Люди Белого Бога
Эссе
«Живите, как Белый Бог велел…»
«Прошлое толкует нас», — говорили мудрецы древности. Наши марийские предки примечали: «Былые времена просвещают наш разум». Обратимся и мы к седой старине, прислушаемся к заповедным словам наших праотцов.
Но вначале нужно вспомнить, что еще совсем недавно в исторической науке доминировала такая идея: архаический человек по своему интеллекту сильно уступал современному. На заре человечества он был лишен рефлексии, его мысли и чувства были еще совсем детскими — светлыми и радостными. Согласно этой идее, древний человек, конечно же, различал белое и черное, вкусное и горькое, верхнее и нижнее, но при этом его разум и сердце не обуревали логические противоречия, противоборство внутренних переживаний, духовных парадоксов. Тем не менее с течением времени человеческий ум развивался, углублялось мировоззрение, понимание природы, другого человека, а для сознания открылись всевозможные дилеммы. Такой концепт лег в основу эволюционной теории, которая долго доминировала в науке. Ее ключевыми понятиями стали «цивилизация», «формация», «прогресс» и т. п. Такой подход позволил произвести аксиологическую фильтрацию народов мира по культурным традициям и иным достижениям, определяя им отдельные формационные стадии. Кто-то оказался на верхних ступенях, а кто-то — на нижних. У народа мари тоже есть свое определенное место на этой эволюционной лестнице.
Современная наука изобилует множеством интересных антропологических идей. Ученый мир уже давно не разбирается с изученными вдоль и поперек западноевропейскими народами, а обращает внимание на народы и племена далеких Океании, Австралии, Индии, Китая, Японии, Африки, Американского континента. Их еще называют коренными народами, или аборигенами. Это побуждает исследователей более внимательно относиться к мифам и традиционным верованиям различных, в том числе немногочисленных, народов и племен. Множество этих нарративов открывает человечеству завесу древнего священного мира.
И мы в наших эссе не спеша будем проникать в духовную археологию исторического прошлого уникального народа мари (как летние дождинки попадают на растрескавшуюся от долгой засухи землю), дабы из глубин старины увидеть современность и себя в ней. С уверенностью можно предположить, что такое духовное усердие гарантирует нам знакомство с прошлым, которое толкует нас, открывает нам духовные высоты, глубокую мудрость, поразительную интуицию наших прародителей, дает нам знание внутренних потаенных законов жизни, тончайших движений человеческой души. Жившие в красивейших ареалах земли, наши марийские предки оставили нам в наследство свои представления о жизненных ценностях, красочные обряды, нравы и обычаи, праздники, исполненные глубокого смысла, чтобы будущие поколения могли жить на этой поистине священной земле, обогащая ее и себя еще более глубокими идеями и достижениями.
Очевидно, наши предки, как и мы, радовались, любили, горько плакали, страдали. Об этом сегодня красноречиво говорят народные песни, легенды, предания, сказки, пословицы, поговорки, молитвенные слова. Всё это помогает нам освободиться от сиюминутных забот, суеты сует, почувствовать, как у вольных птиц, крылья, и парить, парить над грешной землей, ибо большое видится на расстоянии. Так продолжается линия жизни. И слышатся голоса праотцов и праматерей:
«Наши юные создания! Мы теперь старые, скоро покинем этот мир, тело наше уйдет в землю, душа улетит в рай. Мы старались жить долго и добродетельно, скоро нас не станет, вам следует усвоить наши добрые наставления.
Еще раньше прадеды нам говорили: “Живут-живут, и доживают до поры, когда в одной руке будет хлеб, в другой — труд”. Насколько человек ищет легкой жизни, настолько укорачивается его жизнь, настолько он “входит в грех”. Вхождение в грех приводит к испорченной жизни на земле. Поднимется железо, приблизится владыка подземелья, рядом с человеком взойдет забор из мечей, человек ослабевает, растет его злоба.
