Близкий и неизвестный народ мари
В 1959 году в Казани состоялась Всесоюзная конференция историков, куда съехались ученые со всей нашей необъятной страны. По воле судьбы в общежитии, куда поселили участников конференции, в одной комнате оказались известный советский историк Лев Гумилёв и начинающий ученый из Йошкар-Олы, ныне доктор исторических наук, известный профессор Геннадий Николаевич Айплатов. Там в ходе одной из дружеских дискуссий Лев Гумилёв произнес: «Народ мари имеет великую историю. Но жаль, что вы об этом никогда не узнаете…» Далее он свою мысль раскрывать не стал.
О чем намекнул Гумилёв? Попробуем разобраться.
Что мы знаем о народе мари? В общих чертах, конечно, всем вроде бы давно всё известно. Марийцы издавна живут на земле Онара. В те стародавние времена у народа мари были свои большие «крепи» и маленькие «илемы», гордые «лужа» и мудрые «карты», традиция взаимопомощи «вÿма» и загадочные знаки «тиште». В XIII—XV веках марийцы, так же как жители русских княжеств и соседние народы, находились под властью золотоордынских ханов, хотя и имели относительную автономию. Позже они вошли в состав Казанского ханства. А затем, потерпев поражение в черемисских войнах, которые длились три десятилетия во второй половине XVI века, марийский народ стал частью великой державы — Российского государства. Марийцам, находившимся между славянским и тюркским мирами, приходилось постоянно пребывать «между молотом и наковальней».
Первое историческое упоминание о народе мари, который в дореволюционное время именовали «черемисами», относится к VI веку. Готский историк Иордан, описывая события IV века в своей хронике «О происхождении и деяниях гетов» (геты и готы — предки германцев), упоминает о том, что королю Германариху, правившему в 350—375 годах Готской империей, простиравшейся на территории древней Скифии, а также Сарматии, столицей которой был город Данпарштадт (современный Киев), в числе многих других народов выплачивали дань и сремнискары (марийцы). Также в качестве первых письменных упоминаний этнонима, обозначающего народ мари (в оригинале — «ц-р-мис»), можно отметить письмо хазарского визиря Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту в 960-х годах, где народ мари опять же упоминается в числе народов — данников Хазарского каганата. Кроме того, в летописи «Повесть временны́х лет», которую летописец Киево-Печерского монастыря монах Нестор написал в XII веке, отмечается, что по низовьям реки Оки, там, где она втекает в Волгу, «сидят мурома язык свой, и меря язык свой, и черемиса язык свой, и мордва язык свой...»
А что мы знаем о средневековой жизни народа мари?
По сведениям, полученным в свое время профессором А. Г. Бахтиным в ходе изучения «Летописца Солигаличского Воскресенского монастыря» и «Ветлужского летописца», в XII—XV веках в Поветлужье, между реками Ветлуга и Унжа, существовало марийское Ветлужское княжество, условно названное историками Ветля-Шангонским кугужеством. Там князья именовались на марийский лад — кугыза. Это происходит от выражения «кугу оза», т. е. «большой хозяин». Кстати, в те времена мордовские князья также именовались титулом «большой хозяин», что по-мордовски (по-мокшански) звучит «инязор». Столицей марийского Ветлужского княжества был город Шанган (Шанза) на реке Ветлуге. Кроме того, в княжество входили города Ветля-Юр, Якшан, Балаксы, Хлынов. Князьями были Кай, Коджа Йаралтем («Коча Йöратыме» — Дед Любимый), Ош Пондаш (Бай Борода), Кельдибек. Кстати, Бай Борода после крещения получил новое имя и стал Никитой Ивановичем, а дочь свою (в крещении — Марию) выдал за галичского князя Андрея Семеновича. После того как зятя Бай Бороды Андрея Семеновича на Галичском престоле сменил Андрей Федорович Ростовский, началась война, которая длилась 21 год и завершилась победой марийского Ветлужского княжества. «Кажировский летописец» говорит и о столкновениях марийского Ветлужского княжества с галичскими князьями в 1350—1372 годах. Там же указано, что в 1385 году на ветлужской стороне разразилась эпидемия чумы, которая нанесла сильнейший урон Ветлужскому княжеству, покосив огромное число коренного населения.
