Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Чернобровая и стройная...

Автор:
Ркаил Зайдулла
Перевод:
Гаухар Хасанова

Чернобровая и стройная...


Я люблю смотреть фильмы о животных. Узнавать в них нас самих, наши характеры и повадки. Если быть внимательным, поймешь, что и сейчас, во времена изумительных высоких технологий, мы не так уж далеко ушли от животных. 

Вот брачный период у джейранов. Нет, «свадьбы» еще не случилось. Бодаются два самца-джейрана. Чуть поодаль стоят три-четыре самки, наблюдая за схваткой. Становится понятно: молодой джейран хочет заменить старого в его «гареме». Они стоят долго, уперевшись рогами друг в друга. Старый еще достаточно решителен, но в нем уже нет той безудержной страсти, которая клокочет в его молодом сопернике. Любо-дорого посмотреть! Очень долго стоит старый джейран, ведь потерять «гарем» означает также потерять социальный статус. В условиях дикой природы «взять верх» – имеет буквальное значение. Только уступи, и все твои заслуги, все подвиги, совершенные во имя красавиц, которые наблюдают за тобой сейчас издали, исчезнут вместе с тобой самим. Жалкое, печальное зрелище, как старый джейран уходит из своей бывшей семьи, опустив голову. А мы люди все-таки. Захотелось перевязать ему треснувшие рога; если бы это происходило среди людей, ему вручили бы какую-нибудь утешительную премию и проводили с почестями. Или, например, остался бы при молодом победителе в качестве советника: что в этом плохого?! Передавал бы ему свой опыт, нашептывал на ухо... Нет, природа безжалостна: если твое время  закончилось, уходи, ты – чужой на этом празднике жизни...

Несмотря на то, что был очень разгорячен, молодой «жених» не бросился на красавиц, потеряв голову. Сначала всех обнюхал, потом немного отошел и посмотрел со стороны... Только тогда я понял: он выбирает себе «главную жену», самую дорогую и любимую! И после того, как выбрал, прежде чем заняться «основным делом», они очень долго ласкались, терлись друг об друга. Остальные самки в это время спокойно пощипывали травку, ждали своей очереди, и ни одна из них не побежала за старым джейраном. Естественный отбор, что тут поделаешь.

А у той самки, которая была выбрана «любимой женой», даже походка изменилась! Она не ходит, танцует! И правда, – то, как она себя держит, как вскидывает голову, как поднимает вверх хвостик, сразу отличает ее от остальных самок-джейранов. Или нам это кажется, потому что ее выбрал молодой самец? Но ведь еще недавно все четыре казались одинаковыми.  

Так же невозможно понять рационально, почему мужчина выбирает себе ту или иную женщину. (Хотя в наше время чаще женщины «подцепляют» себе мужчин, это уже заслуга цивилизации). Если вы увидите, как стройный красивый юноша идет рядом с грузной кривоногой девушкой, не сомневайтесь – она для него самое прекрасное существо во Вселенной! Не думайте, что это девушка охмурила бедного юношу или парень женился на ней из-за денег. Проблема вкуса – очень сложная вещь.

Как пишут специалисты, в самые древние времена красивыми считали только полных девушек и женщин. И глубоко в основе наших вкусовых пристрастий лежит прагматизм. То, что высоко ценились именно полные, объясняется постоянной нехваткой пищи в те времена. Представьте себе, каким влюбленным взглядом смотрел тощий от голода, еле способный охотиться древний человек на свою мощную, мясистую  жену! 

И в средние века, в Европе, например, эталоном красоты были женщины пышных форм.  Картины Рубенса рождают в нас странные чувства, а ведь он изображал первых красавиц своего времени. У специалистов и этому есть объяснение: в те времена в Европе было холодно, а у полных женщин тепло выделяется больше.  Конечно, нельзя забывать и  об основном предназначении женщины: чтобы рожать и выкармливать детей, нужны широкий таз, большая грудь. Недаром в русском языке раньше основное значение слова «худой»  было – «плохой». 

В Европе женская худоба начинает входить в моду только в середине XIX века. Эти новые веяния, как обычно, пришли из Парижа. Известно, что мода зарождается в элитах, а позднее начинает переходить на остальных.  А уж в высшем обществе много умельцев выдавать черное за белое...  Жена  Наполеона Третьего Евгения была худенькой с самого своего рождения и сколько ни ела, никак не могла поправиться, поэтому она окружала себя только фрейлинами-худышками. Хочешь быть в фаворе у императрицы, садись на диету! А тех, кто хочет быть поближе к трону, хватает во все времена. И все-таки на современный взгляд даже Евгения и ее придворные дамы на картинах кажутся полноватыми.

