Утоюк
Қагам қулиґамсо. Утоюк – иґныґа Пытугам. Аґвинылгумат авақутет Пытуганкук Пуеңалъу. Уюґет Нануқ, Ататегын, наягат Тегрен.
Утоюк нукалъпеґатминың қаримамаўқ. Умьюгаҳтумаўқ нақам. Нақам илукыхтут анамыхтыситун. Ылъңита мантыґени ыскулъҳаґумаўңа.
Пуеңа анит ысҳа пинипихтуқ.
Қонпың гўи ынқақанка комсомолыңумалґит нукалъпет Утоюк, Уйґак, Лъайвоқын, Хухынкаун, Рультын, Калъук, Ситңеун. Ылъңита сивулилътың илисимат русит улот, мумихсильтыңумат. Акуна илета қанґунъаниґақет. Эхурңам таўа икаюґнақумет нуналгутытың.
Сивулими ыґныґани сентябрым ыскуґъяҳтукут нутаґинґаґмун ыскуґвигмун. Иґунени классыни ытыфсимет лозунгыт, алңашет В.И. Лениным, К.Марксым, Ф.Энгельсым, И.Сталиным.
Сивулими урогми қанґинамат Е.Ольшевская, мумихлъуку қанылъҳа.
1933 гиўгимың кынлыклъуни икиҳсимат ыскуґвик нутаґинґақ, Утоюк ныґоґумат секретарыңулуку комсомолыни.
Утуқаґрут ют илета умиклъуки тамакут анлинҳат, икаюґақылґит ыскуҳтынун ылъиқумет.
Тридцатыни гиўгини тумаҳсимат сивулиқ нунам советңа. Утоюк таўани умелгуҳтуқ. Сали анлинҳапилуни. Илет утуқат пеқут, гуқ анлинҳақ тана мулунаґутуқ аглуглуни. Эхурңам ыглыґусилътыңумауқ илисималуни.
Таўхкын туюмат Янракынутамун. Таўхкын алңаҳтуґъяҳтумет юит Куглусим. Таным пинитун тана ыглыґусима.
Қулыт гиўгит Нувуқам нунам советңани аглумауқ. Олыґмун нухсимат, ылъңан таўани икаюма Ёорело умелгуҳсийъқылуку Олґым советңани. Ылъңа секретарыңуҳсимауқ Советңани Олґым.
Аңўисуҳқумат тагани выборыт. Нақам декабры силъалъусимаўқ. Таўатытыңґан тугулуку урна, таўавык ыкақыкет алңат ныґоґилъыґмун аталґит.
Нувуқамун пыюгмың қатңумауқ.
Малґугнаґвинылгыт ыґныґыт китуҳтут тыкитыхпынан Олыґмун.
Киңоку инсиґвигмит муґусилътыңата ыглыҳлъыґим ысҳама тумым агўатңани тангыґулъыґе суна уна.
Қифлъуки қиқмини касума тана ысҳаяни. Аґулеҳлъуки қиқмини. Таўаникаґақ ысҳама ақумгалґе юк.
Эгун тугумеқума кавилґемың қанталык урна.
Касуґлуни ысҳаґьяқи, айхета юм тугумеқья тана санлак анлъунґилңук.
Таўатын Утоюк лъиқа аглукани ыглыґулъуку пияқумаўқ.
Утоюк
Утоюк был избран секретарём комсомольской ячейки. Он сумел привлечь к активной общественной работе своих товарищей. Их жизнь вроде бы внешне не изменилась, но всё равно стала другой.
О них пожилые люди говорили: «такут комсомолыт» («эти комсомольцы») — некоторые говорили о них с долей осуждения, другие, напротив, с одобрением.
Они действительно отличались от других своих сверстников активностью на всех проводившихся собраниях. Даже внешне они стали более аккуратными и собранными и очень дружили друг с другом.
Утоюк, как и Аёюк, был первым помощником у учителей.
Оживилась работа среди молодёжи села. Учителя Тарасов и Головин проводили большую живую и регулярную культурно-просветительскую работу среди населения, наполняя её новой формой и содержанием.
Позднее, когда я уже училась в педучилище, изучая историю нашей страны, я вспомнила и затем постоянно вспоминала периоды коллективизации, времена борьбы с вредительством, и в моей памяти вновь и вновь оживали те годы, когда Аёюк, Утоюк и их товарищи горячо убеждали население в правильности новой жизни.
Начало тридцатых годов. В Наукане был образован первый сельский Совет. Жители избирают Утоюка на пост председателя. Ему тогда было всего девятнадцать лет.
Зажиточные селяне и шаманы, коих тогда было немало, были злы на него. «Молодой ещё Утоюк, чтобы над людьми власть держать. Споткнётся!» — говорили они. Но не споткнулся молодой председатель!
Был даже такой случай, когда главный шаман Наукана разрядил в него свой винчестер, однако пули пролетели мимо, лишь одна, срикошетив от камня, оторвала ему два пальца на правой руке.
Шло время. Советская власть утвердилась в крупных населённых пунктах Чукотки, но ещё оставались места, где новая жизнь пока ещё не могла взять верх над устоями прошлого.
Партия направляла туда своих лучших представителей. Утоюка направили в стойбище Янракыннот. Чужака недружелюбно встретили в чукотском поселении. Но он не растерялся. В свои 23 года он уже имел некоторый опыт работы с людьми.
Более четырёх лет возглавлял Утоюк советскую власть в Янракынноте. Затем он участвовал в переписи населения на побережье Колючинской губы.
Больше месяца потребовалось ему и его товарищам для того, чтобы переписать всех жителей на вверенной ему территории.
К тому времени в Наукане дела шли хорошо, и Утоюк решил поехать в морзверобойную бригаду на остров Имаклик (остров Ратманова).
Вскоре началась Великая Отечественная война. Время было нелёгкое. Не одну тысячу ценных шкурок отправили науканцы на заготовительные пункты, внося свой вклад в дело Победы.
После войны Утоюк вновь перешёл на советскую работу. Почти десять лет он был председателем Науканского сельского Совета, возглавлял советскую власть в Нунямо, и, наконец, в 1960 году его перевели в одно из крупных сёл Чукотки — Уэлен.
В труде, в заботах незаметно пролетели годы. Нелегко было управлять делами в большом селении, где жители избрали его секретарём сельсовета. Но и на этой должности Утоюк оставался настоящим тружеником, помогая молодому председателю Ёорелё своим многолетним опытом.
Приближался день очередных выборов. Декабрь того года выдался ненастным. Над Уэленом постоянно завывали метели, сугробы поднимались до самых крыш. И всё же Утоюк, захватив с собой избирательную урну, рано утром вышел из Уэлена и направился в сторону Наукана.
Прошла неделя. Иночоунский охотник, возвращаясь из тундры, увидел в стороне от нартового пути странный предмет. Он развернул упряжку и направил собак в ту сторону. Немного не доезжая, остановил нарты и оставшийся путь прошёл пешком. В пяти шагах от него сидел человек. Подогнув под себя ноги, замёрзшими руками он крепко прижимал к груди красную избирательную урну.
Это бы Утоюк. Так закончил свой жизненный путь один из первых комсомольцев Наукана, до конца оставшийся верным своим идеалам в строительстве новой жизни на Чукотке, верой и правдой служивший своему родному краю, своему народу.