Что еще известно про это княжество? Марийское Ветлужское кугужество (княжество) номинально находилось в зависимости от Золотой Орды и платило ей дань, как и русские княжества. Еще один интересный факт: в 1380 году во время Куликовской битвы войскам Марийского кугужества пришлось сражаться на стороне золотоордынского темника Мамая.
В 1394 году в марийских городах появились мурзы хана Золотой Орды Тохтамыша и призвали марийских воинов идти на его стороне воевать с среднеазиатским эмиром Тамерланом.
А в 1445 году беглыми золотоордынскими ханами Улуг-Мухаммедом и его сыном Махмутеком было создано Казанское ханство. В том же году марийское Ветлужское княжество попало в зависимость от него и прекратило свое существование. Но остались другие марийские княжества. По данным кандидата философских наук, фольклориста В. А. Акцорина, во времена Средневековья марийских княжеств, так же как и русских, было несколько. Их столицы были в Кокшаре (на месте современного города Котельнич Кировской области), в Кукарке («Кугу Арка» — Большая Крепость) на месте современного города Советск Кировской области, в Малмыже Кировской области, в Арске на территории современной Республики Татарстан, в Кетеке (в настоящее время — деревня Большой Кетек Кировской области), а также на месте современного города Елабуги. В них самыми легендарными марийскими князьями — кугузами были Кокша, Чумбылат, Полтыш, Акпатыр, Тÿкан Шур и другие. По данным того же В. А. Акцорина, в XV—XVI веках самым могущественным марийским княжеством было Малмыжское, расположенное в междуречье Вятки и Шошмы. Там княжили такие легендарные кугызы (князья), как Алтыбай, Урсу, Яшман, Сабатор, Тулбай, Тўкан Шур, Полтыш, Акмазик. В случае экстренной необходимости марийцы собирали войска — от одного илема до другого особым образом трубили в длинные трубы. Марийские войска зимой вставали на лыжи, летом нередко в ходе набегов использовали лодки. Но более всего на врагов наводила ужас марийская конница. Самым распространенным оружием были копье, луки, боевые топоры. Кроме того, каждый мариец даже в быту при себе носил нож с длиной лезвия 9—14 сантиметров. Что интересно, в случае необходимости на защиту своей земли в боевой строй вместе с мужчинами вставали и женщины. Об этом писал один из исследователей поволжских народов, шведский дипломат и историк Петер Петрей де Ерлезунда, побывавший в Московии в 1601—1611 годах: «Женщины так искусны и ловки, что стреляют из луков, как мужчины. А когда идут на неприятеля, вооружаются все: и мужчины, и женщины, которые всегда встречают врага с такою же храбростью и отвагой, как и мужчины, стреляют назад и вперед себя в неприятеля, который и обращается в бегство. Марийские мужчины и женщины очень проворны в беге...» Не зря «Казанский летописец» назвал марийцев «злолютыми ратниками».
