Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Центр Карачая — Учкулан

Автор:
Аминат Семенова
Перевод:
Марина Джанкезова

Центр Карачая — Учкулан


По утверждению ученых, Учкулан был основан в 1395–1396 годах. Там, на юге России, где реки Учкулан и Хурзук соединяются и где берет начало Кубань, посередине трех ущелий расположился Учкулан. Если идти на юг вдоль реки Учкулан, через горный перевал Большого Кавказского хребта есть старинная дорога к Черному морю. Села Большого Карачая с соседним ущельем, с селениями долины Дууут, соединяли горные тропы, оттуда горная дорога вела в долину Теберды. В летнее время по горным тропам из Учкулана в Теберду всадник мог добраться за полдня. 

Если вдоль реки Хурзук идти на восток, можно выйти в Джылы суу в Приэльбрусье. Из Учкулана Эльбрус виден как на ладони. Селение окружают горы и скалы. Фотографии сверху получаются удивительные. Это одно из чудес природы. Потому что до Большого Кавказского хребта сплошные неприступные скалы напоминают волны. 

Название селения имеет два значения. По одной легенде, Учкулан — юч улан — три сына, три юноши, селение образовали три брата — Къоркъмаз (Бесстрашный), Джанибек/Джалмек (Сильная душа), Семен. По другой версии, село образовано на месте слияния трех рек — Хурзука, Учкулана и Кубани.

По историко-географической традиции родовые патронимические кварталы (тийре) Учкулана разделены на три: Нижний Учкулан, Верхний Учкулан и Кюн-Бет (Солнечная сторона; Солнечный склон). Селение находится на высоте 1365 метров над уровнем моря. Карачаевские селения делились на родовые кварталы. В Учкулане таких родовых (фамильных) кварталов много. (Речь о них пойдет ниже.)

После присоединения Карачая к России (1928) хозяйства горного Карачая начали подниматься, в связи с этим остро ощущалась нехватка земли. В Учкулане, по средним подсчетам, на одного человека приходилось 0,12 десятины земли.

Сельчане, получившие свободу после отмены крепостного права (в Карачае — в 1868 году), не имели земли в собственности, поэтому начались недовольства. Администрация, орган царского управления в 1829—1864 годах, земли, принадлежавшие карачаевцам, а теперь казенные, начала возвращать обратно, и стали образовываться новые поселения. Их стали называть Новый Карачай. А прежние селения называли Большой Карачай или Старый Карачай.

Так как Учкулан находится в середине трех ущелий, в середине XIX века он стал административным центром. После провозглашения советской власти и до конца ноября 1943 года он был в статусе районного центра. 

В Большом Карачае народные праздники проходили по четвергам на рыночной площади Учкулана. В базарный день за покупками приезжают казаки и горцы с других мест, карачаевцы продают скот, шерсть, мясо, мед, древесину, бурки, войлочные ковры и т. д. 

Базар находился в нижней части Учкулана по обоим берегам реки Большой Хурзук. На левом берегу продавали скот, на правом все остальное. 

Здесь, около правления, на специальном камне, где объявлялся сбор (камень глашатая?), люди с хорошими голосовыми данными оглашали новости для сельчан и гостей, приехавших на базар. Так в то время глашатай заменял радио, телевидение, газеты, журналы и интернет. 

После завершения торговли на базарной площади играла гармошка, начинались народные танцы, пели песни, проводили спортивные соревнования. 

Итак, начиная с 70-х годов XIX века Учкулан был рабочим и торговым центром, объединявшим все селения Большого Карачая. 

В 1865 году на должность пристава Эльбрусского округа, куда входил и Большой Карачай, был назначен капитан Николай Григорьевич Петрусевич. Проработав на этой должности пять лет, он в 1871–1878 годах в чине полковника стал во главе Баталпашинского уезда. 

