Марийский язык

Марийский язык относится к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Количество носителей — около 390 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
С древних времен марийцы использовали надписи в виде геометрических знаков-тамга, называемых тиште. Их вырезали на коре (нымыште) либо на специальных деревянных палках (шерева тоя) особым ножом и применяли, как правило, для передачи хозяйственной информации. В неизменном виде эти знаки использовались вплоть до 1930-х гг. В 1555 г. казанский архиепископ Гурий составил для христианизации марийцев особый алфавит, но он не получил распространения; никаких иных сведений об этой письменности не сохранилось. В 1775 г. В. Пуцек-Григорович издал первую марийскую грамматику. С того момента по настоящее время марийская письменность базируется на кириллице.
Для современной марийской поэзии характерно подчеркивание связи лирического героя с природой. Круг размышлений поэтов достаточно широк: современный мир и проблемы экологии, вопросы духовно-нравственного характера, любовь к родине. Большое место в женской поэзии занимают любовная лирика, образы деревенской девушки, горожанки-современницы, матери.
Марийская поэзия представлена тремя поколениями. Старшему свойственно цельное видение жизни человека и общества (Василий Регеж-Горохов, Анатолий Мокеев, Анатолий Тимиркаев, Альберт Васильев); среднее объединило традиционную народную философию с этическими и социальными вопросами времени (Геннадий Ояр, Валентина Изилянова, Альбертина Иванова, Светлана Григорьева, Татьяна Пчёлкина, Надежда Никитина, Зоя Дудина); младшее находится в поисках новых жанровых форм, используя неологизмы для отражения своего мировидения (Татьяна Соловьева, Игорь Попов, Вера Гордеева, Надежда Васильева, Раиса Сунгурова).
В. Регеж-Горохов — поэт лирико-философского склада, чьи миниатюры сочетают емкость и оформленность мысли.
Одна из характерных особенностей поэзии А. Мокеева — умение выразить глубокие мысли кратко и доступно. В его работах будничная картина жизни раскрывается в широкие поэтические обобщения.
Поэзии А. Васильева присущи непосредственность эмоций, самобытность образов. Для нее характерны резкость и определенность в отношении социальных проблем времени. А. Тимиркаев, напротив, обращается к прекрасному в человеческом обществе и внутреннем мире лирического героя. Его лирика создает ощущение цельности мира, в котором человек — источник жизненной энергии.
В лирико-философских стихотворениях Г. Ояра проблемы добра и зла, жизни и смерти, нравственного облика человека, взаимоотношений человека и природы рассматриваются с позиций национальной этики. Поэт стремится найти «стержень жизни» в пору крутых общественных и социальных перемен.
В. Изилянова обращается к марийской народной философии, используя мифологическое представление о Вселенной для поэтического осмысления человеческого бытия и его быстротечности. Ее поэзия, богатая аллегориями, тесно связана с образным миром народной песни и языческой мифологии.
Отличительными чертами поэзии А. Ивановой являются выразительность, ясность, внимание к нюансам лирических переживаний. Ощущение особой связи с родной землей — важный элемент ее поэзии.
Стихотворения З. Дудиной в основном медитативного характера. Тематическая палитра богата, стихи философски и символически насыщенны, исполнены национального мироощущения.
Для С. Григорьевой характерны напевность, мелодичность, многие ее стихи положены на музыку. Она автор многих детских стихотворений, занимается переводами популярных русских песен на родной язык.
В марийской поэзии последнего времени можно особо выделить Т. Соловьеву и И. Попова. Лирическая героиня Т. Соловьевой ищет гармонию в каждой частице природы, находит покой в родной «колыбели» — деревне. И. Попов — обладающий необыкновенным даром наблюдательности молодой автор, который чутко улавливает пульс времени.
Творчество современных марийских поэтов отличается тонким видением мира, экспрессией чувств, масштабностью поэтической мысли, искренностью, динамичностью образов.

Рейтинг@Mail.ru