Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Народ Саха на пути процветания

Автор:
Софрон Данилов
Перевод:
Любовь Борисова

Народ Саха на пути процветания

 

 

Жители Якутии! Все наши далекие и близкие сородичи и земляки, говорящие на якутском языке! Уважаемые делегаты и гости! Сегодня здесь, в центре Республики Саха (Якутия) городе Якутске, собрались мы – люди, которым было поручено в эти сложные времена вступления в новые общественные отношения – рыночные отношения, донести мысли и слово народа саха. Проходящий в эти дни VII съезд народных депутатов Российской Федерации ясно показал всю сложность политической обстановки, когда мы даже не можем понять, куда повернет наша жизнь в ближайшем времени. Мы пришли сюда не для того только, чтобы прославлять свое прошлое или жаловаться на проблемы. Нас привело сюда желание общими усилиями найти способы преодоления трудностей переходного периода в условиях дефицита и неопределенности, разумно устроить будущее якутского народа. Наши предки учили нас: «Где топор не справится, поможет хороший совет».

 

I

Прежде чем говорить о настоящем, вспомним хотя бы коротко наше прошлое. Давайте вспомним, кто мы такие, якуты, откуда появились как народ? Воспоминания о прошлом помогают избежать ошибок того времени и предсказать будущее.

По словам историков, корни якутского народа уходят в глубокую древность. Не зря ведь наши сказания начинаются словами: «с древнейших беспокойных времен, столетий, прошедших в сражениях». Якутский народ – один из древнейших народов мира, он происходит от прославленных в веках тюрков.

Наши предки десять веков назад покинули свою теплую и благодатную родину и пришли сюда, на север. С тех пор якутский народ живет в этих сложных условиях, в самом холодном уголке земного шара, занимаясь охотой, рыбалкой, разведением скота, обустраивает свой быт, воспитывает детей.

Можно только догадываться, сколько горя, страданий и нужды претерпели наши предки, чтобы выдержать суровость здешней природы, не дать потухнуть от безжалостной северной бури пламени в их очагах. Но они не переставали стремиться вперед и не унывали! Их непоколебимая целеустремленность, сила духа и творческие способности, уверенность в будущем – отражены в народном творчестве: чудных песнях-тойук и эпосе олонхо, входящем в число величайших мировых шедевров устного творчества.

Его величайшая заслуга перед всем человечеством в том, что он вместе с якутами, эвенками, юкагирами, чукчами своим неимоверным терпением, неутомимым трудом, теплом доброго и милосердного сердца согрел холодный дух этой прекрасной земли, где теперь горит пламя вечной жизни, которой восхищается весь мир. Понятие Родины не определяется для народа тем, когда и откуда он прибыл; главное, – это слияние плотью и кровью со своим краем, принятие его сердцем и умом, укоренение культурных традиций и соединение всей деятельности с природой этой страны. Неужели кто-то скажет, что этих качеств нет у якутов?

Республика Саха (Якутия) – наша настоящая Родина. Эта земля –колыбель нашей общей судьбы, гнездо жизни, источник счастья и страданий. Словом, ее судьба – наша судьба, ее счастье – наше счастье, ее горе – наше горе. И хочу сказать с полной уверенностью, чувствую это всем сердцем и душой: пока стоит свет, пока мы живы, нет силы, способной отнять ее у нас!

Заметным событием в истории Якутии является присоединение ее к России в первой половине XVII века. Это объединение имело огромное прогрессивное значение в жизни нашего народа: Якутия стала частью могущественного государства, перестала жить обособленно и влилась в мировую цивилизацию. Это объединение, несмотря на последовательную колониальную политику царской власти, способствовало социально-экономическому подъему северного края. В начале XX века под влиянием русской культуры выросло первое поколение якутской национальной интеллигенции, в числе которой такие выдающиеся люди, как В. В. Никифоров, А. Е. Кулаковский, А. И. Софронов.

Мы – полноправные граждане России. Поэтому было бы полезнее говорить на этом конгрессе о нашей жизни, не отмежевываясь при этом от политического и экономического положения России.

Важным рубежным моментом нашей истории является Октябрьская революция 1917 года. Как бы мы ни относились к этой революции, советская власть освободила народы бывшей Российской империи от колониального гнета царской власти, открыла им путь к национальному процветанию. Однако имперско-диктаторский режим, который постепенно установился, начиная с двадцатых годов, и окончательно укрепился к середине тридцатых, опираясь на кровавые репрессии, истребившие лучших людей всех народов, замедлил их развитие. Якутия, несмотря на появление механизированного сельского хозяйства, промышленности по добыче золота, алмазов и угля, превратилась в подобие колонии, которая давала только сырье.

