Рушват
Ши Дагъыстанни девлети педагъожи инстититутын 3 курсын телебабыний. Са йигъыл’ майни вуза зы, аварбишда МаIгьаммад, лезгибишда Райфуддин, къумыхалий Арслан, рутулбишда Фейзуллагь философиейн дарсыбы гьелени маIъаллиме, Кьаландар МаIгьаммадове, (до бадалау водон) джуни кафедрейхъа хъоотIал. Инкъве шакIле эйгьен: «Къийхъа, базарни йигъыл’, шу зас кумагаъас абле. Ши дачейхъа хиярарайий къарпызар эзас вуIххъаIс. Агар шу югба ишлемишебхье, шос философиейни интягьаIмыке югун кьийматбы гиххьес. Шас ман джуваббы хошда хъайле. Фыкырамиш джаб девхьа, разейбаххьи.
Алидни курсни телебабише шас хабарбы гьауний, пыл гьидёву Кьаландаре кьиймат гивийхьена деш. Манчихъа гора, дачейхьа ишлемишивхьес вуIххъасва мыIслягьатейхъа хъабайли.
МичIейд верыгъ уIвхассе йишди маIъаллимын машин хъады общежитиейни маIгьаллей, сигнал гьааъа, илёдзурийн.
Каран тIаъаIм гьидяу, телесюгда палтарбы аляу, машинесхъа геебачIе. Сура саIъатыле дачейхъа гьивийхьар. Ши палтарбы бадалау, гучейр хъидкIур, чIие эзас гивийгъал. Ман гейд пыран йигъний. Илёгъасын хьян алятIас кIелийханан. Кьаландарни маIгьейхъа эчIу дешки, чолэй иш гьааъани инсаныс охьанасын кар, илёгъасын хьян алятIас ыккан. Ши йыIкьыгьлийс маIъарфатука хилидже иш гьааъа. Мани дямгьа-дямей Кьаландаре эйгьи: «Зал’ ооъад пыл дешин. Гьидоора вушди санкъве са чахырена шуше магазиненче абле».
Йишди аIрей пылнана са Райфуддин ыхьа. Манкъус хаанче кьоIдле йигъна гьихъа пылний хъады. Манчихъа гора, ичкийлхъа мана гьаркIын. ЙыIкьыгьлийн кар одхьананкъа, Кьаландар маIъаллиме текба чахрена шуше быгъыIтIийке авхъа оIтмиш гьааъа. Ина бул’-булилхъа сийкIал. Эхьалийс ина джулхъа хъарымей, машнейхъа сабы ши йикьаIлхъа хъавайле. Райфуддине эйгье: «Гадебы, йизди джибенче пылод адкIын. Зы быIгьтан гьааъа деш. Пылне Кьаландаре водун гьидтитхуI, нейид заке дачей водон къаъайдхьу». ДжитIада, манчин аIхир шакIле дяцIахье.
Майни аIхрей сессия гидгъылыйнкъа, шакIле къийхьен Кьаландаре телебайке рушват алябатIанкъа хылеке аххъы.
Ши интягьаIмыб гейбни дагъамийвалика мерни маIъаллимыс хъиву, няъас увгье, ши Кьаландарылхъа далбы хъадчу интягьаIмыс гьазыребхьа деш. Сабара вахтале къийхьен, Кьаландар маIъаллимыхъад тахсир дехьайхъа гора, мана мер джуни ишилхъа аляртIу. ГьаIшде мана гьалер хаIбни къуллухыл’ ишлемишехье ворна. Эйгьи вод, манкъухъад университете югун далы водон. ГьаIшде манкъве гьалед чIакIын рушватбы аляатIа, няъас увгье манкъве мана иш аливщуна. ГьаIмагьдын ишбы.
Взятка
В одном из вузов нашей необъятной родины учились студенты разных национальностей. Однажды в мае меня, цахурца, аварца Магомеда, русского Андрея, лезгина Рафика, кумыка Арслана и рутульца Фейзуллаха пригласил на свою кафедру преподаватель философии Каландар Дундуков и предложил: «Завтра воскресенье, вы можете мне помочь. Поедем на дачу сажать огурцы и арбузы. Если хорошо поработаете, экзамен по философии сдадите без проблем, получите хорошие оценки. Даже готовиться не надо».
Нам слова Дундукова пришлись по душе. А кому охота весной готовиться к экзамену? А так — халявный экзамен обеспечен. К тому же от старшекурсников мы слышали, что Каландар не ставит оценку за экзамен, пока не получит на лапу. Поэтому мы не раздумывая согласились.
На рассвете машина преподавателя подъехала к общежитию и стала сигналить. Мы быстро оделись и спустились. Через полчаса были уже на даче. Переоделись и, засучив рукава, приступили к работе.
День был жаркий. Очень хотелось пить, а мы в спешке забыли взять с собой воду, да и надеялись на Дундукова. Но воды у него не оказалось. Несмотря на жару, мы хорошо поработали. Подошло время обеда. Тут нас Дундуков очень удивил: «Ребята, я забыл деньги. Я это потом учту. Сходите в магазин, возьмите воды, еды и бутылку вина не забудьте».
Деньги были только у Рафика — пару дней назад он получил из дома перевод. Рафик пошёл в магазин, купил воду, еду и бутылку вина не забыл. За обедом Каландар сам опустошил бутылку и завалился на кушетку. К вечеру, когда он пришёл в себя, мы сели в машину и вернулись в общежитие.
И тут Рафик говорит: «Ребята, у меня из кармана исчезли деньги. Вас я не подозреваю, может, Дундуков залез в карман, а может, я их уронил на даче?» Куда девались деньги Рафика, мы так и не узнали.
В конце мая, когда началась сессия, прошел слух, что Каландара поймали за руку, когда он брал взятку у студента.
Мы с трудом сдали экзамен другому преподавателю, потому что, надеясь на Дундукова, серьезно не подготовились. Через некоторое время стало известно, что Каландар Дундуков опять работает в университете. Защитил докторскую диссертацию и даже пошёл на повышение. Говорят, у него в университете хорошая поддержка. «Крышует» его высокий чиновник из Москвы. И Дундуков по-прежнему берет взятки у студентов, но теперь «такса» стала больше.