На Байкал и сразу обратно

Автор:
Дарима Самбуева (Башкуева)
Перевод:
Дарима Самбуева (Башкуева)

На Байкал и сразу обратно

 

Этой осенью Зоригто с Булатом пошли в первый класс. Теперь каждое утро они с рюкзачками за спиной идут на другой конец села. Там стоит дом с большими светлыми окнами — школа.

В просторном классе ребят встречает Ольга Баировна, их первая учительница.

Неразлучные друзья Зоригто с Булатом и в школе сидят за одной партой. Они учатся писать буквы, запоминают цифры. Но ещё больше любят рассказы Ольги Баировны. Это старинные легенды, которых они никогда не слышали, или случаи из жизни.

Сегодня Ольга Баировна повесила на школьную доску картину. Загадочную картину. На ней волны бьются о берег. Похоже на Могойто-нур летом. Но зимой по льду озера они катаются на коньках. Странно, деревья и камни на картине в снегу и во льду, а волны бегут, как летом...

Дети озадаченно смотрят на учительницу. Ольга Баировна обращается к Зоригто и Булату, отличникам на первой парте.

— Волны моря или океана бьются о берег на этой картине? Кто ответит?

Друзья во все глаза рассматривают картину, пытаясь в завитушках волн угадать название. И почему это волны на ней не замёрзли?

Вдруг Зоригто поднимает руку. Учительница чуть кивает головой.

— Кажется, здесь изображен Байкал, — тараторит он, с надеждой глядя на Ольгу Баировну.

В классе словно зашумели волны: ребята вслух перебирают имена рек и озер, но в первую голову — названия ближних речек и знакомого озера.

— Ответ верный. Ребята, на картине изображен Байкал. Это самое глубокое в мире озеро. Вода в нем самая чистая на свете. Байкал — богатство нашего края. Ребята, вы не зря вспомнили водные русла Бурятии — 336 рек и речек несут свои воды к Байкалу, — говорит учительница.

— Молодец, Зоригто! Можешь садиться. Догадался или бывал на Байкале? — спрашивает Ольга Баировна.

Дети ждут, что ответит Зоригто.

— Я слышал разговор взрослых, — не сразу отвечает он. — Я понял, что Байкал очень глубокий и в нём много воды. Поэтому он замерзает поздно зимой. Когда наши речки и озера покрыты льдом и на них давно катаются ребятишки, Байкал ещё несет свои волны.

Ольга Баировна довольна ответом ученика:

— Зоригто сегодня молодец. И в самом деле, Байкал покрывается льдом в середине января. Лёд может достигать толщины больше метра. В Байкале обитает омуль и живёт нерпа. Они тоже богатство нашего края, — этими словами учительница заканчивает урок.

По дороге домой ребята задирают отличившегося Зоригто. Но Булат обнимает друга за плечи и вспоминает слова Ольги Баировны: целых триста с лишним рек и речек несут свои воды к Байкалу! И невольно сравнивает его с Могойто-нур. Получается, родное озеро ничуть не уступает далекому морю. В него также впадают много маленьких речек и даже чудесный родник с кристально чистой и вкусной водой. Рыбаки на его берегу тоже рыбачат круглый год.

После обеда одноклассник Дамба предлагает поиграть.

— Не забудьте взять санки! — кричит Булат. — Если получится, прокатимся до Байкала!

— Как это так? До самого Байкала!? — в один голос удивляются Марина и Долгор.

— Там видно будет, — серьёзно отвечает Булат.

— До встречи! — дети расходятся по домам.

В назначенный час издали слышен лай. Лайка Янгар бежит рядом с хозяином — Зоригто скользит на лыжах. Его уже ждут, сидя на санках, неразлучные подруги Марина и Долгор. Немного погодя, пыхтя, появляются Булат и Дамба с санками за плечами.

— Эй, Булат, ты обещал прокатить нас до Байкала… — ехидничает Марина.

— Конечно, прокатимся! — не смущается Булат. — Только надо представить, что наш Могойто-нур — это Байкал. Понесёмся на запад по ледяной речке. Она и приведёт нас к Байкалу, — размахивает руками командир похода.

Лыжника Зоригто он ставит во главе группы, за ним пристраивает Дамбу с санками и обращается к Марине:

— Сядешь к Дамбе в сани. А я повезу Долгорку. Лишние санки привяжем к главным. Всем всё понятно?

Ребята послушно строятся в колонну, только Янгар нарушает строй, с лаем бегает вокруг, играючи зарываясь в мягкий снег.

Зимнее солнце незаметно скатилось на край небосклона. Короткий серый день подходит концу.

Но Зоригто упорно прокладывает лыжню. Следом Дамба, пыхтя, везёт на санках Марину. За ними дружной парой топают Булат с Долгор.

Снег перестал искриться, холодный ветер хлестнул по лицу. Верный Янгар неотлучно бежит за ребятами.

— Я видел в одной книжке картинку, — на ходу вспоминает Булат, — там путешественники сквозь мороз и снег шли на лыжах к Ледовитому океану, а он находится далеко на севере. Мы идем так же, как они.

Но никто не отвечает Булату. Девчонки время от времени слезают с санок, бегают рядом с тропой, чтобы согреться.

Отважная пятёрка наконец-то достигла берега Могойто-нур. Ребята бросают лыжи и санки и выходят на лёд озера. «Ура-аа!» — друзья радостно жмут друг другу руки.

— Завтра на уроке расскажем Ольге Баировне про наше путешествие на Байкал, — всегда молчаливый Дамба победно машет рукой.

— Это Зоригто указывал путь. Вот мы и добрались до нашего озера, — говорит Марина.

— Нет, мы дошли до Байкала! — перебивает подругу Долгор. — Как договаривались!

— Ух ты! Долгор, у тебя щечки побелели, — замечает Зоригто и натирает ей лицо снегом. Долгор пищит.

— Теперь мы живем у Байкала! — торжественно говорит Булат.

Ребята кричат. Янгар лает. Зоригто кладет лыжи на плечи и идёт в сторону села. Ребята гуськом потянулись за ним. Ветер заметает тропу. Ребята и даже Янгар держатся кучкой, хоть и сильно ­устали.

Надо будет спросить у Ольги Баировны, почему дорога домой всегда короче.

Рейтинг@Mail.ru