Тем не менее, благодаря стараниям своих сыновей М. К. Аммосова, П. А. Ойунского и др., посвятивших всю свою жизнь родному народу, Якутия получила свою первую государственность – право называться «автономной республикой» – из рук не кого-нибудь, а именно советской власти. И если за три века правления царской власти не было открыто ни одной якутской национальной школы, не развились ни якутская письменность, ни образование, то в годы советской власти все население стало грамотным, мы получили возможность развивать национальную художественную литературу (на родном языке), искусство, науку. Все мы, сидящие в этом зале, живые свидетели этого, и я думаю, что нет смысла что-то еще доказывать.

И вот теперь, с 1985 года, мы живем в эпоху так называемой «перестройки». После распада Советского Союза бывшие союзные республики стали самостоятельными государствами. В результате этой катастрофы вся наша жизнь – от наших высоких идеалов, на которые мы равнялись много лет, до повседневных взаимоотношений – все перевернулось.

Чем этот период наиболее примечателен для нас, якутов?

Республика Саха (Якутия) сделала три важнейших шага к достижению становления суверенного, демократического государства в составе Российской Федерации. В 1990 году 27 сентября была провозглашена Декларация о государственном суверенитете нашей Республики. В 1992 году 27 апреля была принята новая Конституция Республики Саха (Якутия). В том же 1992 году 31 марта Республика Саха (Якутия), как равноправный субъект Российской Федерации, подписала Федеративный договор. Эти исторически важные государственно-политические документы станут прочным фундаментом для становления Республики Саха (Якутия) как суверенного государства, для его прекрасного будущего.

Мы все с одобрением отмечаем: и Декларация, и Конституция, и Федеративный договор направлены на процветание народов Якутии. Для успешного претворения в жизнь они должны опираться на последовательно растущую, процветающую экономику, на мощь и духовную силу народа, его неисчерпаемую целеустремленность, единство и безупречную нравственность.

На сегодняшний день прежний уклад жизни нарушен, экономические показатели по России постоянно падают. Этот процесс сказался и на Якутии. Растет инфляция, разрушены все сферы материальной и духовной жизни.

История свидетельствует, что в такие тяжелые смутные времена особенно страдают малочисленные народы. И, не приняв вовремя, в период таких судьбоносных событий, верных решений, они либо гибнут, либо становятся на путь безвозвратного исчезновения. И вот поэтому мы собрались здесь, чтобы общими усилиями найти самый верный путь к благополучию.

 

II

Важнейшим вопросом, определяющим будущее якутского народа, является социальное развитие села. Потому что три четверти населения Якутии живет в сельской местности. С давних пор существуют поговорки: «Якуты держатся за коровий хвост», «У якутов душа лошади». Так и есть, народ саха будет существовать, пока он разводит коров и лошадей. Судя по информации Министерства сельского хозяйства, состояние животноводства в последнее время выглядит неплохим. Что касается исторической статистики, то она такова: в 1917 году у нас было всего 491,3 тыс. голов крупного рогатого скота. Потом, в годы гражданской войны, скота стало меньше, и в 1931 году его численность достигла 559 тысяч – это самый высокий показатель. С началом коллективизации численность постепенно снижалась и к 1941 году составляла 315 тыс. голов. Поголовье крупного рогатого скота в 1988 году достигло 383,2 тыс. голов, в 1991 году – 409,2 тыс. голов.

Оказалось, что численность лошадей колебалась не так сильно. В 1917 году было 135,5 тыс. лошадей, в 1930 году 192,7 тыс., в 1940 году 194,4 тыс., а в прошлом, 1991 году – 199,5 тыс.

Предыдущие тридцать лет мы специализировались на увеличении производства мяса и молока, прекратив выращивание пищевых сортов пшеницы и зерновых, и теперь эта ошибка проявила себя. В связи с проведением работ по восстановлению посевов зерновых культур в этом году на значительной площади полей получен неплохой в наших условиях урожай зерна. Здесь стоит отметить заслуги профессора Г. П. Башарина.

