Тысячи
литературных
произведений на69языках
народов РФ

Черта характера – трудолюбие

Автор:
Анатолий Степанов-Ламутский
Перевод:
Анатолий Степанов-Ламутский

Черта характера – трудолюбие

 

Внизу – величественные горы, покрытые снегом. Неяркий свет зимнего солнца лишь нежно касается их своим лучом. Искрясь на свету, снег играет на вершинах гор.

Вот они – великие Верхоянские хребты. Мои предки кочевали среди них. В поисках лучшей жизни, обильной еды, богатой добычи они оставляли стойбище за стойбищем, возвращались к ним, совершая круговерть жизни.

Здесь родился мой отец. Где-то здесь похоронены мои бабушка и дедушка, мои дяди, тети, мой брат. Очень много предков, кровных родственников. Вряд ли они думали о настоящей жизни, которая отличительна от прежней. Но суть остается такой же – поиск лучшей жизни.

Самолет гудит. Рядом со мной незнакомые пока мне люди. Здесь не кормят, дают только попить. Стюардесса разносит напитки. От регистрации и посадки до взлета проходит много времени, люди перетаскивая багаж – у некоторых он огромный! – устают, а глоток прохладного напитка и утоляет жажду, и снимает усталость.

Люди с одного поселка, с одного улуса, с детства хорошо знают друг друга, потому громко переговариваются, шутят, смеются. Моему взору открывается прекрасный вид за иллюминатором. Мысли одна за другой лезут в голову. Не сосредоточиваясь ни на одной, я просто любуюсь красотой, которая расстилается по земле.

Лечу в Саккырыр. Что меня ждет? Как меня встретят? С чего начать работу? Должность большая, неизвестная. В голове крутится пословица: «Не боги горшки обжигают».

После посадки обращаю внимание на гору Дула Хайа. Она похожа на березовскую гору, у подножия которой стоит дом, где осталась моя семья.

Здесь меня встречает Зинаида. Сказать, что впервые вступаю на землю Саккырыра, нельзя: несколько раз я гостил у сестры, которая живет здесь уже больше десяти лет. Мы здороваемся, она знакомит с Иваном Моисеевичем Захаровым, первым заместителем главы улуса. С ним едем к дому сестры.

Зинаида сегодня улетела в Якутск, и в доме хозяйкой осталась подруга сестры.

– Анатолий Платонович, я выхожу из дома, а вы выходите на дорогу. Потом вместе пойдем в контору администрации.

– Хорошо.

Иван Моисеевич говорил по-русски, но с якутским акцентом. Положив трубку, подумал, что мне надо чуть отдохнуть с дороги. Только прилетел, еще не успел даже адаптироваться к местным условиям. Но раз просят, надо идти.

Выхожу из дома, и февральский воздух пронзил холодом. В аэропорту не заметил мороза, а тут… Невольно прикрыв щеки ладонью, я шагнул на улицу. С порога вновь залюбовался горой, которая хорошо видна. Дула Хайа очень похожа на Тураки Таас. Похожесть эта тепло ласкает мой взгляд. Мне даже показалось, что нахожусь среди знакомых мест, будто кругом знакомые люди… Но сожаления или разочарования нет. Пройдет время и все мне здесь станет знакомо. Ведь эта земля – земля моих предков.

Мы встретились с Иваном Моисеевичем и пошли в администрацию улуса, которая располагалась посреди поселка и заметно отличалась от остальных зданий своей ухоженностью, аккуратностью.

…Всему этому предшествовала простая телеграмма, которая заставила меня изменить привычную жизнь и дала возможность карьерного роста.

В феврале 2004 года позвонили с почты и сказали, что из Батагай-Алыта пришла телеграмма на мое имя. Показалось, что весть от сестры и, возможно, неприятная. Я быстро сходил на почту. В телеграмме меня просили принять участие в конкурсе на замещение должности начальника управления образования Эвено-Бытантайского национального улуса. Телеграмму подписал глава улуса И. Е. Горохов.

Иван Моисеевич знакомит меня с Иваном Егоровичем Гороховым. Худощавый, стройный чуть седеющий человек с первого взгляда встретил настороженно. Прищурив глаза, он внимательно, изучающим взглядом окинул меня. Но в его взгляде не было строгости, пренебрежения, заносчивости, которые я часто встречал у многих руководителей. Глава внешне оценивал нового человека.

