А̄кья̄вьр шӯрр куввч
Тэ̄дт ля̄йй пэре тула. Чӯдзья̅вьр сыйтэсьт са̅мь во̄дтэдтӭнҍ кӯль шылле А̄кьяввра, куэсь ля̄йй шӯрр туарр. Оалм ли̅йенҍ уййтма тӯррэ. А̄кья̄вьресьт кӯль шылленҍ нызан я нӣйт. Пуаррса сӣнэнҍ ля̄йй Онҍтэпь Улльен нӣйтэсьгуэйм: Оа̄нҍсэнҍ, Туэммьнэнҍ я мун е̄ннҍ Пе̄дар О̄леӈькэнҍ. Кӯль шылленҍ колхоссе нӯтӭн, соа̄ймэгуэйм. Соа̄гкма ку̅ль суэллдэнҍ я пыйенҍ ӣӈӈ ајјта. Маӈӈа ке̄зьхэнҍ Чӯдзья̅вьр сыййта.
Нӯтӭн шыллем варас быдт тӣдтӭ пугк лоаhпэт я̄вьресьт. Саймэгуэйм ныдтше быдт тӣдтэ са̄ййм поттҍк сает.
Э̄ххьтэшьт элькэ кӣһче О̄леӈӈьк соа̄ймэтҍ. Са̄ймэсьт ли̅йенҍ поабпха ша̄б, нэ̅һкаш. Со̄нн сӣнэтҍ ка̄ӆӆк я пыйй вэ̄ннас чу̅һпе. Ре̄јјмь мӣлльтэ са̄йм туабп я эвтэсь кя̄һч, мӣ - ля̄ннч тоаввсэнне са̄йм роадт. О̅леӈӈьк са̄ррнкудэ: «Ве̄кьхэ быдт, чиннэ ля̄п». Улльен э̄ллтэнҍт ля̄пэнҍ алльтла. Я ча̄зь вӯльн элькэ мӣ - ля̄ннч шурэльт вуэӆӆькэ. Са̄йм вэххта нӣййт элькэ туабпэ. Туэммьн оарьегуэйм ве̄кяһт вэ̄ннас ёадтхэ куэӈ са̄йм. Вэ̄ннас пыдтӭ кӯль э̄л, кӣһчев ча̄дза. Уйнсэнҍ, соаймэсьт паррк пэре шӯрр куввч. Тэль О̅леӈӈьк элькэ са̄йм пайнэ кувчэнӭсь ча̄зь э̄л. Я сӯрвасста соа̄ймэнҍ лыгкэ куввча ве̄ҏц я элькэ ча̄зесьт пайнэ паяс вэ̄ннсэ. Кулл, са̄йм - чальм чаҏьчешгкудтӭнҍ я кулл, вӣг ев вуал пайнэ. Кугкхалл: «Улльен, ве̄кеһтҍ мыннӭ». Улльен роаӈкэсьт кувч ля̄пэнҍ. Э̄ллькэнҍ пайнэ вэ̄ннсэ, О̅леӈӈьк эфтэсьт соа̄ймэнҍ. Ныдтҍ кувч кӣссенҍ вэ̄ннсэ. Альт са̄мь вэ̄ннас лагка куһкьвудтӭ ля̄йй. Пе̄цехь кӯһт куэммяр мадҍт. Э̄ллькэн шӣӆкхэ кувч саймэсьт, со̄нн пэ̄ррькай. Нызан кӣһчев, вуайй вэ̄ннас коамьхэ. Улльен я О̅леӈӈьк куһта со̄н э̄л ню̄ммэнҍ. Со̄нн сӣнэтҍ пайнэлэ. Вэххта сугкенҍ рыннҍтэ. Маӈӈа пэре тыгквушшенҍ, манҍтэ шӯрр ля̄йй куввч, ёрпас я э̄дтан. А̄кья̅врь ва̅рэсьт пэре ля̄йй шӯрр тыввь. Тэ̄нн я̄вьресьт ва̄нас куввче поабпхэлэ са̄ййма. Маӈӈа кугкь нӣйт мушштлэнҍ тэнн кӯль, я па̅ррнэтҍ моа̄йнсэнҍ.
Тэль манҍтэ ля̄йй сӣнэнҍ шурр кӯль шыллей вуэссь.
Большая кумжа Бабьего озера
Было это в сороковые-роковые. Рыбачила на Бабьем озере Ульяна Антиповна с дочками Анисьей, Антониной и Еленой. Мужчины-то на фронте, рыбу самим ловить приходилось. Стратегически важную работу, как говорится, делали на тот период женщины и девчонки 14—15 лет.
Сетями и неводом сначала рыбу налови, потом пойманную посоли, а посоленную — положи в ледник. А еще потом за рыбой приедь на лошади да отвези в поселок, чтобы оттуда отправили ее в Пулозеро на железнодорожную станцию и дальше на фронт.
Достает Лена из сетей сигов да щук, распутывает, кладет в корму лодки. По верхнице сети подтягивает веревку, чувствует: дергает что-то.
— Приготовь ляп!* — кричит Антонине.
Перешагивает Тоня с ляпом через сиденье, видит: сверкает под водой в сетях. Начинает Елена быстро перебирать веревку, а Ульяна — направлять лодку вдоль сети.
Большого мастерства требует подправлять лодку веслами на сеть, да так, чтобы сеть не ушла под нее!
Подправила Ульяна лодку как надо, тут-то девчата и увидели бьющуюся в сетях большущую кумжину. Для Бабьего озера большая редкость, чтобы в сети попалась такая рыбина. Кумжи ловили на два-три килограмма, не больше.
Тянет Елена сеть вместе с кумжей на поверхность воды, путает ею рыбину, чтоб перетащить в лодку. Закрутила в несколько рядов и рвет на себя, чувствуя, как сеть начинает трещать.
— Тоня, помогай, — кричит.
Такую рыбу вытянуть и мужчине непросто, откуда силы у девчонки.
Антонина подковырнула кумжу ляпом. Стали вместе подтягивать. Насилу втянули рыбину в лодку.
Стали кумжу распутывать, а она — давай биться. Испугались девчонки: лодку ведь опрокинет, зараза. Оседлали ее Тоня с Леной, еле держатся. Ульяна изо всех сил гребет к берегу…
Только на берегу и смогли полюбоваться добычей. Не просто кумжа это была! Настоящий «тюлень» на восемь кило. Один только хвост в две ладони!
Долго девчонки вспоминали этот случай. А как повзрослели — детям своим рассказывали про то, что было в их жизни настоящее рыбацкое счастье**.
* Ляп — палка с крючком.
** Рассказ Елены Петровны Лукиной.