Насялык
Тана ысҳапагақа Аґлю. Хўаңкуни таўани пиканлъюта Еңаңам тана паниха қийиқақуқ упатуґналюни. Итыҳтуқ тана Аґлю.
- Сяқа тана?
- Упаюгақуқ.
Нақам слъямун пинанґилңут. Уксюми. Там Аґлюм пима:
- Қулмыситаңисин атумың?
Итҳута. Сямың қипаґаґмың сяплъюку, ихыни канаҳлъюку, нусюга упа. Лыган нутаґақ ипапик упа.
Нақам маниниґақылґи мыґналюни. Пиқсяґат иляңита, сяңанми аҳтигалңутын магазинымың тугутын.
- Пинанґитуңа. Қаюҳлъяк айґиҳлъықуңа. Тугунъаяҳтуқ-ңуқ ўаймаңин тахкын магазинымың. Таўаңинақ-ңуқ пияҳқанґитуқ. Айґиґақунңуқ сюкалъютың.
Уңипамсюхлъяк угляқ лъяңақа хўаңкута рамкымнун аюқылґи. игақналюку сюмыҳтаґаґақсяҳтуңа. Иҳсянитаҳқаҳлъягым.
Аюмиқ аңъяҳтуґақылґит рамкыкаҳтаґмың. Аңьям юги пиңаюның иңлюлык. Аґвинлык аңўаҳта, аңьялъыхта, сивуяхта. Ынкам кинкуның накын алъяның тугусигалңут. Таўа такут рамкыт югит-такуңулґит аңьяҳтыт.
Укани Уңазими ануқа-қутфақ алиңналъыҳпигақ. Аңўаґиңита тыңтақыхкаңи аңьят. Таўатын тыңлъюки такут хўаңкута акулґаґвигыт. Аңўаґлютың иглыҳлъютың, слъям навутақлъюки. Қынгўат аңъят навумаґми киңугым ныґақыхкаңи аминґит-такут айвыґым пиңи.
Қутыңлютың, нагун қутыңумат уяваҳкун. Пиюгусималґит. Уңазим туңаңанун укавык. Иглыҳлъютың талгўа-лъю ныңисимат. Иглыҳлъютың сҳамакаңат аґвық тыпумакаңа.
Тагани нани снъани. Сҳаґлюку пияқысың ныґылъҳилңуқ, сям ныґумаңилъкаңа. Талгўа наґуям. Лыган иґўитңуқ. Таўатылңут ныґъяҳқанґилңут хўаңкунъи. Инґуткат.
Там-ңуқ аныңаҳпигита-ңук насиґъяқумкун. Ынан канъақылґаси. Маңтагмың икулъюни кана ныҳтуқ. Қивумалґи, пимаялґи, пинанґаҳпыси нықнипихтуқ. Қалґималґи. Наґуяңуҳсималґи. Тыңлюни там аґвыґым қайңакун налюгумақ. Алъҳа пинаҳтуқ, хўаңа-лъю. Атҳаґлюни.
Қамахлъютың наґуяңуҳсималґит. Тана киңулиҳпигақ уеқлъиҳпигақ сипсималґи. Тана пиюгумалґи лъңинаґми ныґыхпынани. Такут наґуят сяґўини. Ақумлюни мыґналиткылъюку сямлъю сыґлыґныґым қиянґани, такут наґуят налюхтулъютың қалґитақылґит.
Касяҳтумаґми Укигъяґақ наґуҳлъюку пынъаґаҳлъяк таўкнъа пиюгмың. Такут наґуят аґуляқусимат. Лъңинаҳаҳтун иглыҳсималюкуң қикмиқ алъхыґумақ.
Кависягнилңуқ. Уңазимун касяҳтуман қикмиґақ тана ифлъямақ. Мыңтыґамун калъюни тана апҳумакаңа, натын лъңинаҳаҳсиманилюни…
Насалик
Талантливый человек из Нового Чаплина Владимир Насалик был руководителем национального ансамбля «Солнышко». Он хорошо играл не только на саяке, но и на других музыкальных инструментах.
В Уназике играли на струнных инструментах многие парни и девушки. Наверное, только здесь и был оркестр струнных музыкальных инструментов, который исполнял и эскимосские мелодии.
А Владимир был ещё и самодеятельным композитором. Когда служил в армии, даже вальс сочинил.
Однажды я услышала, как из одной квартиры многоквартирного дома доносятся звуки музыки, и когда я вошла в эту квартиру, увидела, как в небольшой комнатке репетирует струнный оркестр, а на баяне играет сам Владимир Насалик.
Ещё его дед сочинял эскимосские песни. Поговаривали, что он был шаманом. Владимир рассказывал, что шаман Аглю, живший в Уназике и которого называли «белым шаманом», обладал магическими способностями. Некоторые утверждали, что он мог даже совершать «полёты» к своим сородичам на остров Сивукак, на Аляску, за табаком и затем благополучно возвращался обратно.
Однажды в семье Ататы хозяйка повела с ним разговор о его способностях. А в холодной части яранги в это время лежала голова моржа.
— Можешь показать что-нибудь удивительное? — спросила она.
— А-а-а-а, — задумался Аглю и начал издавать только ему понятные звуки и разводить при этом руками.
И вдруг голова моржа начала двигаться и клацать челюстями. Пришлось её успокаивать.
Затем Аглю попросил у хозяйки колокольчик и дощечку. Поставил колокольчик на дощечку и снова начал издавать понятные только ему одному звуки, и вдруг дощечка с колокольчиком поднялась над полом, а колокольчик при этом ещё поднимался и над дощечкой, которая кружилась по яранге по направлению движения солнца.
Когда Аглю нужно было опохмелиться, он ходил из яранги в ярангу и просил денег на бутылку, а мужчины, посмеиваясь, отвечали ему, дескать, ты что, не можешь в магазине бутылку без денег взять? На что Аглю говорил, что не может злоупотреблять своими возможностями, иначе к этому легко привыкнуть, что в конечном итоге приведёт к плохим последствиям.
Иногда в какой-нибудь яранге собирались несколько шаманов — Аглю, Гальмугье и другие, обладающие магическими способностями, и соревновались между собой, у кого из них магической силы больше.
Сказывают, что такими же способностями обладал и сын Аглю.
Однажды он сильно поранил руку, и пока врач готовил всё необходимое, чтобы зашить рану, он уже сам справился с ней. Посмотрели на то место, где была рана, а там только след от неё остался.
Как-то раз Аглю зашёл в соседскую ярангу. А там хозяйская дочь сильно раскапризничалась, никак угомониться не могла.
— Что с ней такое? — спросил Аглю.
— Да вот упы ей захотелось, — ответила хозяйка.
Попросил Аглю пустую кастрюлю, наклонился над ней, накрыв рукавом камлейки, пошептал что-то, а когда протянул кастрюлю хозяйке, та ахнула от изумления: в кастрюле лежала упа (морской моллюск).
Такими необычными способностями владели раньше эскимосы, получая их от родной земли, от природных стихий, частью которых они являлись.