Журавль и котёнок
Дедушка Ахмеда — известный учёный-биолог. Он давно изучает жизнь животных, обитающих в наших местах, ведёт наблюдения, пишет книги. В течение года он частенько выезжает в разные места, исследует горы, леса, поля, ущелья, пещеры. Те, кто знает Хажмурата, говорят, что нет в наших краях квадратного метра, на который не ступала бы его нога.
Как-то осенью, возвращаясь из очередной экспедиции, он наткнулся в поле на журавля, который не мог взлететь. Уже смеркалось, и учёный не мог разглядеть его, но узнал по жалобному голосу. Подойдя и осторожно подняв птицу, Хажмурат ощупал её. Одно крыло было перебито. Взяв журавля под мышку, он принес его домой.
А дома у него водилась самая разнообразная живность: черепаха, ёж, белка, заяц, сова, ворона, сорока. Были и ручные птицы.
Хажмурат умело поправил перебитую кость журавля, привязал к крылу деревянную шину и посадил птицу в большую клетку, в которой раньше держал волка.
Утром проснулся Ахмед, увидел нового жильца — огромную птицу. Удивлению и радости его не было предела. Конечно, он давно привык, что в их доме живут птицы и звери, но журавля здесь видел впервые. Он все ходил вокруг клетки и рассматривал её нового обитателя.
Журавль насторожился, вытянул длинную шею, голова его дергалась, глаза бегали — все говорило о том, что он напуган. Однако подняться журавль пока не мог — рана давала о себе знать.
Ахмед все ходил вокруг клетки, хотел войти в неё и потрогать журавля, но все же немного трусил. И не мог дождаться, когда придет дедушка и расскажет ему, что это за птица. Другие отмахивались от мальчика, не хотели отвечать на вопросы: отвяжись, мол, вот дедушка придет, у него спроси, а мы не знаем, что это за птица.
— А где мой котёнок? — пристал он тогда к домашним.
— Спит на печке, смотри не разбуди его, жалко, — сказала мать.
— Я его никуда не дену, только в клетку посажу, — проворчал вполголоса Ахмед. Он стащил упиравшегося котёнка с печи и вынес в коридор.
Всех птиц и животных, которых дедушка приносил домой, Ахмед испытывал на смелость с помощью этого котёнка: кто его не боится, тот храбрец, И вот теперь мальчик решил испытать нового гостя. Надо сказать, что с этим котёнком Ахмед был неразлучен. С того дня, как он появился три месяца назад в их доме, мальчик носил малыша на руках, сажал на шею, на грудь, укладывал его в свою кровать. В тот момент, когда он пытался втиснуть котенка в клетку к птице, вошел дедушка.
— Ты что это делаешь?! — воскликнул дед.
— Хочу посмотреть, испугается моего котёнка этот индюкогусь или нет.
— Это не индюкогусь, — сдерживая смех, сказал дедушка.
— А кто же?
— Это журавль.
— А что такое журавль?
Дедушка поднял его на руки.
— А журавль — это тоже птица. Она большая, красивая, выносливая — может летать далеко-далеко. Живёт она в болотистых местах. А осенью, когда приближаются холода, журавли улетают в тёплые края. Этот наш гость тоже хотел улететь, но отстал от своих братьев...
— А он котёнка боится? — спросил Ахмед, перебивая дедушку.
— Может, и испугается: он ведь с ним незнаком.
Дедушка отпустил внука, открыл клетку, поменял воду для журавля, подсыпал ему корма и снова закрыл дверцу.
Ахмед снова принялся заставлять котенка влезть за прутья клетки. Котёнок цеплялся когтями, царапался... Долго бился Ахмед, чтобы узнать, кто же храбрее — его котёнок или журавль. Сколько раз ни вталкивал он котенка в клетку, тот, вздыбившись, поднимал хвост трубой, но с места не сходил. Журавль беспокойно вертел головой, вытягивал шею, пытался встать, снова садился и начинал быстро-быстро водить глазами из стороны в сторону.
Так и не удалось Ахмеду выяснить, кто же из них храбрее. Вскоре и журавль стал ходить по клетке, и котёнок подрос настолько, что уже не пролезал между прутьями клетки.
К концу зимы журавль совсем оправился. Он даже привык к домашним птицам и ходил вместе с ними по двору. И к котёнку он теперь привык, иной раз возил его на спине, а то сидел рядом с ним на солнце и длинным клювом перебирал его шёрстку. Ахмед больше всех радовался тому, что котёнок с журавлем подружились. Хотя так и не удалось ему выяснить: кто же из них смелее.
