Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Выдающиеся люди Якутии: Василий Никифоров – человек российской элиты

Автор:
Иван Ушницкий
Перевод:
Любовь Борисова

Выдающиеся люди Якутии: Василий Никифоров – человек российской элиты

 

Честь России, что у неё есть такие люди.

                               Алексей Кара-Мурза

 

Недавно мой друг, редактор журнала «Илин» Олег Сидоров, преподнес мне уникальную и очень ценную энциклопедию. Взяв книгу в руки и почувствовав, какая она тяжеленная, невольно ойкнул от удивления. На твердом солидном переплете золотыми буквами крупным шрифтом вытеснено название «Наше либеральное наследие», мелким шрифтом – «Открытая Россия», размещены также 14 портретов, среди которых замечательный портрет В. В. Никифорова-Кюлюмнюр. Составители представили величайших россиян, которыми нельзя не гордиться. Общественная организация «Открытая Россия» по программе «Наше либеральное наследие» издала книгу на белой мелованной бумаге отличного качества в лучшей московской типографии. Вышла она под общей редакцией всемирно известного ученого, доктора философских наук, академика Российской академии гуманитарных наук Алексея Кара-Мурзы. О чем она? Читаем в аннотации: «Сборник содержит уникальные материалы о таких выдающихся русских мыслителях и политиках, как Б. Н. Чичерин, А. В. Головнин, А. И. Кошелев...» Из 400 страниц этой превосходной книги 25 посвящены В. В. Никифорову-Кюлюмнюр, на двух из которых размещены цветные фотографии с научной конференции, проведенной в Якутске «Открытой Россией» в рамках программы, и с фоторепортажа по установке мемориальной доски Василию Васильевичу на историческом здании Национальной библиотеки в центре Якутска. Наверняка вы видите ее, проходя по проспекту Ленина.

В энциклопедической книге «Наше либеральное наследие» внимание россиян привлекли статьи В. Н. Иванова и С. Степанова о Василии Васильевиче.

Как отмечает А. А. Кара-Мурза в статьях книги, общественная организация «Открытая Россия» в рамках программы «Наше либеральное наследие» проводит большую работу по возрождению памяти и увековечению имен выдающихся мыслителей и политиков, преданных забвению в советское время. Так, организация устанавливает мемориальные доски, организует научные конференции, издает энциклопедический сборник «Наше либеральное наследие». Всего планируется увековечить имена 30 выдающихся людей России, 14 из которых было отобрано в первый том энциклопедии. На вопрос, кого и как они выбирали, ответил организатор проекта, Алексей Кара-Мурза, отрывки из интервью с которым вошли в книгу:

«Российская газета», 27 июня 2003 г. «Возрождение России – это в первую очередь возрождение истории страны. Но истории без купюр, без белых пятен».

«Независимая газета», 30 сентября 2003 г. «Критерий выбора лиц, кому мы отдаем дань памяти, только один: “высшая лига” отечественного либерализма. В советской историографии российский либерализм рассматривался со знаком “минус”. Пора менять эту тенденцию. В России всегда были люди высокой культуры и высокого напряжения мысли».

«Новая газета», 2 октября 2003 г. «В российской элите мы наблюдаем острый дефицит настоящего культурного предложения <...> вот поэтому мы и обращаемся к ее лучшим представителям из прошлого».

«Комсомольская правда», 30 сентября 2003 г. «...Открываем памятные доски в честь людей, чьи имена большевики стирали не только из учебников, но и из памяти народа, называя своих политических оппонентов просто – “враги народа”. Хотя “вина” этих “врагов” состояла лишь в одном, если перефразировать царского премьера Столыпина: они не хотели “великих потрясений”, они мечтали “о великой России”».

«Парламентская газета», 1 октября 2003 г. «Это серьезнейшие люди, которые являются своеобразной планкой для современных политиков, к которой они должны стремиться».

