А̅кья̅ввьр а̅кэнч я нӣйта
Тэнн баяс мунн ля̅ Ки̅ллт соаменҍ куллма. Адтҍ тэнн мыннӭ моайнэсьт Лукин Мыгкла Фадӭ алльк.
Пуаррса о̅ллмэ мыйятҍ ев моаййнса агка баяс, и̅ммьле баяс.
Чу̅дзья̅вьр сыйт луннҍ ли̅ оајјк я̅ввьр, нэ̅мм ли̅ А̅кья̅ввьр. Пырр тэнн я̅вьр и̅лленҍ са̅мь пи̅ррас. А̅кья̅вьр нышькэсьт и̅лленҍ Пьянов Паҏфанҍт Вуаӊт Вуазь агканҍ парнагуэйм я Антонова Моаренҍ а̅кэнч парнасгуэйм. Унья̅вьр вуэллдэгэсьт и̅лленҍ Ёаҏф Вуаӊӊт О̅нҍтэпь Улjjнэнҍ. Ча̅р гоаррэ вусьт Ле̅ннга лу̅ххтэ, шоарьй альн, ли̅ ке̅ддҍк- а̅кэнч я нӣйта. Сыйй куһкенҍ кусстъев югке саесьт А̅кьявьрэсьт. Тэннбаяс е̄рркъя са̄мь мойнсэнҍ: «Куэслянч са̄мь сыййта пудтӭнҍ ю̄лльк-вигк руц. А̄кэнч, нӣйтан поа̄ччкэн вӣжьнэлле поа̄гэ сӣнэнҍ. Сӣн ва̄р, цавьце А̄кья̄ввьр. Тэль, нюммэн коа̄ль эл, а̄кэнч са̄ррнгудэ: «Мыйят нӣйтан агкьбайя сяа̄дтма лянч чуэ̄ннче тэ̄нна я̄ввьр луннҍ», - циӆькэ я ке̄ддҍклувенҍ.
Пырр агка пэре ли̅ е̅ннэ ке̅дҍкэ. Ке̅ те̅дт, ке̅гк ле̅в ти̅ге пыһтма тэйт ки̅дҍкэтҍ. Ке̅дҍк ев ля̅ пырр ёррплэсь лубэ мудта – на̄лла. Сыйй ле̅в эйй шура чугка – на̄лла я пугк ле̅в эфт- на̄лла.
По̅дтлэнҍ ру̅шш те̅дэтҍ ти̅дтэй о̅ллмэ Москвасьт, во̅дтэдтэнҍ агкн я ки̅һченҍ. Сыйй ци̅ӆькэнҍ: «Тэйта ки̅дҍкэтҍ пыһтма ле̅в е̅ррка о̅ллмэ, милилоннэ агке маӈас, е̅рркъя цивилизациясьт». Вя̅л соаррнэнҍ; пырр тэнн агка пэре шӯрр се̅ййт аура ли̅.
Тэнн баяс Ки̅ллт са̅ммьля ев оасскма, Паҏфанҍт Вуаӊт я Антонов Еванка Са̅нька. Еванка Са̅нька ля̅йй танна па̅рьн оллмэнҍ. Ев куллтэлма тэйт моаййнсэтҍ. Э̅ллькэнҍ куэдҍ ту̅ййшэ рынтэсьт тэнн пагка ву̅лленҍ. Ци̅ӈӈкэнҍ волтлэз, ця̄ӈӈкань му̅рэтҍ. Эллькэнҍ пи̅ссегуэйм ке̅ссе тэйтт му̅рэтҍ. Мэ̅нн ля̅ннч ве̅рьт пыенҍ пи̅ссетҍ. Ву̅ллькэнҍ ыййдэ.
Тэ̄нн ый Парфанҍт Вуантӭ нагерь кӯсстэй. А̄кэнч са̄ррн: «Вуант тон никасьт вял сай эгк коа̄ввнма. Э̄ллькэх туййшэ тэ̄нна рынтэсьт куэдҍ»?
Ыййдэнҍ, пу̅дтӭнҍ лажь ту̅ййшэ. Ки̅һчев, каска куэдҍ ке̅ддҍк ли̅ шэ̅ннтма. Сыйй пэ̅лльтэнҍ, вэххта моаст уййтэнҍ. Тэгка куэдтҍ ця̅ӈӈкэнҍ ми̅н пи̅йвэ райя о̅ррэнҍ ...
Бабозерская бабушка и девочка
Возле бывшего поселка Чудзьявр есть большое озеро по имени Бабозеро, вокруг которого летом жили семьями саамы. Далеко от всех сторон озера, на горе перед Леннгой губой виднеется каменная бабушка с девочкой. Рассказывает легенда, как в давние времена в саамское селение пришла пешая сила викингов — лльк вӣгк. Побежали от них бабушка с внучкой, но возникло озеро на пути. Забрались тогда они на скалу, и сказала бабушка: «Видать, век нам здесь с тобой стоять». Только произнесла — тут же обе окаменели.
Много мелких камней вокруг бабушки и девочки. Не какие угодно камни, а прямоугольные, небольших одинаковых размеров, как по стандарту отпечатанные. Кто знает, откуда они? Из Москвы ученые к «бабушке» ездили, внимательно все осматривали и заключение сделали: «Эти камни миллионы лет назад сделаны людьми древней цивилизации». И еще сказали: «Вокруг этой “бабушки” сильная аура сейдов».
Жили с левой стороны от озера две семьи. Одна — семья Антона Парфентьевича Пьянова с детьми и бабушкой Евдокией, вторая — Марины Антоновой с детьми. (Отчества Марины Антоновой, к сожалению, за давностью лет никто уже не вспомнит.) Антон Парфентьевич Пьянов и Александр Ионович Антонов — молодой он еще был, совсем юноша — стали однажды строить вежу*. На том берегу, где находилась каменная бабушка. Очистили место под строение. Установили полукруглые деревянные основные стойки, между стойками обшили берестой, а как завечерело — пошли отдыхать. И явилась во сне к Антону Парфентьевичу каменная бабушка. «Что ж ты, Антон, — говорит укоризненно, — неужели больше места не нашел, чем на этом берегу вежу строить?» С утра проснулись товарищи. Приниматься надо за работу. Смотрят и глазам не верят: за ночь посредине вежи огромный камень вырос! Сильно напугались они, побежали быстрей к лодке и уплыли подальше. Недостроенной вежи стойки долго на том месте еще стояли. Стариком стал Александр Ионович, а всё хотел детям своим и оленеводам показать.
* Вежа — зимнее жилище саамов, имеющее коническую форму четырехугольной или многогранной пирамиды с усеченной вершиной.