Хантыйский язык

Хантыйский язык относится к обско-угорской группе угорской подветви финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Количество носителей — около 10 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
До начала XX в. ханты не имели своей письменности. В средние века у хантов бытовали тамги — знаки собственности, вырезаемые на различных предметах. Хантыйские слова впервые записал голландский ученый Н. Витсен в 1682 г.
Первая книга на хантыйском языке — переведенное в 1840—1842 гг. Евангелие от Матфея на смеси берёзовского и обдорского диалектов.
До революции предпринималось попытки создания письменности на основе кириллицы. Так, в 1897 г. священник И. Егоров издал первый хантыйский букварь на обдорском диалекте.
В 1930—1931 гг. на основе латиницы был разработан единый северный алфавит для языков народов Севера, в том числе для хантыйского. В 1937 г. хантыйская письменность была переведена на кириллицу.
История художественной хантыйской словесности началась с 1930-х гг. У ее истоков стояли поэты Григорий Лазарев, Дмитрий Тебетев, Даниил Тарлин, братья Леонид и Григорий Вайветкины, создававшие свои произведения на родном языке.
К 1970-м гг. хантыйская поэзия уже воспринимается как самобытное явление национальной культуры благодаря усилиям ведущих поэтов: Владимира Волдина, Микуля Шульгина, Марии Вагатовой, Романа Ругина.
Заметный вклад в развитие словесности внесли самобытные авторы Иосиф Ерныхов, Даниил Китаев, Прокопий Салтыков, Алексей Сенгепов, Серафима Хорошева и др.
Ареальные границы хантыйской поэзии охватывают два региона: Ханты-Мансийский автономный округ — Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ. Поэты тут пишут как на русском, так и на всех действующих диалектах хантыйского языка.
Интересна поэтическая система хантыйского стихосложения, построенная на параллелизмах и повторах. Базисную метрическую систему хантыйского стихосложения первым описал немецкий ученый В. Штейниц. Метрическая и ритмическая организация традиционного хантыйского стиха сохраняется сегодня в творчестве отдельных поэтов, которые обращаются к фольклорным традициям, например в песнях-стихах Тимофея Молданова.
Первым баснописцем в хантыйской литературе стал Матвей Новьюхов. Р. Ругин обратился к жанрам думы, баллады, элегии, эклоги и др. Отдельного внимания заслуживает Валентина Соловар, которая создает хокку и танка, но на хантыйском языке, не придерживаясь, впрочем, строго требований японской поэзии. Белым стихом описывает мир Любовь Шульгина. Традиционный образ хантыйской женщины — главная тема в поэзии Марии Вагатовой (Волдиной). Мелодика хантыйской речи звучит в поэзии Евдокии Серасховой. О любви к малой родине и природе северной земли пишут сегодня на хантыйском языке Евдокия Каксина, Валентина Лонгортова, Дарья Озелова-Чугаевская, Римма Слепенкова, Нина Тарлина и др. К жанру поэтического диалога обращается Владимир Енов.
Хантыйские поэты обращаются и к лиро-эпическим жанрам, отдавая предпочтение поэме (В. Волдин, М. Шульгин, Р. Ругин, Леонтий Тарагупта).
В ХХI в. произведения хантыйской поэзии переводятся не только на русский язык, но и на языки народов мира.

Рейтинг@Mail.ru