Берегит менӧ, Еніньӧй
Кад миян сэтшӧм, что быд уровня депутаттэзтӧг оланным некыдз оз лӧсяв. Да и гажтӧм бы вӧлі мукӧд клоунтӧг. А кин мукӧдпырся эта командаӧ сюрӧ — не меным баитны. Адззывлімӧ и нійӧ, киннэз ештӧмась ни «шоччисьны» нараэз вылын, кинлӧн каша юрас пусьӧ али кин только дульнас кужӧ резсьыны. Но да ась, асьным эд бӧрьям. И эстӧн оз вермы не чужны вопрос: мыля кандидаттэсӧ некӧр оз видзӧтӧ психиатррез?
И бӧра кольччисӧ историяӧ выборрез. Шедіс нельки ӧні пукавны комиссияын. Видзӧтыштны кӧ, сетны ассиныс голос отирыс локтӧны неетша. Кежалісӧ мукӧдыс и челядьӧн, и быдса семьяӧн, пыралісӧ и кодышӧсь, нельки уксӧмӧн кыссис-локтіс пӧрись баб, кӧдалӧ пӧ кыкьямысдас сизим год.
— Да кыдз жӧ не локны, — бобгӧ пиньтӧм баб, — мый ме йылісь пондасӧ думайтны отирыс?
А участок вылын пукалӧны тожӧ неетша йӧз. Эстӧн и комиссияись членнэз, и не ӧтік полицейскӧй, и наблюдателлез. Кыдз баитсьӧ, быд керӧ ассис удж. Пукалӧны гусьӧна, нельки мукӧдӧс сунӧтӧ. Но ны коласісь позьӧ сэк жӧ казявны нійӧ, киннэз асьныс кандидаттэз коласын. Оз нійӧ пукӧт, меряйтӧны заллісь кузясӧ, нерничайтӧны, пиньлалӧны-кӧсталӧны чуннез.
А вон котӧрӧн пырис и эшӧ ыджыт пеля шапкаа том морт. Думайтышті, дед Мазайлӧн внучек. Но кыдз серӧнжык тӧді, мортыс вӧлӧм непростӧй, не ме кодь. Тожӧ пӧ кандидат. Мый диво, кузь лун пукаліс шаньга рожаыс осьта ӧмӧн, вакьяліс.
И сідз, луныс чулаліс. Ыбӧссэз пӧдналӧмась. Комиссия пондӧтӧ ассис одзланься удж. Эта процедураыс кыссьӧ зэв ни дыр.
А вот и бюллетеннезӧн медбӧрья пачка. Чожа мыйись мийӧ тӧдам, кин лоас миян гортся депутатӧн. Нія жӧ списокас нёля.
Вдруг кыдзкӧ казявтӧг син вылӧ бӧра жӧ усис эта осьта ӧма кандидатыс. Кӧть годдэз сылӧ абу уна, но выборрезын участвуйтӧ неӧтпырись ни. Асныра, тыдалӧ, мортокыс. А поди, сэтшӧмӧн и колӧ лоны?
Сэсся сія локтіс комиссия дынӧ, кресталіс, топ батюшко, пызан угӧввесӧ, бюллетеннезӧн пачка, асьсӧ кынымиськӧ, сыбӧрын пондіс койны ӧтмӧдӧрӧ, дзик ойвывся тӧвчик, зал кузя, кӧтны мыйкӧ аслыс ныр увтас, бӧра крестасьны. А вот молитваэз эг кыв, оз, тыдалӧ, эшӧ тӧд.
Чожа лоис тӧдса ним виль депутатлӧн. Конечно, голоссэз дӧнзисӧ не дед Мазай внучеклӧ. Но сія эшӧ ӧтпыр корис лыддьыны голоссэсӧ. Результат — сія жӧ, ошибка эз вӧв.
Нельки жаль лоис осьта ӧмсӧ. Зонкасӧ сідз пондіс треситны, гӧрдӧтіс сэтчӧдз шаньга рожаыс, сідз пондіс нерничайтны, нельки быдӧнныс повзьыштісӧ. А синваэз беднӧй мортлӧн сідз и тёпалісӧ кортӧг. Но этӧ эшӧ мый!
Сыбӧрын Еныс сетіс сылӧ и кывсӧ. Горӧтлӧмсяняс мийӧ тӧдім, что комиссиялӧ сія некӧр оз верит, что сія сэсся некӧр оз понды баллотируйтчыны миян городын, что годдэз пӧ ыскӧвтӧны одзлань и сы планнэзын мӧдік выборрез коста вӧлӧма пырны Государственнӧй Думаӧ. Но сыбӧрын сё жӧ содтіс, что мӧдігод сё ни эшӧ пондылас пелитчыны городскӧй Думаӧ. Этӧ миян понда вӧлі дивоӧн, сідз кыдз выборрез нель год коста чулӧтсьӧны ӧтпыр. А сылӧн ответ готов ни бӧра: мортыс пӧ, кӧда миян участоксянь сюрис гордумаӧ, пӧрись ни, умӧля чушыктӧ, этасянь сылӧн местаыс пӧ могильникын. Петӧ, мӧдігод сё ни лоасӧ довыборрез.