«Кто хорошо работает, тот хорошо живёт», – говорили мы раньше. Наши сельчане работают и в холод, и в жару: выращивают хлеб, разводят скот, охотятся и рыбачат. Наши женщины, с раннего утра до позднего вечера работая в холодном и сыром хлеву, следят за домом, воспитывают детей, хлопочут без устали. Почему же кардинально не улучшились условия жизни и труда жителей якутской деревни, в том числе и в районах Крайнего Севера? Почему жизнь сельских жителей ни в малейшей степени не перестала зависеть от капризов погоды? Почему многие хозяйства каждый год еле сводят концы с концами? Почему изменился жизненный уклад якутов? Почему, несмотря на все техническое оснащение, мы никак не можем достичь тех показателей, которые в прошлом получали ручными косами и деревянными граблями? Почему во времена масштабного мирового развития наша деревня не претерпела никаких изменений, и мы живем так же, как двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад? Специалисты, скорее всего, объяснят это множеством социальных и экономических причин.

Земля становится лучше, богаче, расцветает, увеличивается ее плодородность только под заботливыми руками человека. Я считаю, что наша главная беда, в первую очередь, в том, что мы оторвали человека от земли. Политика централизации сельского хозяйства, сосредоточение большей части колхозов, совхозов и скота в районных центрах привели к плачевным последствиям: окраинные земли, оставшиеся без ухода, были захвачены сорняками и обречены на оскудение. Все это привело к нарушению привычного образа жизни, обычаев якутского народа. Оставим ли мы все как есть или решимся на проведение долгосрочных работ по обустройству множества удаленных поселков, чтобы в них стали доступны все блага цивилизации? Какой путь более выгоден и перспективен?

Чтобы человек стал хорошим хозяином своей земли, надо с детства воспитывать в нем любовь к родине и прививать бережное, заботливое отношение к ней.

В последние два года шли непрекращающиеся споры и разговоры о формах собственности и хозяйствования. При этом основанная на государственной собственности совхозная система признана бесперспективной для развития сельского хозяйства. Работники совхоза получают зарплату вне зависимости от размеров урожая или поголовья скота. С таким подходом мы вырастили целое поколение, не желающее работать и добиваться хороших результатов.

Но отрицать роль и значимость коллективных хозяйств на селе будет ошибкой. Надо определить самые эффективные типы коллективного хозяйства. В настоящее время в деревнях создано множество фермерских хозяйств. Они только-только с трудом начали вставать на ноги. В них обычно объединяются родственники. Как бы то ни было, я воздержусь от утверждения, что мелкие хозяйства – это будущее нашего села. Давайте используем опыт государств с развитым сельским хозяйством. У нас нет другого выхода, кроме как создать благоприятные экономические условия для развития разных форм собственности и видов хозяйствования, не противопоставляя их друг другу и никого не ущемляя.

Наша большая беда в том, что село очень зависит от колебаний природных условий. Районами компактного проживания якутов и наиболее густонаселенными являются районы на левом берегу реки Лены. Их жители переживают частые засухи и всегда проживают в большой нужде. В результате нескольких десятилетий переговоров и требований в этом году благодаря энергичным мерам правительства начались работы по переброске воды из реки Лена в заречные районы. Если все будет реализовано, как задумано, то судьба якутского народа будет находиться в добрых руках айыы*.

Кардинальное улучшение условий жизни и труда сельских жителей – это, без преувеличения, задача огромной государственной важности. Нельзя ограничиваться единичными временными мерами, а надо организовать все последовательно, настойчиво, то есть, понимая, что речь идет о будущем всего якутского народа. Без последовательной механизации всех видов сельскохозяйственных работ, особенно животноводства, мы не сможем значительно развить сельское хозяйство. Только освоив безотходные технологии (замкнутого цикла) производства продуктов животноводства, мы сможем в полной мере использовать возможности, которые дает эта отрасль сельского хозяйства. Этого можно достичь только при активной поддержке государства.

