Ульчский язык

Ульчский язык относится к тунгусо-маньчжурской языковой семье. Количество носителей — около 200 человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
Долгое время ульчский язык считался диалектом нанайского языка. По этой причине в 1930-х гг. ульчи не получили своей письменности — обучение в школах велось на нанайском языке. Письменность для ульчского языка была создана в 1990-х гг. на основе кириллицы.
Устное творчество ульчского народа чрезвычайно богато и многообразно. По многим своим параметрам фольклор ульчей близок нанайскому, негидальскому, орочскому и творчеству других коренных малочисленных народов Севера, живущих на территории Хабаровского края. В нем отразились анимистические миропредставления, верования, характерные черты ульчского народа. Жанры устного народного творчества ульчей включают космогонические мифы, предания (теленгу), «правила» совершения обрядов, сказки, песни, скороговорки, загадки.
Фольклорные произведения ульчей можно рассматривать как своеобразную устную энциклопедию народных знаний о мире и человеке, о нормах этики и морали, о средствах и приемах воспитания молодого поколения. В то же время они являются прекрасными образцами художественной культуры ульчского народа.
Именно фольклору обязана своим появлением художественная литература ульчей, в том числе и поэтов: Прокопия Лонки (1926—1991), Александра Дятала (1933—1977), Геннадия Ангина (1958—2012) и др.
Песни и стихи П. Лонки публиковались в журналах «Нева», «Дальний Восток», сборниках «Близок Крайний Север» (М., 1982), «Весенний ледоход» (Хабаровск, 1983), «На семи ветрах» (М., 1984), «Сполохи» (М., 1987), «Дальний Восток в поэзии современников» (Владивосток, 1990) и др.
А. Дятала — не только поэт, но и единственный в настоящее время ульчский художник-живописец — первые стихи напечатал под своим ульчским именем Чулла. Этим именем подписана поэма «Так было», опубликованная в коллективном сборнике литераторов народностей Севера «Север поет» (1961).
Для поэтического творчества Г. Ангина характерны точность, лаконичность, ясность; оно органично связано с эстетическим мировоззрением орнаментального искусства ульчей. В его поэзии нет многословия, всё подчинено одной цели: ясно, четко, композиционно законченно выразить главную идею.
Мария Дечули соединяет в своем творчестве книжную русскую и устно-поэтическую ульчскую культуры, утверждает неразрывную связь созидающего человека и природы, пишет на русском языке.
Среди начинающих поэтов стоит выделить Марину Кильту.

Рейтинг@Mail.ru