Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Даргинский язык

Даргинский язык относится к нахско-дагестанской языковой семье. Количество носителей — около 486 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
Старейшими памятниками даргинской письменности являются пометки на полях арабских рукописей, датируемые концом XV — началом XVI в. В XVI—XIX вв. на даргинском был написан ряд рукописей, выполненных арабским алфавитом (аджамом).
В 1860-е гг., после присоединения Дагестана к Российской империи, этнограф и лингвист П. К. Услар составил первую даргинскую грамматику на основе кириллицы (опубликована в 1892 г.).
С 1928 по 1938 гг. использовалась письменность на латинской основе. В основу литературного языка был положен акушинский диалект. В 1938 г. даргинский алфавит, как и большинство других алфавитов народов СССР, был переведен на кириллическую графическую основу.
В духовной культуре даргинского народа доминирует изустная традиция. Даргинская поэзия в ее нынешнем виде — результат длительного развития искусства народного самовыражения.
Дореволюционная даргинская авторская поэзия (Омар-
ла Батырай, Мунги Ахмед, Хадижа Абдуллаева, Сукур Курбан, Абдулла-Гаджи, Зияутдин-Кади, Азиз Иминагаев, Рабадан Нуров и др.) в основном опиралась на собственные национальные фольклорные традиции и восточную, арабо-мусульманскую культуру. Главной ее особенностью была крепчайшая связь со временем и жизнью человека.
В советский период даргинская поэзия развивалась в рамках национальных словесных традиций, но не избежала взаимопроникновения с литературой других народов мира.
Новый этап в истории даргинской поэзии начался со второй половины XX в. Он связан с именами Рашида Рашидова, Сулеймана Рабаданова, Магомеда Гамидова, Газим-Бега Багандова, Хабиба Алиева, Амира Гази, Раджаба Адамадзиева и др. Поэзия этого периода в основном создана выпускниками Литературного института им. А. М. Горького и филологических факультетов ДГУ и ДГПУ. Они обогатили даргинскую литературу новыми темами, идеями, поэтическими формами, различными компонентами стихосложения. Идейно-тематические поиски вышеупомянутых поэтов продолжились в творчестве Сарат Алиевой, Абдуразака Муртазалиева, Аминат Абдулманаповой, Габиба Курбанова, Насруллы Омарова, Писки Мах, Амирбека Кадибагомаева, Расула Багомедова, Касумбека Миграбова, Жамбулата Магомедова, Магомедшапи Багамалиева, Хамис Маллаевой, Хизри Юсупова, Зухры-Ханум, Аминат Гапизовой, Аминат Абдурашидовой и др.
Даргинская поэзия ХХ в. отмечена усилением внимания к микромиру человека, проникновением в сферу его эмоций, переживаний и впечатлений, интересом к проблемам бытия и нравственным идеалам. Она имеет социально-философскую, лирико-психологическую направленность и описывает духовные искания человека. Поэты сосредоточены на философском восприятии жизни, истории народа, поднимают сложные морально-этические проблемы. Обновление даргинской поэзии проявилось не только в проблемно-тематическом, но и в жанрово-стилевом, ритмико-интонационном, технико-творческом аспектах.
Постсоветская даргинская поэзия тесно связана с общественно-политической и культурно-исторической обстановкой конца XX — начала XXI в. Ей свойственно как отображение коллизий общественной жизни, так и пристальное внимание к духовному миру современника. Доминирующее место в ней занимает гражданско-философская лирика. Наряду со светской в этот период параллельно развивается и духовная литература.
Даргинская литература с приходом в нее Ахмедхана Абу-Бакара и Р. Рашидова, Магомед-Расула и С. Рабаданова перестала быть достоянием одних только даргинцев и приблизилась к интернациональности.
Творческий опыт О. Батырая, С. Курбана, А. Иминагаева, Р. Нурова, Сайгида Абдуллаева и других поэтов привлекает нас не только как родное прошлое. Он поучителен и для поэтов – наших современников.

Рейтинг@Mail.ru