Появление частной собственности на землю – факт нашей жизни. Собственность может быть разных видов: коллективная и личная. Таким образом, наступил период параллельного развития государственной и частной собственности в конкуренции друг с другом. Как земля должна передаваться частным лицам? В этом отношении лучше было бы стараться не нарушать вековых традиций нашего народа. До коллективизации наслежная земля принадлежала администрации наслега. Последняя безвозмездно раздавала людям землю в бессрочное пользование в соответствии с количеством душ. Например, земельный раздел 1929 года так и провели, для чего были избраны самые уважаемые депутаты от наслега. Луга, пашни, пастбища – то есть земли, используемые для сельскохозяйственных работ, – должны быть распределены только между теми, кто этим трудом фактически занимается. Вся земля, за исключением земель районов, занятых сельским хозяйством, должна находиться в государственной собственности. А также о продаже земли. Усадебные и дачные земли вместе с домами и постройками продавались и раньше, и сейчас продаются. О них отдельный разговор. Что касается остальной земли, лучше всесторонне проанализировать и взвесить, как скажется разрешение или отказ в продаже земли на судьбе якутского народа и к чему приведет. При этом народные обычаи и традиции должны обязательно учитываться.

 

III

Основной отраслью народного хозяйства Республики Саха (Якутия) является горная промышленность. Ее доля составляет 80%. Наш северный край славится во всем мире полезными ископаемыми: золотом, алмазами, каменным углем, оловом, газом, сурьмой. Раньше эти несметные богатства вместо хоть какой-нибудь выгоды приносили коренным народам только горе и продолжали утекать в качестве поставок сырья в центральные области и в другие страны. О таком богатстве мы знали лишь понаслышке.

Вся земля, на которой добываются эти сокровища, – это наша земля, земля народов Республики Саха (Якутия), в первую очередь, коренных народов. Это наше богатство. После провозглашения нашего суверенитета Президент и правительство добились подписания с российским руководством Соглашения о передаче в собственность республики всех наших земель и природных ресурсов. В частности, они сделали первые серьезные шаги, чтобы сохранить в республике значительный процент от добычи алмазов, а вырученные от их продажи средства направить на улучшение жизни народа. За это мы искренне благодарим Президента, Верховный Совет, правительство и, рассматривая это как первый крупный шаг к защите наших законных прав, желаем, чтобы их дальнейшая работа в этом направлении была еще более успешной.

В этом году по инициативе концерна «Золото Якутии» в Якутске начал работу завод по производству украшений из золота и драгоценных камней. Акционерная компания «Туймаада-Даймонд» построила в нескольких районах алмазогранильные заводы. Радует, что на них работает молодежь, искренне желающая заниматься этим делом. Так же можно было бы постепенно организовать малые и средние предприятия по деревообработке, переработке шерсти, обогащению угля, производству продуктов переработки природного газа и нефти. Тогда общая польза от добычи природных ресурсов стала бы намного выше, а местная молодежь была бы обеспечена работой в промышленности на родине.

Хочу обратить ваше внимание еще на один путь. Если социально-экономический кризис в России затянется, Якутия не сможет развивать промышленность собственными силами. В 50-х годах Арабские Эмираты были феодальным государством с отцовскими родами, занимавшимися, в основном, разведением верблюдов. Там обнаружили нефтяные месторождения, из которых страна извлекла максимальную выгоду, отдавая в концессию другим странам на выгодных условиях, жизнь кардинально улучшилась, пошло бурное всестороннее развитие, рост благосостояния. Используя этот опыт, можно было бы передать некоторые полезные ископаемые (уголь, соль, гипс, нефть, природный газ и т. д.) в концессию или на создание корпорации, исходя из наибольшей выгоды для народа. Контрольный пакет концессии или корпорации должен остаться в Якутии.

Для развития любой страны важна транспортная инфраструктура. Большинство наших дорог не отвечают современным требованиям. Речные грузоперевозки и раньше не удовлетворяли хозяйственных потребностей края, а сейчас, после установления прямых экономических отношений, возникла необходимость в больших объемах грузоперевозок. К тому же только в этом году на грузовые перевозки было получено кредитов на сумму 110,9 млрд. руб., оплата этих кредитов уже к весне должна вырасти до 80%. Поэтому предлагают построить железную дорогу до Якутска, а не до Томмота, как предлагают оппоненты, опасаясь наплыва мигрантов из южных областей, их ассимиляции и исчезновения коренных народов, а также экологической катастрофы и прогона порожняка. Этот вопрос заслуживает всестороннего обсуждения.

 

IV

С древних времен якуты считали себя благословенными детьми природы и берегли ее, как любимую мать. Якутская религия возникла из священного отношения к природе, поклонения духам земли, местности, растительности, воды, огня, охоты. Природа для нас не только основа выживания. Она – пристанище нашей души, источник духовности, колыбель, породившая и вырастившая якутский народ, дав ему светлый ум и доброе сердце. Любовь к природе – основа любви к родине, к родному народу.