Заповеди Белого Доброго Великого Бога не должны быть отданы на поругание. Не должно быть сквернословий, пустой болтовни, гнева. В старые времена боялись этого. Если и случалось прогневиться, только и говорили: “Пусть твое тесто убежит! Пусть твой обед собака съест!”
Злого человека ждет злая участь. Добро возвращается добром, маленький камень возвращается большим камнем».
В этих наставлениях сквозит архаическое миропонимание марийских мудрецов, чистота их помыслов, идея воздаяния. Звучит в них и завуалированный намек:
«Внуки наши, юные создания! Сейчас деньги всему голова, людям они как Бог. Пройдет время, деньги обесценятся, но будет ценна жизнь в заповедном мире. Деньги портят людей, разъедают их души. Деньги — не богатство. Созданное умом и руками — вот богатство.
Жить как Бог — вот что нам дорого. Унижать людей — это грех, скандалить — значит быть порочным. Вы не будьте такими, почитайте Бога, уважайте старших, берегите младших. Злого человека ждет злая участь. Отойдешь от Божьего промысла, пойдешь вопреки Его воле, нарушишь табу — тебя ждет беда, ты потеряешь благость, тело твое ослабнет».
В приведенной заповедной части проясняется противостояние добра и зла. Наши предки связывали обожествление денег с приближением апокалипсиса, ибо это ведет к кровожадной зависти, близорукой алчности, братоубийству. А потому надо предостеречь подрастающее поколение:
«Самое трудное — сберечь душу. Ничего не стоит поле перейти, а свой век прожить очень трудно. Но с божьей помощью построишь свое счастье. Что себе доброго желаешь, того и другому пожелай. Тому, кто бросит в тебя камень, протяни хлеб. Добро возвращается добром, маленький камень возвращается большим камнем. Никому не мсти — маленькая месть приведет к большой вине. Доброе дело расширяет душу. Как пчелы живут дружной семьей, так и людям надо жить. Белый Великий Бог завещал почитать отца и мать.
Не сказано жить без труда. Божий человек в труде живет, у него хорошее кровообращение, он здоров. Кто хочет жить на земле как в раю, тот отойдет от Божьих заветов и сам себе укоротит жизнь».
Наставления звучат как проповедь из уст библейских пророков. Наши праотцы и были пророками, хотя они не передали нам священную мудрость в книгах, как арийские, христианские, мусульманские мудрецы. Они предпочли в качестве духовного ориентира мифы, которые с глубокой древности открывали людям глубинное измерение существования. Мифы и сегодня способны поведать нам нечто очень важное о нашей человеческой природе: как жить насыщеннее и полноценнее, выносить страдания плоти, относиться к жизни и смерти.
Марийская традиционная вера — это природосообразность. Человеческое в человеке взращивается в лоне вмещающего и кормящего ландшафта:
«Не сказано понапрасну рвать-уничтожать деревья. Мы, чимари (истинные мари), полагаем, что дерево имеет душу. Его нельзя лишний раз трогать, раненое дерево так же плачет, как и человек; оно может высохнуть. Всё делай разумно. Бери не много и не мало, а столько, сколько нужно для жизни. Когда берешь — делай это с молитвенной благодарностью Белому Доброму Великому Богу. Белый Бог не велит быть наглым рвачом. Будешь таковым — своим детям ничего не оставишь.
Только украшение жизни новой душой, новым дыханием ведет к счастью. Как и Богородица, надо помогать зарождению и становлению жизни. Всё время надо украшать платок Богородицы разными вышитыми узорами».
Так мыслили люди минувших эпох. Они живы для нас благодаря нашей памяти, продолжают общаться с нами через оставленное ими наследие. Мы находимся во власти заветов праотцов. Перед каждым новым поколением будет стоять задача осмысления такого отношения к заветам, которое сможет уберечь от предательского беспамятства, сотворения новых кумиров, повального карьеризма.
Люди прошедших эпох продолжают жить с нами, ибо правила духовного выживания известны издревле. Они проясняются и углубляются от эпохи к эпохе. Однако прошлое само никогда не возьмет слова и не изречет своей мудрости. Чтобы оно высказалось, нужна работа активно живущих, извлекающих этот свет из прошлого. И тогда прошлое начинает толковать нашу жизнь.
