Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской языковой семье. Количество носителей — около 6 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
Первые записи отдельных слов эвенского языка опубликованы голландским ученым Н. Витсеном в 1692 г. В 1840-х гг. под руководством архиепископа Камчатского и Алеутского Иннокентия (Вениаминова) началась работа по переводу церковных текстов на эвенский язык, итогом которой стало издание в 1858 г. «Тунгусского букваря» на кириллице.
В 1931 г. в ходе процесса латинизации письменностей был утвержден единый северный алфавит, в том числе и его вариант для эвенского языка. В 1936—1937 гг. эвенский латинизированный алфавит заменен кириллическим алфавитом.
История эвенской литературы мало чем отличается от истории литератур других народов Севера. Первые два поколения литераторов-эвенов — студенты Института народов Севера и Педагогического института им. А. И. Герцена в Ленинграде.
Начало национальной эвенской литературе положили в 1840-е гг. поэты Николай Тарабукин и Афанасий Черканов. Их самовыражение органически связано с устным народным творчеством эвенов, поэтическим текстам присущи фольклорные мотивы эвенских песен-импровизаций, традиционные изобразительные средства.
Развитие эвенской литературы 1950—1960-х гг. определил поэт и прозаик Платон Степанов-Ламутский. Прекрасный знаток фольклора, обрядов и обычаев эвенов, он умело использовал приемы, темы и образы народного творчества. Его мелодичные и напевные стихи глубоки и мудры по содержанию.
Первое лиро-эпическое произведение эвенской литературы — поэма «Өмчэни» Василия Лебедева, названная по имени легендарного эвенского героя. Лирическому герою Лебедева присущи философские раздумья о высоком назначении человека, о смысле жизни, о судьбах родного края, своего народа.
Первая эвенская поэтесса-песенница — Мария Амамич. Она нашла себя в народных мелодиях детства, самобытности уклада эвенского народа.
Также увидели свет поэтические сборники Христофора Суздалова, Дмитрия Слепцова, Николая Момского, Дмитрия Едукина и др.
Дальнейшее развитие поэтической составляющей в эвенской литературе связано с именами талантливых поэтов Андрея Кривошапкина, Василия Кейметинова-Баргачана. Поэзия А. Кривошапкина тяготеет к традиционной эвенской литературе. Стихи В. Кейметинова-Баргачана узнаваемы по стилю, ритму и темпераменту, по блестящему владению словом.
Становлению эвенских поэтов содействовала питательная среда якутской литературы, что предопределило рост и развитие эвенской литературы именно в Якутии. Среди эвенских поэтов из Якутии известны Евдокия Бокова, Аркук (Варвара Белолюбская), Нулгынэт (Мария Федотова).
Сегодня на поэтическом небосводе эвенской литературы загораются новые яркие имена. Эвенскому читателю известны стихи Андрея Громова, Христофора Дьячкова, Нимкалана (Дмитрия Кривошапкина), Евдокии Слепцовой, Айнадь (Екатерины Герасимовой), Көетти Көетмэтти (Василия Кейметинова), Христины Захаровой, Петра Неустроева, Зои Степановой, Гулуӈэ (Татьяны Протопоповой), Анатолия Степанова-Ламутского и др.