Сибирскотатарский язык относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи. Зарегистрированное количество носителей — около 190 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
С исторического времени проникновения в Сибирь ислама в конце XIV в. до 1920-х гг. сибирские татары, как и другие мусульманские народы, пользовались письменностью, основанной на арабской графике. В 1928 г. была утверждена письменность на основе латиницы, в 1939 г. — на основе кириллицы.
Выделение сибирско-татарской литературы в отдельный феномен началось в конце XX в., и с тех пор по поводу многих авторов не утихают дискуссии, расценивать их творчество как вклад в общую татарскую литературу или принять как явное свидетельство наличие региональных особенностей, свойственных только сибирско-татарскому этносу.
Творчество Булата Сулейманова (1938—1991) вызвало поэтический бум в литературе сибирских татар конца XX в. Он был очень плодотворным автором, свет увидели более 40 сборников его стихов. Знаковым стало творчество Шауката Гадельши (р. 1949), в котором переданы традиции сибирского фольклора.
Определенный интерес представляют другие поэты, а именно Галия Абайдуллина (р. 1940), Загит Акбуляков (р. 1939), Сагит Сагитов (р. 1947), Ирек Махиянов (р. 1950), Фахриджамал Утяшева (р. 1948), Ракип Ибрагимов (р. 1937), Равиль Галиакберов (р. 1940). Кроме того, любители поэзии могут открыть для себя стихи Гульфизар Абдрахмановой, Клары Кучковской, Николая Шамсутдинова и др.
Творчество Г. Абайдуллиной отличается своеобразным стилем изложения и доверительным тоном автора. В произведениях Ф. Утяшевой, проникнутых личностными, субъективными переживаниями, раскрывается лирическое «я». В творчестве И. Махиянова сильны аллегоричность и образность.
1990—2005 гг. стали периодом исследований и открытий в сибирско-татарской литературе, прежде всего в поэзии. Творчеству сибирско-татарских поэтов открыта «зеленая улица» на страницах местной периодической печати, рецензии на поэтические сборники публикуются в Тюменской областной газете «Янарыш» («Возрождение»).
В настоящее время активную работу по созданию новых произведений, цементирующих национальную самобытность, продолжают Г. Абайдуллина, С. Сагитов, К. Кучковская, Мунира Хуснутдинова.