День побелки
Лена учится в третьем классе. У неё есть двухлетняя сестричка, которую зовут Наташок. Сестричку Лена очень любит. Ещё у Лены есть бабушка, которую девочка тоже любит и которую все в деревне величают Чистая Сандра. Настоящее же имя у бабушки Александра Петровна.
Чистая Сандра каждую весну перед майскими праздниками белит дом. Чтобы меньше было паутины, не заводились клопы и другие букашки-таракашки, бабушка выбирает день побелки на старолуние.
Побелка дома — дело непростое. В этом году Сандра недели две готовилась к этому дню: раздобыла мягкую белую глину, а для ремонта печи — красную глину, из рогожи связала для побелки щётки. Вместе с сыном и невесткой они вытрясли и проветрили на весеннем ярком солнце всю зимнюю одежду, перины, подушки, одеяла. Бабушка выстирала целый лес варежек и носков из овечьей шерсти, речным песком и золой вычистила до блеска все закоптившиеся чугунки и кастрюли. Лена тоже как могла помогала.
После этих приготовлений Чистая Сандра известила соседок, что собирается белить дом, и пригласила всех, кто может помочь. В день побелки чуть свет они принялись за работу, чтобы до вечера успеть завершить начатое дело.
День выдался ясный, солнечный. Работа спорилась: кто-то белил потолок, кто-то отмывал гладкие бревенчатые стены, а кто-то красной глиной обмазывал русскую печь. Лене поручили нянчить двухлетнюю сестрёнку.
Во время работы время летит быстро: незаметно надвинулся обед.
После обеда взрослые вновь принялись каждый за своё дело, а Лену попросили вымыть посуду. Пока Лена мыла посуду, Наташок играла во дворе в песочнице.
Лена вымыла все тарелки, ополоснула их чистой тёплой водой, сложила в большой таз для просушки и выбежала к сестричке. Малышки у песочницы не было. Лена побежала в огород. В огороде копошились две курицы и стояла летняя детская коляска. Девочка, немного испугавшись, стала звать сестричку, но никто не отзывался.
Дверь дровяника была приоткрыта, и Лена заглянула туда, но около дров сестры тоже не было. Перепуганная уже не на шутку, Лена выбежала за ограду дома, и стала расспрашивать всех проходящих, не видел ли кто её сестричку. Никто ничего не мог сказать — малышка как будто в воду канула. И тогда, всхлипывая, Лена побежала домой, чтобы известить взрослых о пропаже ребенка.
Побелка дома подходила к завершению. Женщины уже мыли пол, до золотистой желтизны натирая широкие деревянные половицы речным песком.
Плачущая девочка напугала всех в доме. Женщины приостановили свою работу. Мать спросила Лену, что случилось. Лена, вся в слезах, еле смогла сказать, что потеряла сестричку. Мать торопливо вытерла руки о фартук и выбежала на улицу. На улице никого не было, только далеко, около клуба были слышны детские голоса. Мать, спеша, направилась к клубу, дочь — за ней.
Дети, играющие в ляпу, прекратили игру, однако никто ничего не мог сказать о пропавшей. Мать с дочерью, а за ними и детвора кинулись в сторону детского сада. И здесь тоже никто ничего не мог сказать о малышке.
Кто-то предложил заявить о пропаже ребёнка в милицию. Вся толпа устремились на почту, чтобы позвонить участковому милиционеру.
В это время позади послышался громкий крик. Все остановились. К ним спешила бабушка Сандра. Пожилая женщина что-то кричала, махая руками. Мать с Леной и вся толпа повернули обратно. Чуть отдышавшись, Сандра сообщила, что ребёнок нашёлся.
Все вздохнули с большим облегчением. У матери с сердца как будто скатился камень, Лена перестала всхлипывать, и детвора потихоньку разошлась.
Когда Лена с мамой и бабушкой возвратились домой, Александра Петровна повела невестку с внучкой в огород, где высокой спинкой к входу стояла летняя детская коляска. В коляске сладко спала Наташок, разрумянившаяся на свежем воздухе. Спящую малышку ничто не тревожило в такой погожий весенний день.
Видимо, девочка играла-играла, а потом устала и села в коляску отдохнуть. Тут к ней и подкрался кротким тихим лисом Сон-Угомон.