Хакасский язык

Хакасский язык относится к уйгуро-огузской группе восточной ветви тюркских языков. Количество носителей — около 43 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
Хакасская письменность на основе кириллицы была создана в 1924 г., хотя известны и более ранние, не получившие развития попытки создания письменности. В 1929 г. письменность была переведена на латиницу, в 1939 г. — вновь на кириллицу.
Поэзия хакасского народа сформировалась задолго до наших дней. Сложившиеся во времена древнехакасского государства (VI—ХIII вв.) литературные традиции были прерваны после вторжения монголов под предводительством Джучи, сына Чингисхана, и вплоть до ХХ в. все духовное богатство народа сохранялось в устном поэтическом слове. Самыми богатыми жанрами хакасского фольклора являются героический эпос алыптыг нымах (богатырское сказание), лирические песни ырлар, сарыннар, поэтические дуэли посредством тахпахов — четверостиший или восьмистиший, часто под аккомпанемент хомыса и чатхана, на которые соперник должен был найти мгновенный достойный ответ.
В 1920-х гг. устные поэтические традиции хакасского народа продолжили поэты Петр Штыгашев, Александр Топанов, Василий Кобяков. Многие поэтические произведения имели сходство с народными песнями и тахпахами.
В поэмах А. Топанова, особенно в «Кин алып», звучат мотивы героических сказаний, посвященных защите Родины от захватчиков. Привязанность к крупным поэтическим формам (поэмы, романы в стихах) не обошла стороной и авторов 1950—1960-х гг.: Николая Доможакова, Михаила Кильчичакова, Михаила Чебодаева, Моисея Баинова.
Усилиями Михаила Аршанова, Ивана Костякова и Ивана Котюшева хакасская поэзия сформировалась как стройная система, усилилось внимание к родному слову.
Своеобразие национального облика проявилось в произведениях Николая Тиникова, Якова Тиспирекова, Виктора Угдыжекова, Каркея Нербышева, Евдокии Тыгдымаевой, Алевтины Майтаковой, Василия Барашкова, Алексея Тюкпеева.
В 1970—1980-е гг. на первый план выдвинулись лирики: Валерий Майнашев, Мелейек Казачинова (Галина Кужакова), Валентина Татарова.
В 1990-е гг. заявили о себе молодые поэты Сибдей Том (Сергей Майнагашев), Паин Саа (Александр Баинов), Геннадий Кичеев, Кун Таназы (Альбина Курбижекова), Федор Тохтобин, русскоязычные Анатолий Кыштымов, Наталья Ахпашева, Геннадий Маерков.
Новейший период национальной словесности знаменателен приходом Сибдея Тома, который активно экспериментирует с билингвальной поэзией, соединяя Восток и Запад. Традиции народной эпической поэмы сохраняет и развивает А. Курбижекова. Поэзия Г. Казачиновой, В. Татаровой, А. Курбижековой, Паин Саа — колоритный художественный мир, тесно связанный с насущными проблемами времени и традициями народа. Особым сложным построением и богатством языка отличаются стихи Г. Казачиновой.

Рейтинг@Mail.ru