Пристоп (пристав) Карачая Н. Г. Петрусевич хорошо изучил страницы истории, традиции, жизнь и быт карачаевцев и написал впоследствии научные работы про этнографию и традиционный народный суд (тёре). Он изучил карачаевский язык и с карачаевцами общался на их родном языке. Так как у него была привычка смотреть на собеседника поверх очков, горцы меж собой в шутку прозвали его Зукку пристоп (букв. «косоглазый пристав»). Он знал о своем прозвище и не обижался на него. Из дореволюционных руководителей Карачая не было более уважаемого человека. За честность, за правдолюбие, за отношение к народу полюбили его карачаевцы. 

Николай Григорьевич сделал много хорошего в этой должности. Под его руководством строились первые школы, больницы, здания сельского правления, дороги и мосты. В гимназиях Ставрополя, Нальчика он выбивал места, чтобы учились талантливые дети, карачаевцам, собравшимся в хадж в Мекку, помогал оформлять бумаги.

В 1878 году в чине генерал-майора Николай Григорьевич был направлен на новое место службы в Туркменистан и умер там в 1880 году в декабре. Услышав горькую весть о его кончине, карачаевцы и казаки отправились туда, привезли его тело и похоронили в православной церкви станицы Пашинка с большими почестями. Карачаевский народ до сих пор помнит и чтит его. В последние годы памятник Н. Г. Петрусевичу был установлен в столице Карачаево-Черкесской Республики.

В 1870-х годах XIX века в Учкулане были построены первые больница и аптека. Чуть выше этих зданий в 1878 году заработала первая государственная школа, до этого в Карачае были только медресе, где обучали азам религии. 

В 1937 году была построена первая гидроэлектростанция, и в селениях Большого Карачая — Картджурт, Хурзук, Учкулан — зажглись электрические лампочки.

В 1942 году во время Великой Отечественной войны в Учкулане функционировали три школы: средняя, семилетняя и для младших классов. В средней школе обучались 800 учеников. В 1941 году в Учкулане было семь мечетей, водяная мельница и семь колхозов, выращивающих крупный и мелкий рогатый скот.


Патронимические кварталы Учкулана 

Если спросить любого карачаевца: «Какая земля дороже всего на свете для тебя?» — он не задумываясь ответит: «Три ущелья Большого Карачая». А на вопрос: «А среди трех ущелий которое ближе сердцу?» — ответит: «Кюн-Бет (Солнечная сторона) селения Учкулан».

Если человек хорошо знает Учкулан, скажет: «Ай, правду говоришь, сам, наверное, будешь из рода Семеновых?» Чтоб быть объективными насчет красоты горного ущелья Кюн-Бет и другой информации про Учкулан, мы обратились к известному ученому-этнографу Ибрагиму Шаманову и вместе составили карту родовых кварталов Учкулана. По словам ученого, в конце 1897 года ученые и путешественники были с экспедициями в Карачае и на основе историко-этнографических исследований опубликовали научные статьи. Существенные из них — труды А. Н. Дьячкова-Тарасова и В. М. Сысоева. Это очень основательные и скрупулезные научные труды о жизни и быте карачаевцев. 

По данным учебника истории 1897 года, полеводческие и сенокосные угодья Учкулана расположены между каменных глыб и каменных оград и поливались из оросительных каналов. В конце XIX века старшиной села был Алботов. В начале XX века упоминается имя Хаджи-Махмута Байчорова. Архивные документы, связанные с Учкуланом и дошедшие до нас, датируются 1871 годом. При составлении названий родовых (фамильных) кварталов мы опирались на эти документы. 


Фамильные кварталы Учкулана 

В Большом Карачае черты характера той или иной фамилии можно было угадать по кварталу проживания. Длина родовых кварталов в среднем составляла 7 верст. В Нижнем Учкулане было 13 кварталов, остальные 22 родовых квартала располагались в Кюн-Бет и Верхнем ущелье Учкулана. По статистическим данным, существовало 800 дворов, в 1898 году количество сельчан достигало 6820 человек.

