Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Возродитель фольклора

Автор:
Ирина Дульцева
Перевод:
Ирина Дульцева

Возродитель фольклора

Как Анна Теплоухова из Большой Кочи сохраняет песни и обряды

Кто бы мог подумать, что до сегодняшнего дня мы напрочь забудем свои корни. Что мы не будем носить дубас да лапти, что не будем петь протяжные песни и с крутого берега бросать в воду венки. И даже язык свой будем забывать, который до нас был храним многими поколениями, наши предки его веками укрепляли и развивали. Кто бы мог подумать, что через некоторое время всего этого у нас не будет? 

Но есть на Коми-земле еще такие, кто ратует и борется за свою культуру, язык, борется не по чьим-то наставлениям, а сам, по зову сердца и души. Эти люди своими маленькими подвигами зажигают свет в сердцах других людей и не дают потухать уже горящим. Говоря другими словами, эти люди собирают обряды и песни. И не просто собирают, а оживляют их. Выступают не только на сцене и по большим праздникам, а живут этим. Мы говорим про ансамбль из села Большая Коча «Мичаасыв» («Ясное утро»). Ведь многие жители Коми-Пермяцкого округа знают, что именно здесь родились и сохраняются по сей день уникальные обряды. Руководитель коллектива — Анна Ивановна Теплоухова. Она и является зажигалкой того теплого огонька, она же хранитель традиций и собиратель фольклора. А научилась этому ремеслу еще от первого руководителя коллектива Андрея Гагарина. Сейчас Анна Ивановна дальше несет эту миссию — записывает фольклорные песни, выступает на больших и малых сценах, воспитывает таких же радетелей народного творчества. Надо сказать, что А. И. Теплоухова является трижды руководителем. При местном доме культуры она руководит двумя коллективами — взрослым и детским, к тому же является директором Большекочинской средней школы. С утра она администратор школы и учитель коми-пермяцкого языка и литературы, а вечером — работник клуба. О семье тоже не забывает — воспитывает двух сыновей, которые также почитают культуру древнего народа. В голове назревает мысль: как Анна Ивановна успевает и с домашним хозяйством справляться, и держать в своих руках педагогический коллектив, еще и новую школу в селе строят, контроль за работой опять же лег на ее плечи. И в дополнение ко всему этому руководить взрослым и детским коллективами, бегать на репетиции и выступать. Анна Ивановна расправила плечи, улыбнулась и сказала: «А я только этим и живу». И возразить-то здесь нечего. Вроде и меня окрылили эти слова, на сердце стало легче и светлее. А она практически на одном своем энтузиазме проводит всю работу. Хорошо, что в коллективе есть большая поддержка, на кого можно опереться, кто так же чувствует дух предков, только, может, не так открыто об этом говорит. Со сцены ведь не видно, кто здесь главный, а кто идет следом, у каждого общее дело. Но многое здесь зависит от работы руководителя…

После окончания Пермского педагогического института Анна Ивановна приехала работать учителем в родное село и сразу включилась в работу коллектива «Мича асыв». Молодая девушка вместе со старшими односельчанками стала ходить на репетиции. Девушку не надо было учить чему-то, рассказывать, чем здесь живут. Она здесь выросла, с детства от бабушки слышала рассказы и песни, воспоминания о былой жизни. Тогда маленькая Анна не заостряла внимания на этих обрядовых песнях, но тем не менее в голове засели какие-то рассказы и воспоминания. Будучи школьницей, а известно, что в советские времена о фольклоре будто забыли, были другие идеалы, другие планы, девушке некогда было жить пережитками прошлого. Возвратились к традициям предков уже позже. Анна Ивановна до сих пор жалеет, что плохо слушала бабушку, и записывать-то песни некогда было, не думала, что свою жизнь свяжет с народными традициями. 

Сегодня Анна Теплоухова в деревнях своего сельского поселения уже свой человек. Бабушки-дедушки не впадают впросак от нежданного гостя. Уже знают, что опять надо будет что-то спеть, вспомнить о чем-то. И по сей день в Большой Коче можно найти то, что еще нигде не звучало и не встречалось. А ведь это и есть самое ценное и прекрасное, что отличает «Мича асыв» от других фольклорных коллективов, чем они могут похвастаться перед людьми и что — показать другим народам. Она эти песни и обряды, как драгоценные бусинки, нанизывает на ниточку, стараясь не растерять детали, опрашивает каждого, кто еще что-то может знать и вспомнить. Конечно, большей частью старожилов. Но, как говорится, старый — он и есть старый, бывает, память подводит, может недосказать, переиначить, что-то от себя добавить. Всю беседу Анна Ивановна записывает на обычный магнитофон, стараясь не потерять интонацию, произношение. Много времени уходит на расшифровку текстов. Сначала песни перепевает дома сама, потом разучивает с участниками коллектива. Привести в систему бывает очень сложно. Так, частями были собраны рождественские и троицкие песни, полностью был восстановлен свадебный обряд и обряд «Быкобой». Совсем недавно здесь стали отмечать обряд «День смены травы» (коми-перм.«Турунвежан лун»), который собрала и воплотила в жизнь опять же Анна Теплоухова. 