Да, нас беспокоит нынешнее состояние нашей природы. Еще с 60-х годов, когда горнодобывающая промышленность и гидроэнергетика нанесли огромный ущерб окружающей среде. В результате мы получили экологическую катастрофу на реке Вилюй, являющейся исторически важным центром становления якутской нации. Воды этой реки были отравлены, климат окрестностей стал меняться. В 1976 и 1980 годы воды реки были максимально загрязнены раствором для промывки алмазов, гниющей древесиной затопленного леса. Добавьте к этому еще 12 подземных ядерных взрывов. Из-за них серьезно пострадало здоровье жителей вилюйских районов, выросло число онкологических заболеваний.

Теперь все мысли и усилия должны быть сосредоточены на том, как улучшить сложившуюся ситуацию.

В последнее время руководство республики стало уделять больше внимания охране природы, радует, что было создано специальное министерство. Есть признаки того, что ущерб природе будет уменьшаться. Появилось много законов, касающихся экологии. Если они будут строго соблюдаться, то появится уверенность в улучшении ситуации. Обязательно нужно запретить в тундре летнее передвижение техники. Также необходимо придерживаться курса на значительное сокращение поиска и добычи природных ресурсов в тундровых зонах, а по возможности, и вовсе прекратить.

Нашу природу губят не только промышленные предприятия. Скопление людей и скота в больших поселениях, как мы уже говорили, разрушило образ жизни якутов и их экологическое сознание. Наши поселки выглядят очень неряшливо. Обычно коровники с сотнями голов скота строятся вблизи водоемов, загрязняя наши озера и реки. Жаль, что и дальние, и ближние таежные леса подвергаются вырубке, исчезают.

Разве могут люди, которые пьют воду из загрязненных водоемов, живут среди мусора и гнили, вырасти здоровыми и крепкими? Наоборот, человеческий век укорачивается, срок жизни сокращается. Если в 50-е годы якуты были известны во всем мире своим долголетием, то сейчас средний возраст составляет всего 57 лет. Одна из главных причин – это ухудшение питания и питьевой воды. Подобное положение дел обернется катастрофой для якутской нации.

Так что прежде всего очистим наши водоемы, приведем в порядок наши поселки, возродим традиции наших предков, воспитаем подрастающее поколение в духе бережного отношения к природе. К счастью, у нас все еще остались места, где не ступала нога человека. Давайте беречь их как зеницу ока, возьмемся за создание в каждом районе заповедников, музеев природы, неприкосновенных уголков. Только тогда мы сможем расти и развиваться как народ.

 

V

Вступление в новые экономические отношения выдвинуло на передний план вопрос подготовки кадров, их успешного трудоустройства. Мы уже сейчас обязаны как можно быстрее подготовить профессионалов широкого профиля, способных использовать высокие достижения науки и техники, и участвовать в управлении и устройстве будущего Якутии. Ради этого необходимо усовершенствовать систему подготовки кадров. Зарождающийся рынок требует, во-первых, наличия экономистов, финансистов, банкиров, социологов и т. д.; во-вторых, необходимо готовить различных специалистов для обрабатывающей промышленности. Одновременно нужно увеличить число высококлассных специалистов в сфере фундаментальных и прикладных наук, способствующих развитию научно-технического прогресса.

Реализацию этой важной задачи мы должны начать со школы. Якутский язык получил статус государственного и теперь может развиваться во всех сферах нашей жизни, в том числе в школе. Концепция национальной школы вселяет большие надежды. Обучение на родном языке дает наиболее глубокие знания, способствует раннему раскрытию талантов ребенка; он заранее выберет будущую профессию и станет высококвалифицированным специалистом, с увлечением работающим ради процветания своего народа. Нужно сократить сроки подготовки специалистов средней и высшей квалификации, обучать действительно полезным в жизни знаниям.

Исходя из предпосылок близости расположения и удобства путей сообщения с развитыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в перспективе ожидается расширение экономических, технических и культурных связей. Таким образом, наряду с западноевропейскими языками обучения, целесообразно ввести в систему образования изучение японского, китайского и корейского языков.