Котёнок был дружен и со всеми другими птицами и домашними животными: играл и ел с ними вместе. А иной раз ему надоедало с ними возиться, и он убегал к соседям.
— Смотрите, что сделал этот паразит! — кричала соседка на всю улицу. — На моих глазах уволок цыплёнка. Ну-ка, дай мне его сюда!
Ахмед прижимал к груди испуганного кота с цыплёнком во рту, боясь, что его отберут у него.
— Давай, говорю, его сюда! Я покажу твоему разбойнику, как на цыплят охотиться! — наступала на мальчика соседка.
Наконец он не выдержал и разревелся, повернулся и убежал в дом с котёнком на руках. А соседка, так же ругаясь, ушла к себе.
Но не прошло и недели, как соседка прибежала к ним снова:
— Совсем извёл моих цыплят этот проклятый кот! Где он? Попадись он мне, я бы его унесла и выбросила там, где и следа его никто не нашел бы! — кричала она, а Ахмед, сжавшись от страха, сидел у окна, не говоря ни слова о том, что дома сейчас он один.
Накричавшись, но так ничего и не добившись, соседка ушла. Ахмед дождался, когда пришли домой дедушка и другие, и рассказал им обо всём.
А кот не вернулся домой ни в этот день, ни во второй, ни в третий. И соседка не приходила больше жаловаться.
— Это дело соседкиных рук, — думали дедушка с бабушкой и родители. Но Ахмеду об этом не говорили.
— Вернётся твой кот, куда он денется, — успокаивали взрослые плачущего мальчика. Но кот не возвращался. Тогда Ахмед стал безутешен, никто не мог остановить его слёз.
— Наверно, есть во всём селе хотя бы один котёнок! Найдите и принесите ему! Нельзя же так мучить ребенка! — приказал дедушка.
Бабушка обежала всех знакомых, узнала, что соседка поймала их кота и кому-то отдала. Вдоль и поперёк прошла бабушка всё село и наконец, найдя одного маленького котёнка, вернулась с ним домой.
— Вот тебе, бабушкина душенька, твой котёнок, я нашла его, — ласково позвала она внука, протягивая ему испуганно жавшееся животное.
— Я этого не хочу, — отказался Ахмед, взглянув на котёнка, так и не протянув к нему руки.
— Почему же? Ты посмотри, какой он хорошенький, умненький, его можно выучить многому. Смотри, какой он храбрый, — уговаривала бабушка, а с ней и другие.
— У него ошейника нет, — сказал Ахмед первое, что пришло на ум.
— Что за беда, и сейчас же сделаю ему ошейник! — бабушка радостно подхватила котёнка и убежала в дом.
Через минуту на шее котёнка красовался цветастый ошейник. Тогда Ахмеду пришлось утереть слёзы и успокоиться.
С котёнком он подружился быстро. Носил его на руках, поил молоком, убаюкивал на коленях, спать укладывал в свою кровать. И с другой живностью он старался его поскорее сдружить — кормил вместе со всеми, играл, возил его верхом на журавле. И котёнок быстро привязался к мальчику, ни на шаг не отходил от него...
Только одно огорчало Ахмеда: он снова не смог определить, кто же смелее — журавль или котёнок. Кто кого больше боится — котёнок журавля или журавль котёнка. Они сдружились и играют вместе: котёнок прыгает на спину журавлю и катается на нём — это его любимое развлечение. Радости Ахмеда нет предела. Больше всех птиц и животных в доме он любит котёнка и журавля.
Как-то дедушка осмотрел журавля, ощупал его со всех сторон и, видимо, остался доволен.
— Вот теперь он сможет улететь, поправился уже совсем, — сказал он и надел на ноги журавлю кольца. На них была обозначена дата и фамилия ученого, надевшего кольцо... А однажды...
— Снова прикормился у нас этот проклятый котёнок! — с криком прибежала та же соседка. — Он вылизал из миски мою сметану!
А через день снова крик:
— Он стащил с печки мясо, что я для парня припасла, и сожрал!
Соседка пыталась поймать котёнка, но тот убегал под срезанные сухие стебли кукурузы. В конце концов он выскочил оттуда и взобрался на огромную акацию.
— Вот слезешь — убью, пусть меня бог накажет, — женщина размахивала толстой суковатой палкой.