Еще одну цитату из интервью А. Кара-Мурзы газете «Русский курьер» вы видите в начале статьи эпиграфом к ней. Он сокрушается, что большевики уничтожили тех, кто должен был достойно войти в историю всей России, и даже на родине предали забвению каждого из них. Именно поэтому название «Наше либеральное наследие» выведено золотыми буквами на переплете этой действительно ценной во всех отношениях книги.

А что сделано у нас, на родине В. В. Никифорова-Кюлюмнюр, по воскрешению имени человека, которого известный ученый относит к российской элите, представляет современным политикам как образец высокой культуры выражения своих мыслей? Где улица его имени? Когда будет поставлен ему памятник?

Василий Васильевич Никифоров-Кюлюмнюр – человек, чье имя по праву вписано в историю России золотыми буквами. Мне очень хотелось встретиться с известным русским исследователем И. С. Мальковой-Клиориной, первой написавшей о нем серьезные статьи. Ираида Самсоновна, к моей радости, пригласила меня к себе домой. Там она сказала следующее: «Как рассказывала моя мама Антонина Авксентьевна Малькова-Клиорина, когда она работала учителем в Якутии в селе Чурапча, я чуть не умерла, будучи младенцем. С сильными болями в животе, донельзя исхудавшая, лежала без сил, едва дыша. И тогда меня вылечил народным якутским методом первый якутский врач Прокопий Нестерович Сокольников. Он спас меня от смерти, излечив прокипяченным трижды маслом, которое давал пить маленькими глотками. В благодарность за это я начала писать о нем работу, стала собирать воспоминания, найдя знавших его людей, проживавших в Москве, изучать и исследовать найденные в центральных архивах документы о нем. Вместе с тем я была поражена, узнав о широкой совместной дореволюционной деятельности многих якутов передовых взглядов с политссыльными, о высоком уровне их знаний и убеждений, значимости их политических требований. У меня возникло желание вытащить из глубины архивов тех, кого вычеркнули из истории. Сначала я написала о Сокольникове, затем о первом кандидате наук, революционере К. Г. Неустроеве-Урсике, приговоренном к расстрелу, будучи преподавателем Иркутской гимназии, о ссыльных Н. Г. Чернышевском и Н. Л. Мещерякове. Работая с материалами о них, заинтересовалась В. В. Никифоровым, чье имя фигурировало во всех их делах, особенно в деле П. Сокольникова, которого он существенно поддержал в его становлении. Ознакомившись с документами, я была восхищена его глубоким умом, дальновидным мышлением, обширными знаниями, умением анализировать, убеждать своим словом, блестящим владением русским и якутским языками, проводить финансово-экономические расчеты, отменным знанием юридических статей, способностью договариваться, литературно-журналистско-научным талантом, умением организовывать любые мероприятия, руководить их проведением, ставить требования перед высшим руководством. Он был действительно выдающимся крупным деятелем. Мало кто, как он, до революции отстаивал на высоком юридическом и политическом уровнях права людей. Выигрывал большие спорные дела с губернаторами в судах высшей инстанции. Поэтому его не любили. В советское время он продолжал работать с высокой отдачей.

У вас, якутов, после него нет такого большого человека, как он. Если станем сравнивать, – сделав паузу, Ираида Самсоновна продолжила, называя имена самых почитаемых в нашей истории людей, – то этим людям очень далеко до Кюлюмнюра».

В России В. В. Никифоров-Кюлюмнюр был признан еще до революции! Как и с чего это началось?

Особенно ярко он проявил себя в 1896 году, став инициатором открытия в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленной и художественной выставке раздела Якутской области, и, организовав его плодотворную работу, убедил всех в истинной мудрости и трудолюбии якутского народа, не боящегося никаких трудностей, имеющего перспективы развития, вносящего немалый вклад в процветание российской империи. Перечень экспонатов Якутского раздела был опубликован в путеводителе выставки на 15 страницах. Там указано в том числе следующее:

«...207. Полезные ископаемые:

а) образцы железной руды,

б) образцы криц и модель правильной печи, (Не ошибка!)

