Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Мой учитель математики

Автор:
Мариф Кадимов
Перевод:
Мариф Кадимов

Мой учитель математики


Суровые послевоенные годы. Маленькие села, разбросанные по горам Южного Дагестана. Чем выше аул, тем острее чувствуется нехватка умеющих читать, писать и считать, а также учителей. Используется любая возможность для решения этих проблем. Двоих учеников-отличников, окончивших джабинскую семилетку, отправляют учительствовать выше в горы, в соседнее село Ухул. Одного – учителем русского языка и литературы, другого – учителем математики. 

Так начиналась трудовая биография моего учителя Алиева Али Османовича, который учил нас математике в джабинской средней школе во второй половине 60-х – начале 70-х годов. 

Али Османович был невысокого роста, выглядел худым, болезненным человеком. К тому времени у него уже была большая семья: он стал отцом семерых детей. Чтобы их прокормить, ему приходилось целые дни проводить в школе, вести много уроков. К своей работе он относился с большим тщанием, готовился к каждому уроку, его поурочные планы и конспекты состояли из толстых сплошь исписанных общих тетрадей. На занятиях он их почти не открывал, хотя в них находились подробнейшие решения рассматриваемых задач. Каждый год он их писал заново, никогда не пользовался прошлогодними конспектами. Коллеги удивлялись, а он в шутку говорил им: «Посмотрите на меня, я разве могу пахать в поле или пасти баранов в горах? Преподавать, учить детей – это мое, это то, на что я способен, вот поэтому и стараюсь!» И смеялся долгим прерывистым смехом. Кстати, почему-то ему никогда не бывало смешно от чужих шуток, но зато над своими смеялся от души.

Коллеги его уважали, с некоторыми из них у него были дружеские доверительные отношения. Иногда он казался человеком скрытным, а на самом деле он просто не допускал в своих отношениях с окружающими излишней слабости или панибратства. Только в узком кругу близких друзей Али Османович позволял себе расслабиться и раскрыться. Здесь он мог и сто граммов пропустить, и песню спеть, и рассказать какой-нибудь смешной случай из жизни своего большого семейства, и до упаду смеяться с друзьями. Но особенное место в его жизни занимали регулярные прогулки с друзьями до Сирар и обратно. Сирар – это место в полутора километрах от села, откуда открываются красивые виды на горы Шалбуздаг и Гетинкил, на Самурскую долину, дорога туда ведет мимо сельского родника. Там располагалась единственная во всей округе ровная площадка – большое поле, которым пользовались для игры в футбол, волейбол, а также оно служило полигоном на уроках по вождению трактора. Чтобы добраться туда, требовалось идти минут двадцать прогулочным шагом. Пацаны по этому маршруту шли на Сирар, чтобы поиграть в футбол, более взрослые молодые люди прогуливались мимо родника, чтобы присмотреть себе невест. А для Али Османовича и его близких друзей-учителей прогулки до Сирар и обратно были разрядкой после тяжелого рабочего дня. По пути они обменивались новостями, говорили о науке, политике, жизни.

По отношению к ученикам Али Османович был довольно строгим учителем. Получить хорошую оценку у него было непросто. Для текущих отметок у него была своя система кодировки. Правда, дети ее давно расшифровали, но он упорно продолжал ею пользоваться. А контрольные он оценивал по стандартной пятибалльной системе. 

...Январь 1968 года был холодным и снежным. В том году я учился в седьмом классе. На зимние каникулы поехал в Махачкалу погостить у родственников. Из-за морозов и снегопадов автобусы нерегулярно ездили в районы, и я не смог вернуться вовремя. Пропустил занятия в школе, в том числе и по математике. Так получилось, что Али Османович прошел с нашим классом новый раздел, и я попал на заключительную контрольную работу. Естественно, знаний по новой теме у меня не было. Но я досидел до конца урока, написал условия задач и, стараясь как-то выйти из положения, кое-что написал и сдал работу. На следующем занятии Али Османович, раздавая тетради, тут же объявлял отметки. Когда очередь дошла до меня, он объявил, что я получил... пятерку! Я чуть с парты не упал, какая там, к черту, пятерка! Тем более от Али Османовича. Здесь хотя бы тройку получить. А в это время Али Османович сделал паузу, окинул взглядом сидящих в классе и глядя мне в глаза громко добавил: «Авансом!» Потом, глядя на ничего не понимающий класс, громко рассмеялся своим обычным длинным и прерывистым смехом. Он отдал мне тетрадь, где красным были вычеркнуты результаты моих жалких трудов, тем же цветом вписаны правильные решения всех задач, а снизу на меня издевательски смотрела большая и жирная пятерка. Мне ничего не оставалось, как в ближайшие несколько дней напрячься и изучить пропущенный раздел. Учебники в то время были хорошие.

Со временем в школу стали возвращаться выпускники, получившие высшее образование в столичных вузах. Али Османович сокрушался, что, с его точки зрения, не самые лучшие ученики выбрали профессию учителя, присматривался к работе молодых коллег и по возможности старался помогать им.

Но, к сожалению, жизнь во все вносит свои коррективы. Все чаще возраст Али Османовича напоминал о себе. Учитель ушел на пенсию. Дети его обзавелись семьями и разъехались кто куда. Старший сын, видя, что жизнь на селе становится все более тяжелой для родителей, решил забрать их к себе в город. Но городскую жизнь Али Османович решительно не принял. Он настоял на том, чтобы вернуться обратно в село. И вот через год на обратном пути, не доехав до селения, в районном центре Ахты Али Османович скончался...

Как позже рассказывал его старший сын, незадолго до смерти он говорил, что многое отдал бы за то, чтобы еще раз пройтись до Сирар в компании своих друзей-учителей. Друзей, которых к тому времени по большей части не было в живых. 

Этим летом я побывал в селе, прошелся по любимому Али Османовичем знаменитому джабинскому маршруту «школа – Сирар». Мощным потоком хлынули на меня воспоминания. В этом потоке особым светом доброты и человечности выделялись воспоминания, связанные с Али Османовичем. Ведь та самая «жирная пятерка» от него, несмотря на свою незаслуженность, оказалась для меня одним из самых дорогих в жизни подарков. Ибо что может быть дороже, чем доверие, вера в тебя, исходящие от твоего учителя? А с другой стороны, она запустила во мне некий механизм, заставляющий критически относиться к своим результатам, всегда напоминающий о том, что пятерка-то может оказаться незаслуженной. 

Достойную жизнь прожил Али Османович Алиев. Пусть Аллах упокоит его душу!

Рейтинг@Mail.ru