Перед нами стоит задача обогащения сознания народа, его укрепления и нравственного воспитания в целях развития нации. Наш народ накопил огромные интеллектуальные силы. Об этом свидетельствует и то, что произведения наших лучших писателей, певцов, художников, работы наших ученых вышли на мировую арену. В последние годы Саха драматический театр хорошо показал себя, выступив со спектаклями во многих зарубежных странах. Добавьте к этому успехи наших спортсменов. Эта интеллектуальная и творческая сила – самое дорогое достояние народа.

При социализме на протяжении десятилетий проводилась политика подмены народной самобытности ее стилизацией. Особенно это ударило по национальным культурам. В настоящее время можно приветствовать усиление внимания к фольклору, возрождение забытых видов творчества (осуохай**, хомус*** и др.), древних обрядов. Но впадение в крайность не приведет к хорошему. Культура любого народа, опираясь на собственную философию, на самобытное художественное творчество, должна умело сочетать в своем развитии опыт прошлого и все хорошее, что есть в настоящем.

Спору нет, развитие нации опирается прежде всего на экономику. Но нет в истории ни одного государства, которое смогло бы укрепиться, процветать, занять достойное место в человеческой цивилизации, не поддерживая культуру и науку на высоком уровне. Без развития высшего образования и науки наша экономика не будет расти. Сомневаюсь, что якутский народ поразит весь мир своим скотоводством и выращиванием хлеба. Только благодаря достижениям своего прекрасного искусства, литературы, открытиям в науке он сможет войти в число наиболее развитых народов. Поэтому культура, высшее образование, наука нуждаются в содействии всего народа, и руководство республики не должно ущемлять их по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.

 

VI

Любой народ сможет почувствовать себя более уверенно, стать сильнее духом, только если его численность будет неуклонно расти. Народ, численность которого постоянно уменьшается, теряет стремление идти вперед, учащаются застои, и в итоге он встает на путь исчезновения.

А как у нас дела в этом отношении? Приведу цифры. В 1897 году, по данным первой Всероссийской переписи населения, в Российской империи насчитывалось 227 384 якута, или 84,2% всего населения Якутской области. В 1926 году состоялась полная перепись населения Якутии, – по ее итогам в республике насчитывалось 235 926 якутов (81,6% населения республики). За 29 лет якутское население выросло на 8 542 человека, или в среднем прирост в год на 294 человека. Такие цифры понятны – это последствия тяжелого периода, вызванного революцией и гражданской войной. К сожалению, результаты переписи 1939 года до сих пор не опубликованы. А в 1959 году, или 33 года спустя, численность якутского народа сократилась на 9 873 человека и составляла лишь 46,4% населения республики. Это результат войны 1941–1945 гг. и тяжелой послевоенной жизни, а также увеличения числа приезжих с возникновением горной промышленности.

В последние годы численность якутов мало-помалу росла и к 1989 году, согласно данным переписи, составила 382 тысячи человек. Из них 365 236 человек постоянно проживают в республике. Как видим, за 30 лет численность населения увеличилась более чем на 150 тысяч человек, или в среднем на 5 тысяч человек ежегодно. Неплохой показатель.

Однако, по наблюдениям социологов и демографов, в последние годы темпы прироста населения значительно замедлились, а в перспективе могут замедлиться еще сильнее. Например, если в 1979–1989 гг., в самые благополучные годы, темпы роста якутского населения составляли 16%, то для других народов республики эти цифры составили: русских – 28%, эвенков и чукчей – 25%, эвенов – 50%. В настоящее время якуты составляют лишь 33,4% от общей численности населения республики. Значит, перед якутским народом возникла сложная демографическая проблема.

С давних времен якутские семьи были традиционно многодетными. Сейчас эта добрая традиция нарушена. Поддавшись современным веяниям, семьи не заводят много детей. По данным за 9 месяцев 1992 года, рождаемость снизилась по сравнению с девятью месяцами прошлого 1991 года в Чурапчинском районе на 21%, в Намском, Кобяйском, Амгинском – на 10–18%. В целом по республике в 1991 году родилось на 5 646 меньше детей, чем в 1988 году.

Проблема вступления в брак стоит еще острее. В сельской местности среди 20–35-летних только 53% якутских мужчин и 59% женщин состоят в браке (в городах соответственно 49 и 52%). Такая картина не просто беспокоит, она печалит.

