Якутский язык относится к якутской группе тюркской языковой семьи. Количество носителей — около 450 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
Впервые слова якутского языка были опубликованы в изданной в 1692 г. книге голландского путешественника Н. Витсена. Позднее, в XVIII — начале XIX вв. списки якутских слов публиковались как на кириллице, так и на латинице.
До 1920-х гг. использовались различные алфавиты на основе кириллицы, в частности алфавит академика О. Н. Бётлингка, составленный в 1851 г., и алфавит епископа Дионисия (Д. В. Хитрова), составленный в 1858 г. и используемый в церковных изданиях.
В 1917 г. студент-якут С. А. Новгородов составил алфавит на основе международного фонетического алфавита, письменность базировалась на латинице.
В 1929 г. был утвержден унифицированный тюркский алфавит (яналиф) на основе латиницы, а в 1939 г. — якутский алфавит на основе кириллицы.
Хотя якутская письменная литература начала свой исторический отсчет со второй половины ХIХ в., осознание зарождения подлинно национальной, народной литературы пришло в начале ХХ в. с поэзией Алексея Кулаковского-Ексекюляха, который первым показал богатейшие возможности якутской художественной словесности, поэтического языка.
Ведущее положение поэзии в литературном процессе объясняется, во-первых, спецификой национального художественного мышления народа, чья предлитературная устная традиция богата песенным наследием, определившим органичность перехода от формы «ырыа» (песня) к форме «хоһоон» (стих); во-вторых, авторитетом первых поэтов А. Кулаковского, Анемподиста Софронова-Алампа и Платона Ойунского, чье творчество стало живым источником и непревзойденным образцом для развития якутской поэзии ХХ — начала ХХI вв.
Высокая планка художественного мастерства, установленная первыми якутскими поэтами, была взята последующим поколением талантливых поэтов ХХ в.: Алексеем Ивановым-Кюндэ, Серафимом Кулачиковым-Элляем, Владимиром Новиковым (Кюннюком Урастыровым), Ильей Винокуровым-Чагылганом, Иваном Слепцовым-Арбитой, Леонидом Поповым, Петром Тобуроковым, Семеном Даниловым, Иваном Гоголевым-Кындылом, Михаилом Тимофеевым, Саввой Тарасовым, Моисеем Ефимовым, Рафаэлем Багатайским, Семеном Руфовым и др.
В конце ХХ в. якутская литература, как и вся российская, пережила потрясение в связи ломкой общественных устоев, переосмыслением духовных ценностей прошлых лет, сменой политического курса. В то же время принятие республикой национального суверенитета в 1990 г. дало мощный толчок для национального самосознания в целом и для поэзии в частности.
Для якутской поэзии характерны аналитичность, философичность и публицистичность. В центре внимания поэтического изображения находится художественная концепция человека и мира, обусловленная изменением взгляда человека на себя как на часть общества, природы, вселенной. Лирическая медитация и рефлексия стали одним из основных стилевых признаков якутского творчества. В гражданской лирике размышления о судьбе родины и народа рассматриваются в ретроспекции и перспективе.
Другая отличительная черта якутской поэзии — неотрадиционализм как результат переосознания фольклорно-мифологического наследия. Это заметно в возрождении жанровых форм фольклора: обрядовой «удаганской» и «шаманской» поэзии (лирика Натальи Харлампьевой, Ольги Корякиной-Умсууры, Натальи Михалёвой-Сайа), воспеваний — туойсуу, хоhуйуу, «личной» песни (Н. Харлампьева, Саргылана Гольдерова (Саргы Куо), алгысов-благословений (С. Тарасов, М. Ефимов, С. Руфов, Н. Харлампьева и др.), поэтических сказок, баллад и поэм, созданных на основе народных сказок, преданий, легенд (М. Ефимов, Н. Харлампьева, О. Корякина, Н. Михалёва-Сайа). По-своему интерпретируют историю страны Р. Багатайский, М. Ефимов и др.
В конце ХХ — начале ХХI вв. продолжают развиваться классические жанровые формы: лиро-эпическая поэма, драматическая поэма (Р. Багатайский, С. Тарасов, М. Ефимов, Николай Винокуров-Урсун), сонеты и венки сонетов (М. Ефимов, Василий Сивцев), лирические миниатюры (И. Гоголев, Илья Баишев, Николай Герасимов (Айталын), Н. Харлампьева, Ксенофонт Уткин-Нюсюлгэн). Размывают жанровые границы, занимаются эпизацией лирического мышления С. Тарасов, Анатолий Старостин (Сиэн Кынат), М. Ефимов, Р. Багатайский, Н. Харлампьева и др.
Пробуют свое перо якутские поэты и в создании канонизированных форм — хокку, танка, газелей, бейтов, рубаи (А. Старостин, М. Ефимов, Анна Парникова (Сабарай Илгэ), И. Баишев, Айталын, К. Уткин-Нюсюлгэн).
В системе стихосложения произошли трансформации, вызванные возвращением в поэзию архаических структур и проникновением в национальную поэтическую практику освобожденных форм стиха.