«Дремучий лес — отец мой…»
Для самосознания культуры идея природы является ключевой в понимании жизни, ее истоков. Для каждого мари и сегодня этот постулат очень важен для понимания мироустройства. Марийское слово пÿртÿс в значении природы понимается как Пÿрышын тÿсшö — лик Создателя. Исторически никакая идеология не смогла справиться с такой архаичной мировоззренческой константой.
До ХХ века в многочисленных сочинениях о миропредставлении народа мари встречается единодушие авторов в том, что у черемисов абсолютно всё имеет душу — цветок, дерево, лесной зверь, человек, родник, гора, лес, роща, поле. В марийской духовной традиции идея природы как основы всего чувственного опыта понимается еще более абстрактнее и изощреннее, чем идея Бога. Вот как этот многовековой опыт оформился в старинной марийской песне: Пич чодыра — мыйын ачам, ужар олык — мыйын авам, канде кава, волгыдо эр ÿжара — мыйын йöратыме йолташем-влак («Дремучий лес — отец мой, зеленый луг — мать моя, голубое небо, яркая зарница — любимые мои друзья»). Православный миссионер Сергей Нурминский писал: «Лес — это волшебный мир черемиса. Около леса вертится всё его мировоззрение. Весь сказочный мир черемисов вертится около леса и его обитателей, все загадки и поговорки — около него же... Здесь он молится своему Богу». Профессор Казанского университета Николай Фирсов в XIX веке отмечал зависимость характера финноязычных народов Поволжья от особенностей природной среды: «Столь же сумрачные, как их леса, но стойкие, терпеливые и трудолюбивые финны положили начало земледельческой культуре в дремучих лесах».
Многие аналогичные тексты прошлых времен указывают на то, что в духовном наследии марийского народа ярко и выразительно проводится идея гармонии Человека и Мира, в которой природа является культурно организованным пространством, обителью с источником энергии жизни. Человек в такой структуре Вселенной играет не пассивную роль, но активно включается в деятельность по обеспечению своего успешного существования. Чтобы не навредить природе, он встраивается в разные уровни мироздания, не строит больших селений, адаптируясь к своеобразным условиям жизни: в лесу ли, у воды или на возвышенности. Не умевший читать и писать, он знает о лесных ягодах, грибах, диких пчелах, зверях и птицах, как автор книг по биологии и зоологии; строит мосты через реки, как дипломированный инженер. В своих молитвенных гимнах он стремится умилостивить Белого Бога и просит содействия в культурном освоении пространства, пытается предотвратить возможные нарушения космического порядка, предупредить появление элементов Хаоса. По сути, человек соучаствует в творении Космоса, выполняя с помощью высших сил работу вселенских масштабов.
Идея живой природы составляет ядро марийской ментальности. Древние мари пришли к концепции природного порядка не через рациональное наблюдение и логическое мышление, а через мистерию. Благодаря этой высшей форме знания, которым обладал древний человек, долгое время управлялась человеческая жизнь, из него же в ходе развития древней культуры появились теология, философия, наука, художественная литература, музыка. Сохранившиеся и поныне древние марийские обряды, обычаи, праздники, поведенческие модусы, повседневные привычки и навыки имеют смысл лишь при сохранении изначальных способов установления связи с природой, окружающим миром.
«Небесная Дева пряжу прядет…»
Когда-то давным-давно в глубине Хаоса прорезался Свет, оформились Небо и царство Воды. Так возник Мир, а позже — и боги...
У марийского Белого Бога была Дочь — Юмынудыр. Она сидела на троне — Полярной звезде. Старинная песня рассказывает про Дочь Бога: «Небесная Дева пряжу прядет, вокруг веретена мотает клубок…». Значит, марийская Небесная Пряха находится на самой Мировой Оси, вращая вокруг себя на Небесной Прялке весь небосвод. Ее серебряные нити — это Верхний звездный мир. Идея прядения читается как процесс творения культуры.
