Лакский язык принадлежит к нахско-дагестанской языковой семье. Количество носителей — около 146 тыс. человек (Всероссийская перепись населения 2010 г.).
До 1928 г. лакцы пользовались арабским письмом, старейшие записи датируются концом XV в. В 1860-х гг. этнограф и лингвист П. К. Услар составил первую лакскую грамматику на основе кириллицы, но широкого распространения этот алфавит не получил и постепенно вышел из употребления. В 1928 г. был составлен и утвержден алфавит на основе латиницы. С 1938 г. используется письменность на основе кириллицы.
Возникновение лакской поэзии относится к концу XVII — началу XVIII вв. и связано с творчеством Магомеда Убринского, который писал в основном духовные стихи.
Литературную направленность поэзия получила в стихах Аммы Хунинского (ХIХ в.).
В ХIХ в. на лакском языке сочиняли стихи поэты Зейд Курклинский, Патимат Кумухская, Маллей Балхарский, Абдулкерим Баратов (эпистолярная поэзия), Гасан Гузунов (басни, философская поэзия и стихи о бунте 1877 г.), Омахан Качиев (духовные стихи), Щаза Курклинская, Маммадей из Турчи (песни, импровизации), Юсуп Муркелинский, Гаджимурад Цыйшинский (социальные стихи).
В начале ХХ в. революционные стихи писали Саид Габиев (1882—1963), Гарун Саидов (1891—1919), Чукундалав (Магомедгаджи Гаджиев) (1862—1938), Ибрагимхалил Курбаналиев (1891—1987); любовную поэзию — Муэддин (Мугутин) Чаринов (1893—1936).
С. Габиев стал зачинателем революционного романтизма в дагестанской литературе начала XX в. В издаваемой и редактируемой им газете «Заря Дагестана» (1912—1913) помещались стихи, публицистика, прозаические произведения, призывавшие к изменению существующего строя. Устремленность поэзии С. Габиева и Г. Саидова к будущему нашла продолжение в творчестве Курди Закуева, И. Курбаналиева, Магомедхана Пашаева, Гусейна Гаджиева в годы Октябрьской революции и гражданской войны. Стихи К. Закуева отразили борьбу за революционное изменение действительности.
В советское время лакская поэзия стала оптимистической, жизнеутверждающей (Абуталиб Гафуров, Юсуп Хаппалаев, Абачара Гусейнаев, Мирза Магомедов и др.).
В 1919 г. была издана и поставлена на сцене драма в стихах М. Чаринова. Он впервые затронул вопрос о тяжелом положении женщин, призывал их освобождаться от старых предрассудков. На эту же тему написал драму в стихах и М. Пашаев.
После Октябрьской революции писатели сгруппировались вокруг новой газеты «Труженик» (1923), продолжавшей традиции газет «Заря Дагестана», «Вестник» (1917), «Свободный Дагестан» (1921—1922) на лакском языке. В газете «Труженик» печатали стихи поэты Абдурахман Омаршаев, Гаджи Маркелинский, Минкаил Алиев, Г. Гаджиев, Абдулмажид Магомедов, Али Алиев, Джарият Ханова и др., которые вели борьбу с пережитками прошлого, за новые социалистические отношения между людьми.
В начале 1930-х гг. лакская литература стала на путь социалистического реализма. Вышли антологии «Шаги революции» (1932), «Литературный сборник» (1940); сборники стихов А. Омаршаева, Вали Валиева, А. Гафурова. Многие произведения лакских поэтов стали известны за пределами Дагестана благодаря переводам на русский язык в сборниках стихов «Дагестанские поэты» (1932), «Штурм» (1933), «Дагестанская антология» (1934).
В годы Великой Отечественной войны многие поэты ушли на фронт. Опубликованы сборники стихов А. Гафурова, стихи фронтовиков Абачары Гусейнаева, Юсупа Хаппалаева и др. Получило всесоюзную известность творчество Эффенди Капиева.
Во второй половине XX в. и в наше время лакскую поэзию представляют Бадави Рамазанов, Нуратдин Юсупов, Абдул Мирзоев, Адам Адамов, Магомед-Загид Аминов, Салимат Курбанова, Миясат Шурпаева, Мирза Давыдов, Гасан Курухов, Рамазан Рамазанов, Хизри Ильясов, Даниял Магдиев, Цехил Камалов, Сибирбек Касумов, Ильяс Магомедов, Сулайман Мусаев, Булбул Омариева и др.
В настоящее время лакская поэзия утверждает вечные темы любви, дружбы, воспевает красоту природы, неукротимый бег времени.