Воафсхэсс
Тэнн баяс мыннӭ моайнэсьт пэре тула мун я̅нна Пе̅дар О̅леӈӈьк я мун ви̅лльй - пя̅лла Лукин Фадӓ Мыгкла. Вя̅л мун ля̅ кулна па̅ррьшянҍ мудта пуарса о̅ллмэнҍ, куэссь мыйй и̅лемь Чудзья̅вьр сыйтэсьт. Сыйй тэль ко̅ххт моайнсэнҍ воафсхэзэ баяс.
Са̄мь ев те̅дтма, ми̅ тэдт ли̅, масьт сыйй шэ̅ннтэв, тэгк воафсхэз? Сыйй юррьтэнҍ, тэдта ли̅ И̅ммель, лубэ Ча̅н си̅рр. Са̄мь ти̅дтӭнҍ: воафсхэсс мӣлльтэ вуай пуэдтӭй е̅рк, му̅нне, шэ̅ӈэ баяс ти̅дтӭ. Куэссь воафсхэз чофта си̅ррэв, пэ̅дтш ли̅ алльм байя ле̅ввнэ, шэӈэтҍ, му̅ннетҍ.
Воафсхэз па̅ль нӯрраш са̄мь сыйтэнҍ лубэ пуазпынней е̅ллем саесьт си̅ррэ аллькэв. Нюрркэв, ке̄ллэгуэйм чу̅йев, воафсхэсс тэйе нюрркмэсьт, чу̅йймужэсьт аллькэв а̄лльм мӣлльтэ сӣррэ, вуэӆӆке. Пэ̅ййнэв, ле̅ввнэв вуэллнэв, руняс ли̅ кӣһче.
Пӯдзэгуэйм выйнэнҍ ва̅рэсьт воафсхэз па̅ль ке̄ллэтҍ тэ̅пнэнҍ. Куэссь ке̄лл куллъев воафсхэз аллькэв альмэсьт чутӓ сӣррэ. Сыйй пэре сӣррэв, куэссь куллай рэһкъесь ке̄лл. Куэссь о̅ммп выйем туэрьвесьт ко̅ллм лубэ не̅лльй пу̅дзэнҍ, вуагкмэнҍ куллъев ке̄лл. Ко̅ххт сыйй аллькэв е̅лхэсс альмэсьт сӣррэ. Манҍтэ ӣннҍенне ке̄лл чу̅йй куллъешкуадтҍ кя̅ййн ми̅лльтэ я ко̅нн кугкас. Тэнн гуэйкэ са̄мь пэ̅ллень воафсхэзэнҍ, воафсхэз вуэйев вуэллнэ, пу̅дзэнҍ вэ̅р аллькэв ниммэ я тэсьт вуэйев э̄ллтнэ о̄ллмне. Тэнн гуэйкэ са̄мь пэ̅лленҍ ва̅рэсьт воафсхэзэнҍ.
Северное сияние
В давние времена саамы переезжали на большие расстояния по тундре и часто видели северное сияние. Отчего происходит сияние, они не имели понятия. Но у них было твердое убеждение, что это — явление Божие, а потому к явлению относились с уважением и опаской. Во время северного сияния в поселках молодежь начинала свистеть, колоколами звенеть, а в ответ на это северное сияние начинало волнами ходить: то поднимется, то опустится, а то на все небо развернется. Зрелище красивейшее! Саамы знали поверья, с сиянием связанные, и могли погоду предстоящую определять: если сияние на все небо разыграется — к сильным морозам, если волнами — то к ветрам.
В морозную зимнюю погоду слышимость колокольчиков была особенно звучная. Но саам во время северного сияния не давал колокольчикам звенеть. Если же во время бега оленей колокольчики — чуйель клл — звенят, то сияние начинало очень сильно «играть». Саамы страшились этого, им казалось, что северное сияние может опуститься к оленям и высосать у них кровь. Да хорошо бы только к оленям — а то и к человеку присосется.
Какие только мысли ни придут тебе в голову, когда ты в дороге один*.
* Рассказ об этом природном явлении двоюродного брата Геннадия Лукина, Николая Фадеевича Лукина, и старших саамов поселка Чудзъявр.