Чувашский язык

Чувашский язык относится к огурской (булгарской) группе тюркской языковой семьи. Количество носителей — около 1,1 млн человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
Историю чувашской письменности можно разделить на три периода. Первый период, древнечувашская письменность (до XVI в.), представлен двумя алфавитами: руническим и алфавитом на основе арабской графики (X—XV вв.). В период старочувашской письменности (XVIII в. — 1871 г.) для записи чувашской речи использовался русский алфавит. Период новой чувашской письменности (с 1871 г. по настоящее время) представлен двумя алфавитами, на основе кириллицы и на основе латиницы. Кириллический алфавит чувашского языка в нынешнем виде с 37 буквами существует с 1949 г.
Чувашская письменная поэзия зародилась в XVIII в. (оды Ермея Рожанского, Никиты Бичурина и др.). В XIX в. изданы стихотворения Хведи, Спиридона Михайлова (Яндуша), Василия Лебедева, Максима Арзамасова, Григория Филиппова и др. В конце XIX в. Михаил Федоров создал первую классическую поэму «Арçури» («Леший»), в которой выразил мифопоэтическое мышление чувашского народа. Тех же лет авторы братья Яков и Хведер Турханы: для них характерны пейзажная, медитативная, гражданская, философская лирика, романс, басня. Эндри Турхан одним из первых освоил силлабо-тоническую систему стихосложения.
Творчество поэта-классика Константина Иванова, автора поэмы «Нарспи», «обозначило высшую точку взлета национального литературно-художественного сознания начала ХХ в.» (Ю. Артемьев). Выразителем духа послереволюционной эпохи стал Михаил Сеспель. Его реформаторское творчество (утверждение силлабо-тоники, расширение метроритмического пространства стиха и др.) определило пути развития советской чувашской поэзии. Яркие образцы интимной лирики создали Гаврил Кореньков, Федор Павлов, Марфа Трубина, Николай Шубоссинни; гражданской — Тарас Кириллов, Тайр Тимкки.
В 1920-е гг. центральное место занимает поиск чувашской идеи. С подъемом национального самосознания ее искали поэты Василий Митта, Виктор Рзай, Педер Хузангай, Андрей Петтоки, Иван Ахах, Иван Ивник, Нестер Янгас и др.
Поэзия военных лет была агитационной, пафосной, публицистичной, искренней, поддерживала веру в победу (Александр Алга, Илья Тукташ, Яков Ухсай, П. Хузангай, Стихван Шавлы, Николай Шелеби, Семен Эльгер, Максим Ястран и др.).
С середины 1950-х гг. в чувашской литературе наряду с традиционной соцреалистической рождается новая поэзия, возникает интерес к внутреннему миру человека, что выражается и на уровне формы. В частности, Геннадий Айги, один из лидеров советского авангардного искусства 1960—1970-х гг. и создатель русского поэтического сюрреализма, обращается к белому стиху, вводит в чувашский стих новую интонацию и ритм, изменения в графическом оформлении (строчная буква в начале строки). Основой его творчества является, с одной стороны, опыт авангардных традиций и культур, с другой — исконно чувашское мировоззрение. Его последователь — Педер Эйзин. Ярко индивидуальны поэты-шестидесятники: Юрий Айдаш, Порфирий Афанасьев, Николай Теветкель, Вениамин Тимаков, Михаил Сениэль, Геннадий Юмарт, Василий Эндип и др.
В 1950—1970-е гг. осваивались эпические формы (роман в стихах П. Хузангая, поэмы Я. Ухсая, С. Шавлы, Алексея Воробьева и др.). В них отражались особенности национального характера, современность и прошлое народа. Это период мощного развития песенной лирики (Мария Волкова, Александр Галкин, Василий Давыдов-Анатри, Юрий Семендер, Юрий Скворцов, И. Тукташ, Валентин Урдаш, Виталий Шемекеев и др.). В 1970-е гг. под влиянием научно-технической революции четкое звучание обрела интеллектуальная (философская) поэзия (Ю. Айдаш, Николай Исмуков, Н. Теветкель, В. Эндип). Среди новых жанровых форм можно выделить сонеты Н. Теветкеля. Тогда же заявили о себе Алексей Аттил, Иосиф Дмитриев, Василий Кервень, Любовь Мартьянова, Федор Муратов, Вениамин Пегиль, Раиса Сарби, Афалек Эндебе, Петр Яковлев (Яккусен) и др. В творчестве поэта-философа Н. Исмукова отразилась история современника и судьба народа. Для поэзии Л. Мартьяновой характерна медитативность, мелодичность; лирическая героиня — скромная, нежная, но сильная чувашская женщина. Для лирики П. Яккусена характерны чистота интонации, яркое выражение чувашской идеи: его лирический герой размышляет о земле, исчезающей деревне, национальных традициях.
В 1980—1990-ее гг. в поэзию вошли Николай Ижендей, Георгий Ирхи, Марина Карягина, Любовь Оланьгай, Юрий Сан, Станислав Садур, Анатолий Смолин, Михаил Сунтал, Петр Сялгузь, Валерий Тургай, Георгий Федоров, Анатолий Ыхра, Иван Чермаков, Альбина Юрату и др. Разносторонне проявился талант М. Карягиной — автора стихотворений, палиндромов, трагедии в стихах. В ее поэзию интегрированы отдельные черты авангардизма и этнофутуризма.
Современная поэзия, продолжая традиции прошлого века, ищет все новые формы художественного воплощения. Особо выделяется женская поэзия, философская, интимная лирика Надежды Сельверстровой, Шуры Юртан и др.

Рейтинг@Mail.ru