А теперь хочется упомянуть легендарный народ меря, который, по утверждению ученых, сгинул в лету в XV—XVI веках. Тем не менее меря часто выступает на страницах первоначальной летописи. Летописец Нестор в «Повести временных лет» про 854 год писал: «Словене свою волость имели, а кривици свою, а мере свою; кождо своим родом владяше; а чюдь своим родом; и дань даяху варягом». В том же повествовании Нестор пишет: «На Беле озере сидят весь, а на Ростовском озере меря, и на Клещине озере — меря же». Там же указывается: «Кривичи, словене и чудь и меря воссташа на варяги и изгнаша варяги за море и не даша им дани, а почаша сами в себе володети». Также про народ меря говорится в повествовании о походе Олега Вещего на Киев. В 882 году в числе участвовавших в том походе таких племен, как чудь, словене, весь, кривичи, упоминается и меря. Легендарный народ меря упоминается и в 907 году в числе народов, принявших участие в походе князя Олега Вещего на Царьград. Тогда в строй встали все словенские племена тогдашней Руси, а также чудь и меря. В 945 году войска Киевского князя Игоря снова захватили Царьград. При этом был подписан договор о дружбе с Византией и беспошлинной торговле для купцов Руси. Под договором среди имен военачальников и знатных людей стоит подпись Мутура (Мотор — Красивый), а среди купцов — Адулба. Тут следует внести пояснение: в древние времена у марийского народа настоящие имена людей знали только в кругу их семьи, а в быту все пользовались кличками. Так и вышеназванный знатный представитель финно-угорского племени, видимо, имел кличку «Красивый». В настоящее время, например, по-марийски это звучит «мотор», а в древнемарийской фонетикее превалировали звуки «у», «ÿ», «ö», «ы», «а», поэтому слово «мотор» вполне мог звучать как «мутур». Кстати, в монографии доктора филологических наук, профессора С. Я. Черных «Словарь марийских личных имен» наличествуют вышеназванные имена, хотя по прошествии многих веков они несколько видоизменились. Так, имя Мутур к XVII веку стал звучать как Мута, а затем и Мутай, а Адулб превратился в Адыл, что в древнемарийском языке означало «благожелательный».
Народ меря во времена Владимирской Руси проживал в Ростовско-Суздальской земле. Археологами обнаружена столица ростовских меря — Сарское городище. Оно расположено в некотором отдалении от города Ростова Великого. Правда, во времена расцвета Сарского городища Ростова как города еще не существовало. Исторически сложилось, что рекам зачастую дают названия по цвету воды. Почему именно «Сарское» городище? Название «Сарское» дано по названию реки Сара. «Сар» по-марийски означает «желтый», т. е. река была желтого цвета. Также в Нижегородской области течет река Сура. «Сур» означает «серый». Оба названия звучат по-марийски. Названия рекам, как правило, дают местные жители. Отсюда вывод: этими местными жителями, проживающими возле вышеназванных рек, были марийцы.
Та же история произошла и с озером Неро. В древности марийцы называли это озеро «нӧрӧ». Таким образом, «озеро Неро» с марийского языка переводится как «Болотное озеро». Этот факт опять же говорит о том, что тысячу лет назад рядом с озером Неро жили марийцы. Но из-за нюансов, связанных с марийскими транскрипциями, древние летописцы начиная с Нестора марийский народ с самоназванием «мӓрӹ», в то время говоривший на горномарийском языке, в летописях стали наименовать «меря». А в дальнейшем это название народа подхватили и другие историки. Так в исторической науке вместо одного народа появилось два: черемисы и меря!
О роли Ростовско-Суздальского края в 1872 году в своей книге «Меря и Ростовское княжество» («Очерки из истории Ростовско-Суздальской земли», изданные в Казанской университетской типографии) писала Д. Корсакова: «История Ростовско-Суздальской земли занимает очень видное место во всеобщей истории России, имеет весьма важное значение для уяснения нашей исторической жизни. В земле Ростовско-Суздальской образовалось и окрепло младшее из трех племен нашего народа, племя Великорусское, — племя, собравшее и сплотившее Русскую землю и создавшее могущественное Русское государство, единственную самобытную в настоящее время Славянскую державу. Путем колонизации славян среди мери мало-помалу стала образовываться та ячейка, которая с течением времени выросла в племя великорусское».