Мальчик с испугом следил за ней, но сказать ничего не смел. И даже не заметил, что куры и гуси зашли в огород.
Что касается котёнка, тот был перепуган насмерть и сидел на самой верхушке. Женщина все ещё стояла под деревом, грозя ему своей палкой, и ни на минуту не прекращала брани.
— Иди сюда, сбей с дерева этого гаденыша, — позвала она тогда своего сына, который на крики подошел к ограде. — Каждый день он у меня что-нибудь ворует! Вчера — сметану, позавчера — молоко, сегодня — кусочек мяса, который я для тебя приберегла. Возьми вот палку и сбей его к чёртовой матери, — подзуживала она сына.
Здоровый детина молча подошёл к матери, взял у неё палку, покрутил её и запустил в котёнка. Котёнок кубарем скатился с дерева, куры в испуге разлетелись в разные стороны. Но на землю котёнок так и не упал. Журавль поднялся, распластал крылья и поймал его на лету. И полетел. Ошарашенные, следили за ним и соседка с сыном, и Ахмед.
Журавль поднимался все выше, неся вцепившегося в спину когтями котенка. Скоро он догнал пролетавшую стаю и присоединился к ней. Все молчали, пока клин не скрылся за облаками. Тут Ахмед опомнился, разревелся и убежал из огорода. А соседка с сыном, потрясённые увиденным, молча повернули к себе домой.
— Моего котенка сбили с дерева палкой, а журавль подхватил его крыльями и унес, теперь они спрятались вон в том облаке, я сам видел, они соседей боятся! — сквозь рыдания говорил мальчик.
Спустя три месяца после этого случая дедушка получил телеграмму: «Дорогой мой друг Хажмурат, мы с тобой занимаемся одним и тем же делом, потому и спешу тебя обрадовать. Недавно я был в экспедиции у моря, изучал, как зимуют журавли... Среди пойманных там птиц оказался тот экземпляр, которого ты окольцевал. Мы за ним следим все время. О своих исследованиях мы сообщили работникам телевидения, так что смотри следующий выпуск передачи „Очевидное — невероятное“». Хажмурат с внуком не могли дождаться того дня.
Наконец в назначенный час они уселись у телевизора. Море, ворча, билось о скалу. Берег так и кишел журавлями, дикими утками и гусями, другими птицами. Одни плавали в воде, другие ныряли и доставали себе корм. Среди них осторожно передвигались исследователи. Пойманным птицам надевали кольца на ноги и отпускали. Камера двигалась дальше...
Неподалёку от этого птичьего базара сидел одинокий журавль. На спине eго — маленький чёрный комок. Журавль погружал в воду длинный клюв, доставая то рыбёшку, то ещё что-то, поворачивал голову и протягивал котенку. Тот осторожно брал еду и мигом проглатывал.
— Дедушка! Вот мой котёнок! И журавль наш! Смотри, дедушка, он его кормит! Нашлись!..
Радостным возгласам ребёнка не было конца. Дед молча встал, подошел к телефону:
— Алло! Аэропорт? Мне бы в Сухуми улететь... Есть ли билеты? Вместе с внуком. Шесть лет. Спасибо.
Когда дедушка с внуком приехали к ученым, те страшно обрадовались.
— Я послал тебе телеграмму, чтобы рассказать про это чудо, — сказал дедушкин друг.
— Бесконечно благодарен тебе за это, — ответил дедушка. — Если бы не ты, мы бы никогда не нашли котёнка моего внука. И не увидели нашего гостя — журавля, который унёс его с собой. — Дед с внуком переглянулись, улыбнулись друг другу. — Где они?
— Пойдёмте! — учёные повели их за собой.
Здесь, куда ни глянь, берега было не видно под птичьими стайками. Мальчик восторженно смотрел вокруг и думал: «Где же мой журавль, где мой котёнок?» — он шагал быстро, сердце его колотилось.
— Вот он! — закричал, наконец, мальчик. — Вот он, точно как в телевизоре, котёнка кормит!
— Ну вот, Ахмед, мы его и нашли, теперь можешь не беспокоиться, — радостно сказал дедушка.
Учёные на лодке подплыли к журавлю и пригнали его к берегу. Дед с внуком бросились к нему и первым делом взяли котёнка. Ахмед со счастливым лицом прижимал своего любимца к груди. А дедушка, изумленный, рассматривал своего недавнего гостя — журавля.