Отчего у Кудымкара такое название?
Любой коми-пермяк знает, как возникло имя нашей столицы: городище основал мастер по имени Кудым, отсюда и Кудымкар.
Фольклор утверждает, что Кудым был человеком колоссальной силы и люди к его имени добавили прозвище «Ош», отчего у него укрепилось двойное имя — Кудым-Ош.
Ош — это слово знакомо каждому коми-пермяку, а кто скажет, что означает Кудым? В словаре коми этого слова нет.
Кудым-Ош жил в языческое время, молился небесному богу Ену и земному Ойпелю-Ену. В это время и имена были языческие: Рака, Дозмöр, Ябыр, Шöмöс, Бовча, Дзуг и многие другие. Этими именами нарекали и в период православия. В 1579 году, как свидетельствует переписная книга, в деревне Кудымкар проживал Рака Дмитриев. Но ни в одном источнике не встречается имя Кудым.
Вот и возникает вопрос: коми ли это имя?
От имени Кудым возникла фамилия Кудымов, которая встречается во многих деревнях. И его зерном, основой, конечно же, является Кудым.
Предание повествует, что первым местом обитания Кудым-Оша была небольшая гора Сылпан на берегу реки Иньвы, которая находится недалеко от кара-городища и хорошо обозревается с горы-керöса Изъюр.
У Кудым-Оша были два брата — Май и Купра, их мать звали Пöвсин (видела только одним глазом, одноглазая, «полуглазая»). Очевидно, что все эти имена коми (май, мöй — бобр; купра (копыра, мышкыра кодь морт) — …русский перевод как бобр…). Они были коми люди. А какого языка-наречия был отец этих братьев, нам неизвестно. Возможно, он был из другого роду-племени и дал имя одному из сыновей с особым смыслом.
Имена с частью «ым» бывали у сибирских татар и башкиров — Надым, Будым, Солым, Назыми другие. Такие же имена бытовали и в Средней Азии. Там одно из озёр называется Кудымколь, что по-нашему означает: озеро Кудыма.
Из нашего фольклора одна легенда повествует о том, что у Кудым-Оша был брат по имени Надым, который помог создать кар-городише и найти для него имя — Кудымкар. Род этого Надыма также широко распространился: с фамилией Надымов люди живут и по сей день.
О том, что имя Кудым не является коми, свидетельствуют и места, где жил легендарный богатырь. Взять «Сылпан». Этот топоним — загадка. Он похож на сложное слово (сыв — мера длины, пан — вроде бы похоже на часть слова «напротив»).
И можно утверждать, что его значение — это край широкого и длинного места. И действительно: на-
против крутой горы, за рекой Иньвой, стелетсяширокий луг, но между ними — лес, который сбивает-путает наше понимание.
А рядом с Сылпаном располагалась деревня Шайдыр. Её имя — своеобразное, не похожее на коми имена.
Под горой Сылпан, рядом с рекой Иньвой, есть озеро, его имя — Пыдöстöм (Бездонное). Но некоторые люди называют его и по-другому — Шыбайты, так что и это имя — ячменно-овсяное (идъя-зöрья), засорённое, смешанное.
Старики рассказывали, будто бы в Сылпане давным-давно жили два брата — Шай да Оть, из этих людей самые первые жители. Затем они разъединились: Оть переместился туда, где в настоящее время расположено село Отево, а Шай остался там, где была деревня Шайдыр. А потом, сказывают, возникла деревня Сылпан.
Как утверждает наука топонимика, названия каров-городищ и гортов-селищ чаще всего возникали от имени человека — первого жителя. У коми, я думаю, имени Сывпан (Сылпан) не было. А вот у башкир, как пишет А. С. Кривощёкова-Гантман, есть имя Сулпан. Так, может быть, могли жить в этих местах башкиры? И имя Шайдыр, как видим, не из наших.
Сколько простояла деревня Сылпан (Сулпан), мы не знаем, а деревня Шайдыр просуществовала до сороковых годов прошлого (двадцатого) века. Там до последних жителей прожили Опонька Шайдыров да Степан Шайдыров, мои хорошие знакомые.
Слово «шайдыр» (у кунгурских татар — шайдур) — сложное татарское слово: шай (заимствовано из арабского языка) — старик; дыр (дур) образовано от слова «одыр», что по-нашему означает: увтыр, род.
У Бездонного (Пыдöстöмыслöн) озера второе имя Шыбай также образовано от тюркских слов, о чём напоминает часть «бай», у которого значение — богатый человек. Это слово часто встречается в татарских, башкирских и в других тюркских именах и фамилиях: Артабай, Байтемир, Карабай, Яндыбай, Ахметбай. Президента Казахстана зовут Нурсултан Назарбаев; в Башкирии и в Удмуртии есть мои знакомые писатели — Абдулхак Игебаев и Николай Байтеряков; в Перми был писатель Иван Байгулов.
Можно утверждать, что в деревне Сылпан жили башкиры или татары, а среди них были Сулпан и Шыбай (Шибай). Становится понятным, что у Пöвсин, коми женщины, муж мог быть не коми. Такие семьи (со смешанными браками), как подтверждает жизнь, были всегда, живут-поживают и в настоящее время.
Итак, если взять коми-пермяка и хорошенько встряхнуть, то выпадут из него и манси, и татарин, и башкир.
А о Кудым-Оше я скажу так: если его родила коми женщина, так и он коми. Ещё добавлю: как бы там ни было, а богатырь Кудым-Ош и рассказчики о нём — коми-пермяки.