Усугубляет положение и другая цифра, – разводов становится все больше: в России по числу разводов мы намного опережаем Башкортостан, Татарию, Бурятию, Туву. Очень досадно, что и деревня попала в эту статистику: за период с 1980 по 1991 годы количество разводов в Амгинском районе увеличилось с 3 до 37, или в 12 раз (количество браков за это же время увеличилось только в 1,1 раза); в Верхневилюйском – с 13 до 51, или в 3,9 раза (браков – в 0,94 раза); в Намском – с 7 до 43, или в 5,1 раза (браков – в 1,04 раза), в Сунтарском – с 8 до 52, или в 6,5 раза (браков – в 1,3 раза). Для Якутии это показательные районы, поэтому хочу сказать: «болезнь» распада семей черной тучей накрыла весь якутский народ.

В последнее время в Якутии очень высока младенческая смертность, – по этому показателю в России мы на 4-м месте; ежегодно у нас умирает 450–550 младенцев, 270–350 детей мертворожденные, делают 23–30 тысяч абортов (несомненно, по этим показателям якуты на первом месте). Демографическое положение якутского народа в плачевном состоянии. Почему так произошло?

Прежде чем искать внешние причины, надо начать с самих себя. Я считаю, что это, в первую очередь, вред, который приносит алкоголь, особенно молодежи. Как постоянно пьющий мужчина может быть способен построить и обустроить дом, поддерживать хозяйство, и какая девушка выйдет за него замуж? Алкоголь – источник преступности и безнравственности. Как мы защитим наших людей от пагубного влияния алкоголя? Только запретами положительного результата не добиться.

В придачу ко всему широко распространилось мнение, что у современного цивилизованного человека должно быть мало детей. Появилось постыдное поведение, когда к многодетным семьям относятся с предубеждением, как к отсталым, неряшливым семьям из прошлого века. Людям надо открыть глаза на то, что такое отношение ошибочно и ложно. На этом свете не было, нет и не будет ничего дороже счастья иметь детей. И чем больше у тебя детей, тем больше у тебя счастья. Дети – бесконечная радость, неиссякаемая надежда на будущее!

Помимо прочего, повлияло ухудшение жилищных условий. В сельской местности нужно постараться создать все условия для того, чтобы молодые семьи имели возможность обзавестись жильем: надо помочь построить дом, завести скот, огород, обеспечить работой, предоставить различные льготы. Уважаемые старейшины могли бы благословить молодые семьи на рождение детей и своим весомым словом убедить их в счастье быть многодетными.

Думая о будущем нашего народа, самые большие надежды мы возлагаем на якутских женщин, на их природную неутомимую выносливость, высокое предназначение рожать много детей. Сейчас в республике проживает около 1600 матерей-героинь. Представьте себе, что они одни подарили своему родному народу минимум 16 тысяч саха. Вот они – настоящие героини! Их, как и многих других многодетных матерей, нужно бы окружить глубоким уважением, горячей заботой и настоящей славой. Президент и Правительство приняли несколько указов и постановлений о льготах многодетным матерям. Как только появится возможность, эти льготы нужно бы еще расширить. Остановившийся рост численности населения, ухудшение демографического положения требуют принятия срочных исключительных мер. Было бы хорошо, если бы мы специально изыскали средства выплачивать среднюю заработную плату матерям с тремя и более детьми в сельской местности, чтобы они могли содержать своих детей, сидя дома. Может ли существовать на свете более важная работа, чем обеспечивающая будущее народа?!

Негативное влияние на жизнь народа оказывает ничем не ограниченная миграция. Опасность такой миграции заключается прежде всего в угрозе генофонду народа, разрушает его самосознание. Природные ресурсы Якутии способны выдержать нагрузку не более одного миллиона человек. Сегодня наше население превысило миллион человек. Правительству, взявшему в свои руки миграционное движение, пришлось проводить жесткую принципиальную политику, ограничивая его.

Демография любого народа связана с проблемой гражданства. Гражданство дает народу правовую основу жизни, повышает его самооценку, уверенность в завтрашнем дне. Гражданство и экономика во многом связаны между собой.

Несколько дней назад в газетах был опубликован законопроект о гражданстве Республики Саха (Якутия). В нем говорится, что до вступления в силу этого закона все наши граждане считаются гражданами Республики. Многие люди, с которыми я разговаривал в эти дни, его не восприняли. По их мнению, для того, чтобы определить, кто является постоянным жителем, надо было ввести временной ценз в 15–20 или хотя бы 10 лет. Они справедливо считают, что гражданином Якутии, по некоторым основным критериям, должен быть человек любой национальности, который искренне полюбил эту землю, твердо решил жить здесь, родить детей, работать, сопереживать как ее радостям, так и печалям. Выражая свое мнение по этому важнейшему вопросу, который определит будущее нашего народа, мы поможем Верховному Совету принять самое правильное и мудрое решение.