Если же мы посмотрим на Восток, там поэты сравнивают своих любимых женщин со стройным стеблем камыша или грациозной газелью, значит, там уже в средние века особо ценилось изящество фигуры. И это вполне естественно, там ведь не нужно греться в объятиях жены в холодных каменных домах, проклиная долгие зимние ночи.

А что нам говорят историки о татарских женщинах? Русский пленный, прослуживший двадцать лет во дворце Казанского хана, в своей «Истории Казани» так описывает Сююмбике: «Бе бо царица образом красна велми и в  разуме премудра, яко не обрестися такой лепоте лица ея во всех казанских женах и девицах, но и во многих руских на Москве, во дщерях и в женах в боярских и во княжнах». Конечно, из такого описания невозможно понять, как же именно выглядела царица. Но если вспомнить, что она из ногаев, можно предположить, что у нее были черные глаза и брови, она, скорее всего, имела худощавое строение, характерное для большинства женщин кочевых народов. В любом случае она, как свидетельствует живший с нею рядом пленник, отличалась и от казанских, и от московских женщин.

В татарских песнях мы часто встречаем восхваление черноглазых и стройных красавиц. «Чернобровая и стройная, / И глаза твои черны...» Значит, живые черные глаза, волосы черные как ночь, стан стройный, как стебель озерного камыша, – все это у нас издревле входило в эталон красоты. В то время как европейские рыцари старались согреться в объятьях своих пышнотелых дам, наши прадеды... Кстати сказать, не оттого ли чуть позже и двинулись рыцари в крестовые походы на юг, что никак не могли согреться?..

Однако существуют разные исторические сведения. Немецкий врач Карл Фукс, проживший в Казани долгую жизнь (1776–1846), пишет: «Я не видел между татарками очень красивых. Их держат взаперти, следственно, я должен говорить только о тех, коих поместил я в третье отделение татарских женщин, т. е. о женах и дочерях мелких мещан. Они среднего роста, довольно толсты, держат себя, как их мужчины, очень прямо, но ходят плохо; этому много содействует их мешковатая одежда и препятствует им иметь приятную для взора наружность. Они рано стареют: легко можно замужней 27-летней татарке дать лет 40. Причина тому, что рано выходят замуж и портят белилами и румянами свое лицо, которое от этого мазанья совершенно походит на детскую намалеванную куклу. Вообще у них скулы выдаются более, нежели у мужчин и от того лицо делается шире, так что мужчины их всегда покажутся красивее женщин. Тело у татарок, коих мне случалось видеть, довольно желтовато, а кожа походит несколько на пергамент и часто покрывается чешуйками и мелкою сыпью, от лежания на теплых пуховых перинах и от тяжелой и очень теплой их одежды». О черных глазах он ничего здесь не пишет. Или они были настолько частым явлением, что не было смысла писать об этом, как о чем-то особенном?

Карл Фукс получал и любовные письма от татарских девушек: «Любезный счастливец, пред которым преклоняюсь! Душа бесценная! Сорвавший страсть мою и бросивший ее в море страдания! Владеющий моей душой! Преклоняю колено пред тобою, и хотя нас разделяет расстояние, но мы близки сердцем; целую землю и нанизываю жемчуги молитв на нить строк, и посылаю их к тебе! Ты, милосердный друг, не оставь меня; направь на меня ласковый взор, явись моя звезда, освети меня, солнце моё! О, живи, моя радость! Да продлит Бог дни твои для меня!» 

Ну-ка, джигиты, признаемся честно: разве можно представить себе эту влюбленную девушку – толстой, с кривыми ногами? Такие слова могут прошептать только алые вишневые губы, за которыми прячутся красивые жемчужные зубы. Девушка, которая написала эти строки, – словно пугливая лань, стройная и грациозная, а ее душа безгрешна, как у ангела... 

Нет, мы не животные! Всевышний дал нам фантазию, у наших сердец есть крылья воображения и мечты, которые наделяют наших любимых прекрасными образами. У индусов третий глаз на лбу. А у нас третий глаз – глаз души! Если вы  увидите, как стройный красивый юноша идет, обнимая грузную кривоногую девушку, не нужно оскорблять красоту мира своими подозрениями в меркантильности. Волшебство речи может сделать кого угодно красавицей из красавиц. Именно этим мы немного отличаемся от животных...  


2015

 

Рейтинг@Mail.ru