Ни для кого не секрет, что значительные группы народа меря жили на землях сегодняшних областей — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Ивановской, Ярославской, Московской. Согласно показаниям первоначальной летописи, наиболее густая сеть мерянских поселений существовала в Ростовском княжестве, около озер Ростовского и Плещеева, близ города Суздаля и по реке Оке. А по данным лингвистики и археологии, центром мерянского мира являлись Московская и Владимирская губернии. А теперь посмотрим на географическую карту этих земель и обратим внимание на название рек, озер и деревень. На карте Владимирской губернии в глаза бросаются деревни и реки с марийскими названиями: д. Чармус (от слова «чермыш» — черемис), р. Тура («тура» — прямая), р. Талка («талка» по-марийски — мелкая), д. Илемна («илем» — деревня), р. Черемиска, д. Кубаево («кува» — баба), д. Синжал («шинчал» — соль), д. Кутуково («кÿчÿк, кÿчык» — короткая), д. Черемисино, д. Шишолово («шÿй шоло» — ожерелье), д. Илем («илем» — деревня), д. Марейкино («деревня марийцев»), р. Ючмерка («ючо/юзо меря» — колдовская река меря); в Ярославской губернии — д. Черемсаново («черемшан» — черемисы), д. Локсомеря («лукысо мер» — угловые меря), д. Абатурово («ава тÿр» — материнская сторона), р. Онга («оҥго» — кольцо), д. Пентерово (от «пÿнчер» — Сосновка), д. Мышкарово («маска ор» — медвежья крепость), д. Локсомер («лукысо мер» — угловые меря), р. Ерга («йорга» — витиеватая река), р. Шольша («шолшо» — кипящая), д. Черемисино, р. Кашкарка («кашкар» — валежник), д. Абатурово («ава тÿр» — материнская сторона), р. Вокшера («вакш ер» — мельничное озеро), д. Кинтаново («киндан» — хлебная), д. Чемерино («шемер» — марийцы), д. Чамерово («шемер» — марийцы), р. Изина («изи» — маленькая), д. Шигаран («шÿгаран» — кладбищенская), д. Шугорь («шÿгар» — кладбище), р. Тойма («тойымо» — захороненная), р. Колмово («колмо» — река смерти), р. Ильдомка («илыдыме» — безжизненная), с. Ильдомское («илыдыме» — безжизненное), д. Ошмара («ош марий» — белые марийцы); в Костромской губернии — д. Абатурово («ава тÿр» — материнская сторона), д. Шинза («шинча» — глаз), р. Шинзовка («шинча» — река у Глазастой деревни), д. Кошкарово («кашкар» — валежник), р. Талка («талка» — мелкая), р. Абатуровка (река у д. Ава тÿр — материнская сторона), р. Кубан («куван» — бабья река), д. Турань («тура» — прямая), д. Куваево («кува» — баба); в Нижегородской губернии о. Ошер («ош ер» — белое озеро), р. Талка («талка» — мелкая), р. Тайла («тайылан» — с крутым берегом), д. Сокорово («сокыр» — слепая), д. Кашкарово («кашкар» — валежник), Кокшары («Кокша ор» — крепость князя Кокша), р. Кувай («кува» — баба), с. Алатырь («ола тÿр» — серая сторона); в Вологодской губернии — д. Кокшары («Кокша ор» — крепость князя Кокша), р. Кубабайка («кувавай» — бабушка, т. е. Бабушкина река), р. Черемисовка, р. Котромка («кöтрöм» — увалень), р. Талка («талка» — мелкая), р. Шокшово («шокшо» — горячая); в Московской губернии — р. Тураево («тура» — прямая), д. Тураново («тура» — прямая), д. Томарово («Тумер» — Дубки), д. Кашерово («кожер» — ельник), д. Вандово («вондо» — кустарник), д. Кокшиево («Кокша» — деревня Кокши), д. Кукшево («кукшо» — сухая), д. Вараксин («вараксим» — ласточка), р. Шаренга («шереҥге» — рыба сорожка), д. Биберово («пий вер» — место собак), р. Шивыриха («шÿвыр» — волынка). Этот список можно продолжить, ибо кроме вышеназванных на картах тех губерний имеется еще множество десятков речек и деревень с марийскими названиями.
Так не является ли «исчезнувший народ меря» в действительности западной частью народа мари, который в первой половине II тысячелетия ассимилировался среди славян?
Не об этом ли намекнул известный историк Лев Гумилёв?..