 

VII

Республика Саха (Якутия), провозгласив свой суверенитет, вступила на путь самостоятельности, и это является свидетельством того, что начинает сбываться мечта, которую на протяжении веков лелеял наш народ. Вот чего добивались в двадцатые годы просвещенные умы якутской интеллигенции, которые не жалели своих жизней ради этой цели. Их выдающиеся имена не будут забыты до тех пор, пока на свете остается хоть один якут.

В заключение хотелось бы остановиться именно на следующих двух аспектах.

Во-первых, Республика Саха (Якутия), провозгласив государственный суверенитет, только встает на ноги как равноправный субъект Российской Федерации. В то время как мы ищем пути укрепления нашего государства, нельзя забывать, что Якутия на протяжении четырех веков была неотъемлемой частью России. Так распорядилась наша судьба, наша история. Все это время якутский и русский народы вместе жили и работали, радовались и грустили, преодолевали невзгоды. Наш мудрый почитаемый предок Алексей Кулаковский в 1912 году, во время одного из самых смутных для якутского народа исторических периодов, призывал жить вместе с русскими: «...Белоглазый, большеносый нуча <...> гораздо ближе нам, милее и родственнее», – и истину его пророческих слов явили прошедшие годы.

Перед Республикой Саха (Якутия), подписавшей Федеративный договор, стоит задача напрямую участвовать в обустройстве Российской Федерации. Мы хотим, чтобы Россия стала непоколебимой, счастливой, процветающей единой великой державой. В этом залог того, что и наша дальнейшая жизнь будет счастливой.

Во-вторых, надо понимать, что провозглашение суверенитета не только дает якутскому народу права и большие возможности для роста и развития, но и, прежде всего, возлагает огромную ответственность. Якуты – крупнейший из коренных народов, давший название республике. Поэтому за состояние республики в первую очередь отвечает он. Якутский народ должен быть силой, объединяющей все народы республики для мирного сосуществования и труда. В настоящее время и в печати, и в обычном разговоре появилась привычка высмеивать слова «дружба народов». Ну и пусть, – наша дружба народов была, есть и будет. Якутский народ должен стать тем, кто организует, поддерживает и укрепляет искреннюю дружбу народов Якутии.

Мы, якуты, хорошо знаем, что значит быть нуждающимся, притесняемым малочисленным народом. В нашей республике проживают народы с еще меньшей численностью: эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы. Мы должны помогать им всесторонне улучшать жизнь, беречь свою землю, развивать родной язык и культуру, способствовать надлежащему установлению их государственно-административного статуса. Они надеются на наше самое теплое дружеское отношение.

Принятые государственные документы являются лишь началом воплощения идеи суверенитета, требующего бесконечного упорного труда и сосредоточения всех сил народа. Никто вместо нас не придет и не устроит нашу жизнь и наше будущее. Наша судьба – в наших руках. С полным осознанием этого от всего якутского народа, вплоть до каждого человека, требуется безупречность сознания, работы и поведения. Каждый якут должен гордиться своим народом, беречь его честь.

Раз ты – якут, значит, должен быть всесторонне развитым, успешным, упорным и трудолюбивым человеком.

Раз ты – якут, значит, должен относиться искренне, приветливо, с дружелюбием ко всем людям, ко всем народам, стараться оказывать им всестороннюю помощь, быть добрым, отзывчивым, скромным человеком.

Раз ты – якут, значит, должен быть примером для людей, обладателем высочайшей нравственности и морали.

Раз ты – якут, значит, ты – мать, отец, бабушка или дедушка в крепкой семье, где дом наполняется гомоном детишек.

И тогда слава якутского народа распространится по всему миру, и имя его будут произносить с большим уважением и сердечным почтением.

«Работяга, как якут», «прекрасен, как якут». И тогда якут, находясь в каком угодно уголке земли, будет с гордостью говорить: «Я – якут!»

 

1992

 

 



* Божества традиционной религии якутов.

** Традиционный хороводный круговой танец якутов.

*** Якутский варган.

Рейтинг@Mail.ru