Карачаевский язык

Карачаевский язык относится к половецко-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи. Количество носителей — около 195 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
С XVIII века для записи карачаевского языка использовался арабский алфавит. Латинский алфавит, разработанный И. Абаевым, И. Акбаевым, У. Алиевым и М. Энеевым, был официально принят в 1924 г.
Первый кириллический алфавит языка был составлен в 1924 г., но официально принят только в 1938 г.
Основополагающей чертой национальной поэзии на этапе становления была фольклорная ориентация. Этап перехода от фольклора к индивидуальному творчеству прослеживается в творчестве народных певцов.
В песнях и поэмах народного поэта и певца Касбота Кочкарова (1834—1940) отражена психология народа, его обычаи и нравы. Сатирические памфлеты певца Аппы Джанибекова (1864—1934) были направлены против социальной несправедливости в обществе, человеческих пороков. Поэзия народного поэта, певца Исмаила Семенова (Джырчы Исмаил) (1891—1981) — венец философского мышления и поэтического слова.
Основоположниками советской карачаевской поэзии являются Исса Каракотов, Азрет Уртенов и Исмаил Акбаев (Чокуна-афенди). Стихотворения И. Каракотова положили начало пейзажной лирике. А. Уртенов, опираясь на фольклорные формы, обогатил жанровые и поэтические возможности карачаевской поэзии, выступил новатором в области стихосложения (новая метрика, строфика). Поэтесса Абидат Боташева в своих стихах впервые подняла тему раскрепощения женщины-горянки.
В 1930-е гг. зазвучали Даут Байкулов, Хасан Бостанов, Магомет Урусов. Тогда же вышли сборники «Поэзия горцев Кавказа», «Литературный сборник», «Стихи и песни» Касбота Кочкарова и Исмаила Семенова. В 1940 г. начал выпускаться альманах «Карачай».
В годы Великой Отечественной войны многие карачаевские поэты ушли на защиту Отечества. Перед уходом на фронт они выпустили сборник стихов «Вперед за Родину!».
В связи с насильственным переселением карачаевского народа с 1943 по 1957 гг. развитие литературного процесса было нарушено.
В годы депортации (1956—1957) издавались сборники карачаевских литераторов на родном языке в Алма-Ате, Фрунзе: «Знамя нашей жизни», «От чистого сердца», «Искры».
Только в наши дни читателю стали доступны неопубликованные стихи И. Семенова, Умара Алиева, Азамата Суюнчева и др., позволяющие соприкоснуться с развитием карачаевской культуры времен депортации.
Во всех жанрах поэзии середины XX в. звучат темы свободы и несвободы, ценности отдельной личности. В литературе о депортации поэты в символических образах, прибегая к иносказанию, выражали стремление человека к воле, передавали всю тяжесть положения изгнанника, ограниченного в передвижении. Проблематика раскрывалась в поэзии как в личностном, так и в национально-историческом аспектах.
Первыми книгами возрожденной карачаевской поэзии стали поэтические сборники Османа Хубиева, Халимат Байрамуковой, Азамата Суюнчева, Назифы Кагиевой, Назира Хубиева, Ахмата Эбзеева, Хусея Джаубаева и др. У них широкий тематический диапазон: любовь к Родине, родному краю, национальным традициям; нравственные и философские искания. Военная лирика пропитана глубокими патриотическими чувствами.
В 1960-х гг. карачаевская поэзия нашла новые пути развития. Возникло особое направление — пейзажная лирика. Обозначилась тема любовной лирики. Разрабатывались теоретические основы карачаевского стихосложения. Наряду с традиционным силлабическим стихосложением наблюдались тенденции к свободному тоническому стиху.
С 1970-х гг. ведущие поэты продолжили развивать лирические жанры поэзии. С новаторскими исканиями выступила плеяда нового поколения талантливых литераторов: Азрет Акбаев, Харун Акбаев, Билял Аппаев, Фатима Байрамукова, Мусса Батчаев, Бергер Батчаев, Тамара Батчаева, Танзиля Боташева, Билал Лайпанов, Альберт Турклиев, Азрет Семенов, Норий Созаруков, Юсуф Созаруков, Маруа Семенова, Кулина Салпагарова, Дина Мамчуева, Байдымат Кечерукова, Альберт Узденов, Сафар Узденов, Хусейн Лепшоков, Шахриза Богатырева, Мурат Байчора, Алла Чотчаева и др. Молодые поэты привнесли в карачаевскую поэзию свободный стих.
На этом этапе развития карачаевской поэзии появилась развитая жанровая система, характерная фольклорной стилевой тенденцией в письменной литературе. В поэтических творениях сильны общечеловеческие мотивы, осмысление предназначения человека, острые вопросы времени, внимание к личности и ее духовному миру, связи человека с природой.
Эволюция системы ценностей обусловила основные мотивы: любовь к Родине, Кавказу и родной земле, стремление к свободе, отрицание насилия, надежду на будущее в сопоставлении с прошлым, веру в справедливость, сострадание к обездоленным, человечность, тревогу и заботу о народе.
Поиски новых дискурсов выражались в обновлении стиля, уходе в метафоричность и антропоморфизм. И все же главными чертами поэзии остались строгий выбор тем и сюжетов, сдержанность в выражении эмоций, особенно в жанре любовной лирики.

Рейтинг@Mail.ru