Теплоухова говорит, что обряды сохраняются не только на сцене, но и в жизни. Некоторые из них уже обрусели. Скажем, Масленица. Этот праздник был также свойственен коми-пермякам, но до наших дней в чистом виде не дошел. Про Вербное воскресенье старожилы рассказывают лишь то, как они ходили за веточками вербы и приносили их домой, и на этом все. Детали, характерные только для коми-пермяков, до нас также не дошли. Но есть и другие обряды, которыми кочинцам по праву можно гордиться. Тот же «Быкобой», «День смены травы». Если «Быкобой» проводится не так часто, то «День смены травы» в Большой Коче стал ежегодной традицией. Больших финансовых затрат на этот праздник не требуется, было бы желание и время. А их у участников «Ясного утра» хватает.

Придерживаться национальных традиций учат и детей, посещающих ансамбль «Шорок» («Ручеек»). Не секрет, что сегодня вся молодежь увлечена телефонами, откуда слышна разножанровая музыка. Молодежь, слушая ее, старается подражать кумирам. Несомненно, юным участникам коллектива нравится такая музыка. Но они уже сейчас понимают, что эти песни не могут научить чему-то, послушал ее и забыл. Нужно для начала обязательно знать музыкальные традиции своего народа, чтобы понять, о чем поют другие. Кружки, где бы могли проявить себя школьники, в Большой Коче нет, поэтому ребята с детства стремятся войти в «маленький» состав ансамбля «Мича асыв». Они ежедневно приходят на репетиции, поют-пляшут, учат театрализованные композиции. Руководитель Анна Теплоухова только приветствует ребят. Ведь здесь не только возрождают песни и обряды, а учат детей уверенно чувствовать себя среди людей, умению подать себя. 

— Дети переступают какой-то барьер, — говорит руководитель коллектива «Шорок» Анна Теплоухова. — Конечно, сначала есть страх перед сценой, но потом они стараются вести себя достойно перед зрителями, даже взгляд становится другим, и сами меняются. Ведь с таким количеством людей встречаемся. Дети если знают свои корни, то уже не будут стесняться своего языка. И за двадцать с лишним лет работы я никогда от них не слышала, что «это нам не надо». 

Я думаю, что этот человек делает все для развития нашего языка и культуры, перекраивает сознание людей со всех сторон. Во-первых, человек, работая в школе, учит детей коми-пермяцкому языку, во-вторых, развивает национальную культуру. Анне Ивановне — сил и крепкого здоровья, чтобы ее труд для многих стал нужным, чтобы она еще много чем могла порадовать своих земляков и вырастить не одно поколение на старинных обрядах. Анна Ивановна надеется, что ее работа не пропадет даром и будет жить не только на сцене, но и в сердцах людей. 


Справка

Коллективу «Мича асыв» («Ясное утро») в 2021 году исполняется 35 лет (был образован в 1986 году Андреем Гагариным), звание «Народный» присвоено в 1995 году. За этот период коллектив накопил богатый сценический опыт и получил широкую известность не только в округе, но и в России, и за рубежом.

Огромную работу ансамбль проводит по сбору этнографического и исторического материала, он активный участник всех смотров и фестивалей в районе и округе, II, III, IV, V Международных фольклорных фестивалей финно-угорских народов в Республиках Мордовии, Марий Эл, Ханты-Мансийском округе и КПАО; Международных фестивалей искусств в Эстонии, Карелии, Башкортостане.

Коллектив вместе с руководителем бережно собирает и сохраняет обычаи и традиции своего села, которому более 440 лет. Среди участников коллектива как пожилые, так и молодежь. Старшее поколение передает свой опыт молодым участникам. Визитной карточкой коллектива являются обряды, старинные фольклорные песни да своеобразный танцевальный шаг. Самые известные песни, которые перепевают многие коллективы, — это «Шорыс кола кылӧ» («Ручей звонко журчит») и «Ендзодзоггез» («Божьи гуси»). Концертные костюмы у участников подлинные, старинные, которые носили еще в прошлых веках. 


2012

 

Рейтинг@Mail.ru