Иван Егорович начал задавать вопросы, касающиеся моей жизни, биографии. Его голос был ровный, негромкий. Не было начальственного лоска, апломба. Разговор был недолгим, но содержательным. Иван Егорович обрисовал круг моих обязанностей. На исходе разговора мне уже казалось, что мы давно знакомы. Действительно, наше короткое общение было простым, рабочим, без какого бы то ни было налета официальности и подчиненности. Впоследствии глава улуса не чурался позвонить мне напрямую, хотя вопросами образования напрямую занимался первый заместитель главы, который был в курсе дел образования в улусе. Видимо, так ему было удобней и надежней получать информацию перед принятием какого-то решения. Мне это импонировало. Когда я работал начальником Управления образования, мне не раз пришлось почувствовать силу убежденности и рассудительности спокойного и далеко не монотонного голоса Ивана Егоровича.

Свое назначение я воспринял философски, понимая, что предстоящая работа –  явление мне незнакомое; если станет невмоготу, в любой момент я могу уехать. С другой стороны, чертовски хотелось попробовать силы на поприще руководителя улусного масштаба. В общем, начиналась новая жизнь.

Это была трудная, но интересная школа.

Наше первое знакомство с Иваном Егоровичем не оставило никаких следов. Обычно воспринимающий людей с первого взгляда, на этот раз я не сформировал представления об этом человеке. Но одно успокоило, что отрицательных черт я не уловил. Жизнь показала, что Иван Егорович незлобивый, адекватный, коммуникабельный, общительный, открытый, лишь со скрытным характером, который не каждому дано понять. В течение всей совместной работы мы не до конца открылись друг другу.

Нового человека на новом месте советчики предупреждали, что Иван Егорович всегда обещает, но никогда не выполняет. Другие говорили, что он трудоголик. Различных мнений о человеке, с которым мне предстояло работать, было предостаточно. А для себя я решил информацию воспринимать, но во всем разобраться самому. И эта тактика дала свои результаты.

Практически с первых дней мы нашли общий язык в работе по всем возникающим проблемам образования, нашли ту стезю, которая была выгодной для ведения совместной работы по развитию образования в улусе.

Материально-техническая база образовательных учреждений улуса оставляла желать лучшего. И первое, что было сделано, – это строительство спортивного зала в селе Саккырыр. О строительстве данного объекта разговоры шли до моего назначения. Было построено здание для занятий силовыми видами спорта. Здесь размещалась Детско-юношеская спортивная школа.

Летом 2004 года началось строительство спортивного зала. Меня удивляло отношение главы улуса к этому строительству.

Мой дом находился недалеко от этого строения. Я каждое утро, каждый день и вечер наблюдал, как что-то новое добавлялось при возведении здания. От нулевого цикла на моих глазах шло большое дело. Я видел труд строителей.

И, что удивило меня, утро главы улуса начиналось с посещения стройки. Вначале я счел это очень показным мероприятием. Зачем самому, если есть подчиненные, каждое утро осматривать то, что сделано, подсказывать, советовать? Подумалось, что глава улуса опускается до уровня прораба. Но со временем, когда началась совместная работа, я понял, что это черта Ивана Егоровича – быть лично в курсе дел. А это не отрицательная, а скорей положительная черта. Кроме того, он имеет техническое образование, потому он разбирается в нюансах многих технических работ.

Если спросить, какая главная черта характера Ивана Егоровича, то можно ответить одним словом: трудолюбие. Несмотря на тяжелое семейное положение – его жена тяжело болела, ей требовалась дорогая операция по пересадке печени в Москве, которая была сделана, но не помогла, через год она скончалась, – Иван Егорович никогда не забывал о работе. Он был в курсе всех дел улуса, ставил всем те или иные задачи.