с) образцы серебряно-свинцовой руды,

д) образцы самоосадочной и каменной солей.

Железная руда добывается якутами в некоторых местностях Якутского и Вилюйского округов. Каменная и самоосадочная соли добываются в Вилюйском округе. Залежи каменного угля встречаются вдоль берегов Лены, Алдана, Вилюя и их притоков, но добычей никто не занимается. Серебряно-свинцовые руды находятся в Верхоянском округе, верстах в 500 от Якутска. Залежи ее невелики, местоположение неудобно, почему руда не разрабатывается...» Далее идет разъяснение о том, что культурное освоение земель было начато в 1840-х годах ссыльными, более всего скопцами. Указывается, в какое время, как и какие работы проводятся. Упомянуто про посадки картофеля, арбуза, дыни, огурцов. На экспозиции были выставлены выращенные в Якутии капуста, брюква, горох, репа, мак, сахарный горох, конопля, колосья различных сортов зерновых и выпеченный из них хлеб, как подтверждение изумительного факта выращивания этих культур в условиях сурового края. Интерес посетителей выставки привлекли и представленные на ней орудия труда, используемые для посева и уборки овощей и зерновых: соха, плуг, борона, волокуша, жернова и т. д.

В разделе выставки имелись и средства передвижения якутов, где были представлены лошадиная, бычья, оленья, собачья упряжки. Сани, нарты, седла, переметные сумы…

Далее представлены:

Скотоводство;

Домашняя утварь;

Звероловство и охота:

а) Продукты звероловных промыслов;

б) Орудия звероловства и охоты;

Рыболовство;

Изделия из чистого польского и якутского серебра, меди и железа;

Домашние и кустарные промыслы:

Изделия из кожи;

Изделия из конской и коровьей шерсти;

Изделия из конского волоса;

Продукты обработки дерева;

Изделия из дерева;

Изделия из бересты;

Изделия из мамонтовой кости;

Изделия из рога и кости;

Изделия из глины;

Изделия из камыша и травы;

Быт населения области;

Игрушки и игры якутов;

Два недельных и один годовой якутский календарь;

Медицинские инструменты.

Каждый из экспонатов каталогизирован.

На выставке были выстроены в натуральную величину ураса* якутского богача, его летнее жилище и амбар, жилые дома зажиточного мархинского скопца и ленского крестьянина, поставлены изгороди, возведены ураса – жилище северных народов и холомо – домик северного охотника и рыбака. Все жилые постройки были с внутренним убранством, оснащены утварью, украшениями, даже детскими игрушками.

Вся экспозиция была доставлена из Якутска за 7000 километров на лошадях, на лодках, по железной дороге. Это было намного дороже, чем в наше время доставить голову одного мамонта в Японию. Когда представительного вида В. В. Никифоров, ростом в191 см, в марте впервые прибыл на выставку в классическом костюме, его приняли за сумоиста и спросили: «Вам не холодно? У вас ведь в Японии тепло». Но позже, когда он появился с кортиком и медалью, царскими наградами и в качестве гида сам представил якутскую выставку, узнали, что в России есть холодный северный край, богатый удивительно мастеровитыми людьми, где живет выдающийся сын своего народа.

P. S. Да, в советское время Кюлюмнюр подготовил выставку ЯАССР в Москве, которая была не менее грандиозной, чем в Нижнем Новгороде. И такому человеку сегодня, в День Республики, кто-нибудь из руководителей республики возложит цветы перед мемориальной доской? Поддержат ли предложение якутской интеллигенции переименовать улицу Крупской в честь В. В. Никифорова-Кюлюмнюр и установить на ней памятник?

 


* Тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой.

Рейтинг@Mail.ru