Патетика вместо реальности
Балкарский государственный театр открыл сезон 2007–2008 годов новой постановкой режиссера Магомеда Атмурзаева, заслуженного деятеля искусств КБР, названной строкой Кайсына Кулиева: «Жизнь — восхожденье!»
Жить — значит бороться, идти по трудным дорогам предназначения, осознанно ставя перед собою цели и вопреки всему достигая их. Таков идейный пафос пьесы, которую предложила национальному театру вдова Кайсына Кулиева Элизат. Судя по ее словам, адаптация сценарного материала далась творческой группе не без сложностей. Было немало споров, в итоге вниманию зрителей представили сценическую картину, явившую в хронологической последовательности этапы жизненного пути великого поэта — от рождения до кончины.
Давно известно, что непросто воплотить на сцене образ современника, о котором у каждого, с кем он был знаком, сложилось свое представление.
Каким же получился на сцене Кайсын Кулиев? Мы увидели поэта, услышали его строки, согласились с удачно подобранным на роль Кайсына актером — заслуженным артистом РФ Зарифом Бапинаевым, приняли и актера З. Тохаева, сыгравшего Кайсына в молодости. Более или менее была обозначена роль матери поэта (артистка Л. Бакуева), ибо именно она являлась для Кайсына солнцем его жизни, и в равной степени был ее солнцем Кайсын. На его письменном столе в кабинете чегемского домика стоит ее фотография, и мы знаем, сколько проникновенных стихотворений посвятил матери сын, пронеся через всю не очень долгую жизнь ее черты и колыбельную песнь, которую она ему пела.
В остальном, на мой взгляд, налицо лишь попытка показать Кайсына в «этапном», временном воплощении — рождение, студенческие годы, война, депортация, жизнь в неволе, возвращение на родину после XX съезда КПСС, период личностного взлета, успехи в поэзии, любовь и смерть. Не слишком ли много для одного спектакля — всю судьбу (Кайсына!) заключить в рамки одной постановки? Конечно же, да. Хотя режиссер и постарался ввести в спектакль массу условностей, потому как сценарий вынуждал его заполнить то и дело возникающий вакуум, что не создавало полноты картины.
Стремление охватить разом всю насыщенную событиями и людьми жизнь Кайсына — конечно же, благое желание, но именно в этом и заключалась сложность воплощения его личности на сцене. И этого, похоже, автору не удалось учесть. Каким же мы увидели Кайсына? Человеком живым, целеустремленным, пассионарным и лиричным одновременно — или ходульным, залитературизованным, изрекающим прописные истины? Режиссер, кажется, делает все, чтобы спасти положение. И где-то он достигает цели...
Автор (заслуженный артист КБР М. Жангуразов), Вдохновение (артистка Г. Тапасханова), Любовь (заслуженная артистка Ф. Жангуразова), Кешоков (артист X. Бичиев), сестры поэта (артистки М. Мисирова, Ф. Доттуева, И. Байсултанова), Фурманов (артистка Л. Бечелова), И. Судаков (артист Т. Мизиев), Военврач (заслуженная артистка КБР О. Будаева), Генерал (заслуженный артист КБР Т. Жулабов), Киргизка (заслуженная артистка КБР Р. Токумаева), Соседка (народная артистка КБР Р. Байзуллаева), и этот список исполнителей можно продолжить, — скорее оказались «вынужденными» персонажами. По-иному и быть не могло — слишком обширным оказался временной «плацдарм» и слишком ограниченным — временное пространство спектакля. Нельзя объять необъятное. И тем не менее праздник открытия сезона состоялся. На премьере присутствовали председатель парламента КБР И. Бечелов, министр культуры и информационных коммуникаций З. Тутов. Под аплодисменты зрителей актерам вручали цветы — все-таки наш зритель весьма доброжелателен.