В другой ипостаси Юмынудыр является Небесной пастушкой, т. к. у ее Отца — Белого Доброго Великого Бога — есть Небесное стадо, в котором присутствуют небесный баран, небесный бык, небесная корова и небесный конь, пришедший на смену небесному лосю. При этом вращение звезд вокруг Полярной звезды понимается как пастушество Небесного стада, погоняемого пастушкой Юмынудыр. Если раньше астральный мир заключался лишь в пространстве близ Полярной звезды, то теперь осмысливаются и возникают новые образы: Небесного хлева и Небесной реки. Под Небесной рекой понимали Млечный путь. К реке спускалось на водопой Небесное стадо. В этом случае роль Небесной девы заключается в ритмизации космоса, разумной упорядоченности, организации астрального мира. В мифе естественным образом Время воспринимается не как земная последовательность событий, а как космическое время — течение вечности.
Миф определяет и третью ипостась Небесной девы, что связано с переменами на Земле, которая стала пригодной для жизни людей. Дальнейшее развертывание мифических событий связано с тем, что Белый Бог стал посылать свою Дочь по шелковой лестнице на землю со стадом лошадей, коров, овец. Далее ожидается появление первого Человека. Перед взором Небесной девы он предстал ранним утром у родника. Это был человек по имени Мари — высокий, голубоглазый, светловолосый (такое антропологическое описание марийского пращура дает миф). Юмынудыр и Мари полюбили друг друга, стали мужем и женой. Небесная дева своим белым платком на березовой ветке оповещает своего Отца о том, что на земле появился первый Человек. Она остается с ним в Среднем мире как Жена со своим Небесным стадом — приданым от Отца.
Рядом с молодоженами на земле обитал брат Белого Бога — Керемет. Тот был Властелином Воды и Земли. Керемет любил Юмынудыр и очень завидовал Мари. В тот момент, когда молодая семья с новорожденным сыном гостила у Белого Бога, Керемет в небесах растерзал Мари. В местах падения праха первого Человека со временем выросли священные рощи. Юмынудыр воспитала сына на земле — наследника первого Человека и Белого Бога.
Так происходит корреляция Небесной девы и марийской невесты, согласно которой приданое невесты тождественно праву наследования собственности. Небесная пастушка утверждает сакральное право собственности, открывает дорогу одомашниванию животных. У мари на протяжении истории домашняя живность являлась собственностью женщины как хозяйки дома. И поныне нередко деревенская невеста получает в качестве приданого жеребенка, телку, овец. А вот свиньи и козы считаются не регламентированными Белым Богом домашними животными. Благодаря распространенному культу Юмынудыр в земной традиции марийская женщина занимала довольно прочное социальное положение.
Для Марийского мира близка универсальная идея происхождения Человека из воды по аналогии с идеей сотворения Космоса. Фактически у всех народов мира вода считается основой мироздания, всеобщего становления, всякого творения. В каждом религиозном контексте она выступает в одной и той же функции: разрушает, растворяет формы, «отмывает от греха», одновременно очищает и дает новую жизнь. Неслучайно и Юмынудыр увидела первого Человека на земле ранней весной — на заре появления человечества — у воды (родника). Лингвистическим доказательством данной версии являются слова кол — «рыба» и колаш — «умирать». Последнее слово можно разложить следующим образом: кол («рыба») и аш («память», «истина»), т. е. памятование о рыбе, новое превращение в рыбу. И тогда неслучайным является рыбное блюдо в числе основных в ритуале поминовения умершего человека.
Так марийский миф о Юмынудыр выступает средоточием сакрального пространства и сакрального времени — Центра мира и времени Начала. Это происходит потому, что Дочь Бога вращает вокруг себя звездный мир, работая с веретеном на Мировой Оси, откуда по солнечным лучам (шелковой лестнице) возможен переход как в Правремя, так и на Землю. От благосклонности Дочери Великого Белого Бога и сегодня зависит благополучие Марийского мира.
2006