Весёлый Мамонтёнок
Сказка
Было это давным-давно. В долине у заснеженных гор Верхоянья зеленели широкие луга. Благоухали красивые цветы, отовсюду выглядывали ягоды, яркие шляпки грибов. Пышное многоцветье сплеталось в ковер, манило своим ароматом.
Чего только не росло в этом волшебном месте! «Попробуй меня», — шептала спелая голубика, а чёрная смородина была похожа на чёрные глаза олененка, заворожённого пением птиц. По лугам бежал звонкий прозрачный ручей — в нём резвилась рыба, поднимая фонтаны брызг. По берегам стройные берёзки приветствовали гостей нежным шелестом листьев, а кудрявые ивы плавно опускали ветви — словно благословляли.
Каждый день в одно и то же время, будто по договоренности, собирались на большой лужайке лесные звери: быстроногие олени и бесшумно ступавшие лоси. Неповоротливые, но дружелюбные медведи. Весёлые зайцы и рассудительные белки. Независимые, хитрые лисы и прелестные песцы. Ловкие соболи и стремительные горностаи.
Все жили мирно и дружно: малыши играли, резвились, а родители пели песни, порой танцевали. Главным затейником был Весёлый Мамонтенок. Он делал всё, чтобы жители окрестных лесов были спокойны, и никто не проявлял свой звериный нрав и характер.
Как-то раз отец Весёлого Мамонтенка принес ему в подарок девять кустов охты из верховьев реки Алдан. Могучий мамонт сказал:
— Эти пять кустов, Мамонтенок, мы посадим на берегу ручья, остальные раздели между своими друзьями. Пусть полакомятся! Думаю, они никогда прежде охту не ели.
Весёлый Мамонтенок взял гостинцы своим длинным хоботом и отнес друзьям — зайчатам и бельчатам.
— Друзья, отец велел мне поделить гостинцы поровну, чтобы и бельчатам, и зайчатам досталось по два кустика. Но вам, бельчата, хочу отдать три, потому что вы сироты, вас много и вы ещё маленькие. У вас же, зайчата, есть родители, которые всегда возвращаются домой с какой-нибудь пищей. Вы согласны со мной? — закончил Веселый Мамонтенок.
Друзья радостно захлопали в знак согласия.
В середине лета наступила жара. Чтобы немного отдохнуть от неё, мамонты решили двигаться на север, к берегу Ледовитого океана. Все звери дружно вышли из леса провожать стадо.
— С первым снегом вернёмся. Я буду помнить о вас, — сдерживая слёзы, прощался Мамонтенок.
После ухода мамонтов звери продолжали собираться на зеленой лужайке, по-прежнему дружно играли. Но все они очень скучали и частенько вспоминали, как Весёлый Мамонтёнок сажал их себе на спину, чтобы покатать по лесу. Жаркое лето казалось слишком долгим без лучшего друга.
Как-то солнце, которое видело, как звери скучают, сказало:
— Я собиралось добавить ещё немного жарких деньков, но раз вы так скучаете, попрошу дедушку ветра до срока подуть в вашу сторону.
Дедушка ветер не заставил себя ждать. Уже на следующий день подул изо всех сил, пригнал облака с севера, затянул тёмной пеленой синее небо. А вечером пошёл снег.
Зайчата Токумана и Тобул больше других скучали по Весёлому Мамонтенку и ждали его возвращения. Каждый день теперь они радостно скакали, споря, чей отпечаток лапы самый красивый.
— Зайчата, смотрите, по долине идут мамонты! Какие же они высокие — словно большие стога сена. А их мамонтята — словно копны! — закричала белочка Намылыйаана.
— Видим-видим! — обрадовались Токумана и Тобул.
Мамонты, среди которых был Весёлый Мамонтенок, вернулись в лес и принесли зверям гостинцы — белые грибы и кусты морошки. Когда все-все собрались на лужайке, начался большой праздник.
Веселый Мамонтёнок посадил своих друзей на спину и принялся их катать, распевая этот осуохай*:
Собираемся мы дружно,
Как и прежде, на лугу.
Нас упрашивать не нужно —
Вот что я сказать могу!
Нас упрашивать не нужно! —
На лужайке этой мы
Соберёмся очень дружно
Даже посреди зимы.
* Якутский национальный танец, сопровождающийся хоровым пением-импровизацией участников.