Я не побоюсь сказать, что Иван Егорович Горохов в последнее время стал действительным лидером Эвено-Бытантайского улуса. Иван Егорович на протяжении последних десяти лет трудится, не жалея ни сил, ни времени, чтобы помочь своему родному улусу, внести вклад в его развитие. Он находится в круговороте всей жизни улуса. Аварии, ремонты, строительство, праздники, даже субботники без участия главы не обходятся. К нему идут люди со всеми проблемами: будь это похороны, болезнь, свадьба или другие болячки современной жизни. Люди идут к нему, как к последней надежде, опоре и высказывают наболевшие вопросы. Он старается помочь чем может. Добивается прилета санитарного рейса, покупки билета в Якутск, отпуска машины, бензина и другого. За эту отзывчивость ему должны быть благодарны жители улуса.

Человека может сломить любое горе. Я видел Ивана Егоровича в страшном стрессе, когда он оказался в состоянии безысходности. Тяжело болела жена.

Я пришел на прием к главе улуса.

После решения определенных задач по образованию Иван Егорович вдруг перешел на неофициальный тон: «Знаешь, как мне тяжело. Вчера жене резко стало плохо, всю ночь не спали, боялись, что ее не станет сейчас. Да и сама она порой просит отпустить ее. А я не могу. Нужно срочно везти в Москву. Операцию ей надо сделать».

Тут в кабинет входит начальник управления сельского хозяйства. В тот же миг Иван Егорович меняется, и передо мной сидит уже глава улуса.

Мне понятно состояние человека, мужа, отца. К сожалению, оказать помощь можно только в виде сочувствия. Но откуда он берет силы для работы? Рабочий день начинается в восемь часов утра. В шесть часов мы уходим с работы, а в его кабинете еще горит свет. В выходные он успевает обойти котельные поселка, зимой контролирует завоз нефти, бензина, солярки. Летом обходит здания, где идут ремонтные работы. Каждый понедельник на планерке принимает рабочие отчеты ответственных лиц. Часто отчитывает того или иного руководителя за недочеты в работе.

В 2008 году, в год выборов на пост главы улуса, депутатов Ил Тумэн, президента РФ, лично мне было тяжело работать. Иван Егорович выдвинул себя кандидатом на пост главы улуса. Одним из оппонентов главы был бывший начальник управления образования улуса, нынешний глава СП «Тюгясирский» Р.Н. Аммосов.

В тот год мне открылись многие люди с разной стороны. И, особенно обидно, что многие мои подчиненные заняли позицию противную мне.

Я, естественно, был в команде И. Е. Горохова. К сожалению, нам, муниципальным служащим, запрещено в рабочее время вести агитационную работу. За этим оппоненты следили строго. Приходилось вообще не говорит о предстоящих выборах.

А команда Руслана Николаевича вела открытую борьбу против нынешней улусной администрации.

Меня на улице останавливает Р. Н. Аммосов и прямо говорит:

– Когда я стану главой, я в первую очередь сниму тебя с работы.

Я оторопел от такой наглости и лишь ответил:

– Посмотрим. Думаю, что тебе это будет трудно. Все-таки я тоже знаком с законом.

Команда Аммосова уже имела на руках готовые листки должностей, которые они обещали разным людям, в том числе и моим подчиненным. От нынешней администрации улуса оставались лишь единицы. Нам приходилось только отмалчиваться. Я просил Ивана Егоровича, чтобы мы ушли в отпуск, для того чтобы в открытую вести выборную кампанию, на что он ответил отказом. Мы продолжали работать, потому что выборы выборами, а завоз по зимнику материалов для ремонтных работ, товаров, груза, техники и многое другое для жизнеобеспечения улуса никто не отменял. Если мы это не сделаем, то в следующую зиму улусу будет тяжело, так как улус не имеет обеспечения водным путем.

В эти дни Иван Егорович не имел право находится на рабочем месте. Я его часто видел одиноко шагающим по поселку. Что творилось в его голове, знает только он один. Сколько мыслей, дум продумано в предвыборные дни можно только догадаться.

В день выборов меня и начальника управления экономики Е. Е. Малышева отправили в с. Джаргалах, как представителей администрации улуса. К сожалению, Иван Егорович в этом селе проиграл. Победу одержал Руслан Николаевич. Но дело не в этом, а как вели себя выборная комиссия, глава сельского поселения. Они стали обращаться, как будто главой стал Аммосов, а мы остались без работы и ничего не значим, как представители улусной администрации.