Как и в Карджурте и Хурзуке, в Учкулане нет квартала богатых биев. Учкулан был образован узденями. Большинство родов — выходцы из трамовцев и наурузовцев, из рода Будиана представителей меньше всего. 

Родовые кварталы Нижнего Учкулана: 1) Аджиевы; 2) Кипкеевы; 3) Каитовы; 4) Кочкаровы; 5) Коркмазовы; 6) Джанибековы (Джалмеклары).

На правом берегу реки Учкулан находятся кварталы Коркмазовых и Джанибековых. Как говорилось выше, в конце XIX века здесь открылся первый базар в Карачае, он находился чуть ниже квартала Коркмазовых. С тех пор один из атауулов (ветвей) Коркмазовых носит название Базарчылары, подчеркивая их способность к торговле. 

У Коркмазовых (ветвь Эчкибашлары) находятся могила родоначальника Трама, его сына Гиназа, его внуков Большого Коркмаза, Джаная, Соги.

7) Байрамкуловы; 8) Гаппоевы; 9) Кобаевы.

Так как квартал Кобаевых и часть квартала Ёзенчиевых примостились у подножья горы на западной стороне, в тени, отбрасываемой горой, три месяца в году лучи солнца к ним не попадали. Поэтому их прозвали Кюнтиймезлери (Неженками). Однако в самые жаркие дни лета воздух здесь был просто волшебным…

10) Акбаевы; 11) Алботовы; 11А) Темрезовы (двор).

В первое десятилетие XX века существовали дворы Адурхановых, Гюзюевых, Курмановых, Хаджилаевых.

12) Бостановы; 13) Биджиевы.

Фамильные кварталы Биджиевых и Бостановых располагались рядом на просторах между Нижним и Верхним Учкуланом. Вокруг этих кварталов есть земля, отведенная под пашню, и луга. Есть каналы с водой, которая орошает эти земли. Река, которая течет в Учкулане между Биджиевыми и Семеновыми (ветвь Бычаксызовы), считается самой чистой на этих землях. Напротив этих кварталов на левом берегу Кубани располагается Кюн-Бет. 

Фамильные кварталы Кюн-Бета: 14) Абаевы; 15) Эркеновы; 16) Байчоровы; 17) Дотдуевы; 18) Долаевы; 19) Абайхановы (двор); 20) Текеевы; 21) Тамбиевы.

Ближе к берегам Кубани расположились кварталы Текеевых и Тамбиевых. Эту местность еще называют Кылды (букв. «мокрый»). Мост с глинистым покрытием — Кылды кёпюр, — перекинувшись через Кубань, соединяет правый и левый берега Учкулана.

22) Семеновы (ветви Хыджи, Айдабул, Белкъау, Гурпай, Зака, Къабдырмаз); 23) Шидаковы; 24) Батдыевы; 25) Каппушевы.

В стороне Кюн-Бет в селении Учкулан можно увидеть природное чудо. В период солнцестояния в кварталах Семеновых и Тамбиевых солнце встает два раза. Как? После восхода солнце прячется за гору, затем показывается со стороны горы. Поэтому люди этих двух кварталов встречают восход солнца два раза в сутки. 

Известный народный певец Карачая сын Унуха Семенова Исмаил родился в квартале ветви Хыджи и жил там до переселения. Сегодня в месте, где располагались шесть фамильных кварталов Семеновых, сохранился единственный дом, как памятник роду и давно ушедшим дням.

Сын Исмаила Джырчы Азрет Семенов в своем рассказе про Учкулан «Орта илипин» («Средний оросительный канал») о родовых кварталах Кюн-Бета пишет: 

Как утверждает внук Семенова Калтура, Семенов Хусейин хаджи, отец силача Хасана из рода Семеновых, умер в 1936 году, прожив больше 100 лет. Первым в Кюн-Бете, на правом берегу Кубани, обособившись от Коркмаза и Джанибека, построил свой дом Семен. 

