Агульский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской языковой семьи, существует несколько наречий и диалектов. Количество носителей — около 30 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
В 1990 г. была создана агульская письменность на основе кириллицы.
Корни агульской литературы уходят в фольклор и творчество авторов-агулов на арабском и тюркских языках. Из тюркских языков агулы, как и другие народы Южного Дагестана, отдавали предпочтение азербайджанскому языку.
Первый известный агульский поэт Агул Навруз сочинял в XVII в. на азербайджанском языке в традициях суфийской поэзии. Как многие поэты того времени, он самозабвенно выражал покорность божьей воле.
В середине XIX в. на азербайджанском языке духовную суфийскую лирику создавал Хутхулу Мухаммад — религиозный деятель, поэт и мыслитель. Большое значение он придавал необходимости очищения и освобождения духа.
В конце XIX в. жил и творил Абдулгамид из Дуруштула. В народной памяти сохранились его живые идеи и крылатые выражения.
Одним из самых талантливых авторов духовной лирики начала XX в. был Гаджи-Сефер из Арсуга, который писал на арабском, агульском и других языках. Он много писал о своих современниках, соратниках, учителях.
В 1990-х гг., с появлением агульской письменности, расцвело творчество на этом языке.
Первые книги стихов на агульском издали Камалдин Ахмедов, Фатхула Джамалов, Шериф Шерифов, Абу-Муслим Лутов, Гусейни Малагусейнов, Рамазан Исрафилов, Габибулах Омаров, Раиса Рамазанова. В периодической печати стали появляться произведения Гаджи Алхасова, Пирдама Агасиева, Магомеда Магомедова, Ахмеда Курбанова, Юнуса Мазанаева, ашуга Джагьила Япунова, Эльмиры Каидовой, Нурали Расулова, Шамиля Гаджирамазанова, Вагида Магомедова, Курбана Мусаева и др.
В последние десятилетия получило распространение песенное творчество агулов. Исполнители продолжили традиции устного народного творчества, появилось немало авторских сочинений, переложенных на современную музыку. Среди таких песен можно выделить произведения Яхьи из Буркихана, Казима Асукаева, Ю. Мазанаева, Наргили Даргаевой, Софии Шабановой, Зульфиры Шабановой, Майи Алимутаевой, П. Агасиева.
Одним из первых признание получил агульский поэт К. Ахмедов со стихами на агульском, лезгинском и русском языках. В его лирике заметно взаимовлияние двух культур, агульской и лезгинской. В его творчестве присутствуют как восторженные песни-гимны, так и лирические раздумья, размышления, элегии.
Поэт А.-М. Лутов в своем творчестве излагает поэтическую версию историй и легенд, передающихся из уст в уста. Все стихотворения А.-М. Лутова написаны силлабическим стихом. Его тексты легко ложатся на музыку, автор умело использует богатейшие возможности метафоры, подтекста, символики.
Агульская поэзия, несмотря на молодость, делает успехи, в ней есть интересные имена и значительные произведения. В 2007 г. издан учебник-хрестоматия для студентов Дагестанского государственного университета, в 2008 г. в Дагестанском книжном издательстве вышла книга об агульской литературе.