После победы и избрания вновь главой улуса Иван Егорович мог халатно относится к селу Джаргалах. Но он оказался не таким человеком. Он выделил деньги на покупку водовозки, организовал поставку продуктов питания через Оптторг, оказал содействие в реконструкции детского сада, добился включения в план Министерства строительства спортивного зала в с. Джаргалах. Еще много добрых дел именно для этого села было сделано с его стороны.

Не все было так гладко в нашей работе. Были разговоры на повышенных тонах, ругань, споры.

В мою душу черным пятном лег один неприятный случай. Шел лишь второй год моей работы в качестве начальника управления образования.

Ко мне в кабинет входит депутат улусного собрания, заместитель директора школы и говорит:

– Я только, что разговаривала с Иваном Егоровичем. И он не доволен твоей работой. Я предлагаю, чтобы ты ушел с этой должности. Иди работать директором школы.

Если мягко сказать, то я был ошарашен. Хоть и депутат, но она моя подчиненная. Эта была наглость. Я был в ступоре, хотелось рвать и метать, бросить, исчезнуть. То состояние я не показывал даже своей семье. Мне было тяжело. Я узнаю, что Иван Егорович собирал определенный круг учителей и спрашивал их мнение обо мне. Нехороший случай.

С главой улуса состоялся тяжелый разговор. Я его попросил указать на мои недочеты, недостатки. Аргументов против меня у Ивана Егоровича оказалось немного. В то время за меня заступился Иван Моисеевич. Неприятная ситуация разрешилась тем, что я до сих пор на должности.

Прошло определенное время, и я узнал, что Ивану Егоровичу много наговорили против меня. Люди, мечтающие занять моё место, проявили себя ниже человеческих качеств. Сейчас я понимаю, что он не смог устоять перед их натиском. Многие из них зовут Ивана Егоровича «Уйбаан». А такое простецкое отношение к главе улуса, при том не только при личной встрече, но даже при людях, ломает все стереотипы о субординации.

Вообще, несмотря на различные ситуации, мы совместными усилиями для улуса сделали много. За время совместной работы нами была сделана большая работа. Простое перечисление будет таким: строительство спортивного зала в с. Саккырыр, реконструкция бывшего гастронома под здание детского сада в с. Саккырыр, реконструкция бывшего здания магазина под здание средней школы в с. Джаргалах, строительство здания средней школы в с. Кустур, реконструкция здания мастерской под здание детского сада в с. Джаргалах, внутреннее и наружное оштукатуривание двухэтажного здания средней школы в с. Саккырыр, наружная обивка профлистом здания начальной школы в с. Саккырыр и многое другое. Мы оснастили мебелью и игрушками образовательные учреждения улуса. Для обучения детей по современным технологиям все общеобразовательные учреждения имеют компьютерные классы, интерактивное оборудование. Все школы обзавелись автомобилями.

О нашей работе можно говорить и рассказывать очень много, она многогранна.

Я с Иваном Егоровичем много ездил по селам улуса. Во всех встречах с жителями улуса я видел и чувствовал уважительное, почтительное отношение людей к главе улуса. А такое можно заслужить только преданным отношением к своим обязанностям. Отношение к главе Эвено-Бытантайского улуса вышестоящих начальников сказывается в том, что он свободно входит во многие кабинеты заместителей председателя правительства, министров, руководителей различных Департаментов. В бытность Егора Афанасьевича Борисова председателем правительства республики Иван Егорович настоял на том, чтобы именно Егор Афанасьевич возглавил республиканскую организационную комиссию по проведению празднования 20-летия улуса. А празднование 20-летие улуса была получена выходом специального распоряжения президента РС (Я) В.А. Штырова. В улусе состоялся приезд президента РС (Я) В.А. Штырова, были проведены выездное заседание правительства РС (Я), выездная сессия Государственного Собрания РС (Я) (Ил Тумэн), Дни различных министерств, комитетов.

Редко встретишь такого человека, который душой предан родной земле, родному народу. В Иване Егоровиче чувствуется беспокойство за будущее и развитие улуса, благополучие его жителей.

 

Февраль 2011 года

Рейтинг@Mail.ru