В те времена ущелье было заполнено густым лесом. И Семен построил свой дом посередине этого леса из бревен. Там же расчистил землю под пашню. Его девять сыновей жили рядом с ним на солнечной стороне, так образовался фамильный квартал. В Верхнем ущелье, чтобы закрепить земли за собой, построил дома для своих сыновей — Тинибека (Бычаксыз), Джиджиу, Мырзачыка.

Могилы большого Семена и его девятерых сыновей находятся у Шидаковых, в землях, ранее принадлежавших Семеновым, на их старом фамильном кладбище. 

Через некоторое время в Кюн-Бет пришли и обосновались Тамбиевы, Текеевы, Долаевы. Позже к ним присоединился Шидакъ. Последним был построивший дом у подошвы горы между двумя ручьями Каппуш (Гаппуш). По народным преданиям, потом к ним присоединились Батдыевы (Батды был сыном Каппуша).

Существует еще одна легенда, связанная с Кюн-Бет. Карча, который шел через земли Учкулана в сторону долины Дууут, воткнул свой посох с железным наконечником в землю и сказал:

— Здесь, из этой земли пробьется вода — источник жизни. Тем, кто обоснуется здесь и будет пить эту воду, будут дарованы счастье, достаток, и род их не прервется, пока будет течь эта вода. 

Сын Адурхая подумал: «Неспроста Карча так сказал» — и начал ковырять землю, где был воткнут посох. Тут же родниковая вода выбилась наружу. Построил сын Адурхая каменный мост через ручей, расчистил место для своего коня, разжег огонь и поставил вариться мясо. Роды, которые берут начало из рода Адурхая — Байчоровы и Эркеновы, — обосновались здесь, их дворы располагались у родника. 

Есть доля истины в этом предании. Одним из богатых и успешных людей Карачая был Тилмек Байчоров. В 1898 году историк В. М. Сысоев в научной работе, посвященной Карачаю, перечисляет землевладельцев Учкулана. В его работе указывается, что Байчоров был очень богатым человеком, не только в Учкулане, а во всем Карачае. В его землях в Теркской области (около Кисловодска), купленных за 3000 рублей, насчитывалось 1500 лошадей, 600 голов крупного рогатого скота, несколько тысяч овец и коз, 300 ульев. Большая семья Тилмека Байчорова состояла из 60 человек, и они ели из общего казана. 

Фамильные кварталы Верхнего Учкулана: 26) Семеновы (Бычаксызовы); 27) Айбазовы; 28) Шамановы (Нижние Шамановы); 29) Урусовы; 30) Гемсокуровы; 31) Шамановы (Верхние Шамановы); 32) Тебуевы; 33) Шайлиевы (откололись от Джанибековых и образовали новую фамилию); 34) Кечеруковы; 35) Чегемлиевы; 36) Текеевы (семья Джаубаевых); 37) Акбашевы; 38) Хабичевы; 39) Сылпагаровы (на берегу отдельным островком обосновались ветви Биченчи и Добар); 40) Сылпагаровы (ветви Дженгил и Юфке); 41) Сылпагаровы (Хакоевы); 42) Семеновы (ветвь Джиджиу); 43) Мамчуевы; 44) Лайпановы (ветвь Бехте и Каназ); 45) Сюйюнбаевы; 46) Казанчиковы (одна из ветвей рода Текеевых образовала новую фамилию).

В северной теневой стороне леса обосновались: 47) Мыркаковы (двор); 48) Джантотаевы (двор); 49) Бабоевы (двор).

По количеству людей в Учкулане самым густонаселенным было Верхнее ущелье. Самым большим кварталом был квартал Урусовых. Самая большая мечеть стояла на земле Урусовых. 

Рейтинг@Mail.ru