишь несколько стихов Далаха из Судура, среди которых есть элегия, написанная на смерть великого Низами.
В ХIV—ХVIII вв. на лезгинском языке писали свои стихи поэты Мелик из Кюре (ХIV в.), Кемер из Микраха (ХV в.), Экбер из Мушкура (ХVI в.), Забит из Келета, Лезги Салих (ХVII в.), Назим из Ахты (ХVIII в.), Реджеб из Ихрека (ХVIII в.) и др. В стихах Эмина из Ялцуга (ХVIII в.) многие замечают суфийские темы и адресованность прежде всего Богу.
В конце ХVIII — начале ХIХ вв. широкую известность в народе получил ашуг (народный поэт-певец) Саид из Кочхюра, открыто и смело осудивший в стихах тиранию власть имущих.
Первая половина ХIХ в. в лезгинской поэзии ознаменована именами Магомеда Яраги, Мирза-Али из Ахтов, Мазали Али, Али из Рухуна, Эмиралииз Тагирджала, Лезги Ахмеда и др. Во второй половине ХIХ в. творил историограф, просветитель, педагог и поэт Гасан Алкадари.
Основоположником современного лезгинского литературного языка считается Етим Эмин (1838—1884). Он принес в родную литературу множество поэтических форм восточной поэзии, создал новые поэтические размеры, установил новые каноны стихосложения.
Во второй половине ХIХ — начале ХХ в. лезгинскую поэтическую культуру обогатили Сулейман Стальский, Эмираслан Гани, Малла Эглер, Гаджи из Ахтов, Шихмагомед из Мехкярга, Ашуг Абдуллах, Курбан из Хпеджа, Абдулгамид из Чилика, Али из Мугергана, Ашуг Яхья, Кесиб Абдуллах, Саяд Стальская, Ашуг Сюйгюн и др.
Мировую известность получил Сулейман Стальский, в устной форме создавший непреходящие образцы поэзии. Особой популярностью в народе пользовались его сатирические стихи, в которых он бичевал человеческую глупость, злодейство, вероломство.
Широкое признание в первой половине ХХ в. получил Курбан из Хпеджа. В его творчестве большое место занимает духовная тематика.
В 1930-е гг. засияли новые звезды: Алибек Фатахов, который написал первый и единственный во всей лезгинской и дагестанской литературе роман в стихах; Агалар Гаджиев, собравший и составивший первый большой сборник лезгинского фольклора; Балакардаш Султанов; Кияс Меджидов; Тагир Хурюгский; Мусаиб Стальский; Мемей Эфендиев, Нуредин Шерифов и Насруллах Нури.
В 1940—1950-е гг. громко заявили о себе Абдул Муталибов, Лукман из Хурюга, Шах-Эмир Мурадов и Шихнесир Кафланов.
В 1960-е гг. в лезгинскую поэзию пришла череда талантливых поэтов: Забит Ризванов, Алирза Саидов, Ибрагим Гусейнов, Лезги Нямет, Байрам Салимов, Асеф Мехман, Жамидин, Ханбиче Хаметова, Калантар Калантаров, Даглар Абдуллаев, Азиз Алем и др. Творчество этих авторов перешло границы Дагестана, их стихи и поэмы в переводе на русский язык регулярно издавались в лучших литературных изданиях страны, переводились на языки народов России и мира.
Забит Ризванов и Байрам Салимов собрали составлявшие народный героический эпос легенды и сказания о лезгинском герое Шарвили и создали поэтическую версию этого литературного памятника.
С 1970-х гг. на ниве лезгинской поэтической словесности плодотворно работают поэты Мердали Джалилов, Сажидин Саидгасанов, Мурсал Алпан, Пакизат Фатуллаева, Абдуселим Исмаилов, Агалар Исмаилов, Гюльмагомед Шугаев и др.
Следующее поколение лезгинских поэтов — это заявившие о себе в 1980-е гг. Абдул Фаттах, Фейзудин Нагиев, Камалдин Ахмедов, Майрудин Бабаханов, Зульфикар Кафланов, Медет Эрзиманов, Азиз Мирзабеков, Шахбала Шахбалаев, Арбен Кардаш и др. Эти поэты расширили жанровые и тематические границы, идейно-эстетические искания лезгинской поэзии. Многие из них и сегодня возносят национальную поэзию к новым вершинам.
В Азербайджане в настоящее время работают поэты Музаффер Меликмамедов и Седагет Керимова, они издают в Баку газету «Самур» на лезгинском, русском и азербайджанском языках. Здесь же на этих трех языках издается журнал «Алам» («Узор»), вокруг которого благодаря редколлегии создано литературное объединение «Марвар» («Роза»), куда входят поэты Зерифа Касумова, Роза Гаджимурадова, Эйваз Гюлалиев, Билал Адилов, Саидмет Самури, Бести Нифталиева, Гульбес Асланханова и др.
Конец 1990-х и начало 2000-х гг. оказались сложным периодом не только для литературы. Но с начала ХХI в. в лезгинской литературе набрали силу молодые голоса. Продолжая и развивая лучшие традиции предшественников, они отстаивают идеалы гуманизма и общечеловеческие ценности.

Рейтинг@Mail.ru