Дыр ме видзӧті эта морток вылӧ, кӧда асьсӧ жалейттӧг, вурис кулаккезнас моросас и кӧда ӧнісянь ни пондӧма шогавны властьӧн. Висьтавны кӧ веськыта, сэтшӧммес округаным тырмӧны, кӧдна готовӧсь сюйыштны чуча юрнысӧ кӧть петляӧ. И этасянь меным лоис стрась умӧль. И жалейтны пондылі сэтшӧммесӧ, и видны. А сыбӧрын ачымӧс бӧра жӧ ошки: бур, мыся, что Еныс абу сетӧма меным этӧ шогӧтсӧ. Ой, мый и аслам юр вылӧ карза. Этасянь и дзурта-ола жагӧникӧн одзлань. А годдэзӧ, кыдз тійӧ тӧдатӧ, меным неетша ни.
Убереги меня, Господи
Время у нас такое, без депутатов различных уровней жизнь нашу никак не улучшить. Да и была бы она без некоторых избранников-клоунов скучной и однообразной. А кто попадает в эту команду? Не секрет, у некоторых одна каша во рту или слюнями только могут брызгать. Встречали и таких, кто уже успел отдохнуть на нарах. Ничего не поделаешь — сами выбираем. Но тут невольно не может возникнуть вопрос: а почему кандидатов в депутаты заранее не направляют на обследование к психиатрам? И снова очередные выборы остались позади. Даже на этот раз самому пришлось побывать в членах комиссии. Что ни говори, многие с большой ответственностью подходят к данному мероприятию: идут на выборы с друзьями, с детьми, целыми семьями. Видел и подвыпивших, но они пришли осознанно, без какого-либо конвоя. Даже восьмидесятивосьмилетняя бабка доползла до участка, добавив при этом, ведь её здесь, мол, ждут и что подумают о ней знакомые и члены комиссии, проигнорировав такой ответственный момент?
А на самом участке народу тоже хватает. Это и члены комиссии, и наблюдатели, и сами кандидаты в депутаты или их доверенные лица, стражи порядка. Каждый занят своим делом. Лишь из этой толпы выделяются кандидаты, что стремятся попасть во власть: не сидится им, нервничают, снуют по участку туда-сюда, загибая судорожно пальцы.
Но вот на горизонте появляется очередной избиратель. Молодой, красивый, прыткий, в ушанке. Как выяснилось позже, очередной кандидат в депутаты от этого участка. Что удивило, настырный человечек, целый день не выпускал из рук смартфон, звонил куда-то, не прерываясь, иногда время от времени ржал заливисто и громко.
Итак, время очередных выборов прошло, наступил самый напряженный момент — подсчет голосов. И всё же какая эта процедура нервная и нудная.
А вот и последняя пачка с бюллетенями. Вдруг в центр внимания выплыл опять же это молодой кандидат в депутаты. Как удалось выяснить, в выборах он участвует уже не впервые. Целеустремленный, немного нагловатый, упертый, видать, молодой человек. А может, таким и нужно быть? Какими были его дальнейшие действия?
Первым делом он подошел к столу, где заседала комиссия, и, словно церковный батюшка, перекрестил все углы огромного стола, пачку с бюллетенями, себя. А в дальнейшем, как внезапный короткий ураган, начал носиться по залу, что-то лепетать себе под нос. И все крестился не уставая. А вот какими-либо молитвами не блистал, но это поправимо, молод ещё.
Вскоре стало известно имя очередного депутата по нашему одномандатному участку. Жаль было смотреть на нашего молодого кандидата — он проиграл. И всего-то в один голос. Но он заставил пересчитать последнюю пачку бюллетеней. Увы, результат был прежним.
Но на этом причуды молодого человека не закончились. Заливаясь в слезах, стуча себе в грудь, он высказал тут всё, что накипело на душе. Оказывается, нашей комиссии он нисколько не доверяет, мы поняли, где он желал бы нас видеть и куда с удовольствием хотел бы всех послать. Жаль только, что сам толком не мог объяснить, каким образом можно добраться дотуда и на чём. Притом добавил, что он больше никогда не собирается баллотироваться у нас, что мы испортили весь его карьерный рост, так как в планах его во время очередных выборов было пройти уже в Госдуму. Но вскоре, немного успокоившись, все же поделился, что на следующий год он все же выставит свою кандидатуру вновь. Чем всех и удивил, ведь выборы у нас обычно проходят один раз в четыре года. А у него свои доводы: тот будущий депутат, что прошел по нашем участку, уже не молод и по нему давно уже скучает кладбище. Выходит, довыборы неизбежны.
Долго я наблюдал за молодым кандидатом. И осуждал, и жалел, и завидовал. Осуждал и жалел потому, что рано заболел этой властью, что не смог осуществить свою мечту, не прошел в депутаты. А завидовал его напористости, настырности и наглости, чего мне не хватает.
Да, за долгие годы видел и знал тех, кого засосала по уши эта неизлечимая болезнь — власть. И нынче знаком, как и многие из нас, с теми, кто независимо от уровня выборов, из года в год каждый раз в числе кандидатов. Поэтому сегодня хочется еще раз поблагодарить Бога, что не наградил меня этой заразной болезнью. Отсюда на душе так легко, приятно и спокойно.