Бабочки на льду
Однажды, в конце мая, я отправился по работе в город Бабушкин, расположенный рядом с Байкалом. Он находится примерно в двухстах километрах от Улан-Удэ. Хоть и не такое уж это далекое расстояние, но люди, приезжающие оттуда весенней порой в наш город, обычно поговаривают:
— Весной мы трижды любуемся цветением черемухи, вы же, улан-удэнцы, — всего только раз... Поэтому приезжайте к нам в гости в мае — увидите необыкновенные чудеса природы. Порадуетесь еще раз, глядя на Байкал...
И правда, как хороша весна с запахами белоснежных цветов черемухи, ярко-розового багульника, со звонко звучащей песней кукушки! Наш Улан-Удэ, в отличие от окружающих Байкал городов и поселков, с северной стороны закрыт горами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, песчаные склоны которых прогреваются солнцем, оттого черемуха цветет здесь чуть раньше, а улицы и площади утопают в пышном белом яблоневом цвету. Поэтому те, кто часто ездят из Бабушкина в Улан-Удэ на электричке, в первый раз видят начало цветения черемухи в Улан-Удэ, через неделю — в Кабанске*, а спустя еще неделю цветы черемухи радуют глаз уже в их собственном дворе. Ведь это интересно и так мило сердцу, не так ли? Повторяюсь: расстояние между тремя указанными пунктами — всего каких-то двести километров, а не тысячи…
...В мае на берегу Байкала довольно прохладно. И не без причины — знаменитое сибирское море в эту пору еще не освобождается от серебристо-белого льда. Поэтому мчащаяся с юга весна, закусив удила, по мере приближения к этим краям сбавляет свой бег. При выезде из Улан-Удэ я любовался цветением черемухи, однако по мере продвижения на запад цветущие пейзажи исчезли, а после Боярска** я ощутил холодное дыхание седого старика Байкала (какое уж тут цветение черемухи!). Как только приехал в Бабушкин и вышел из электрички, сразу очень замерз — дул холодный, похожий на мартовский ветер со стороны ближних гор, на склонах которых лежал еще нетронутый белый снег. От этого казалось, что ожидаемая со дня на день летняя пора уже никогда не придет.
Наступило завтра. По сравнению со вчерашним днем было теплее. Я уже завершил дела и собрался обратно в Улан-Удэ, но до отправления электрички еще было время, поэтому я отправился на берег Байкала — шум его волн слышался совсем близко. И вот он передо мною — настоящее сокровище земли российской. В начале лета его сильные волны, толкая и тесня друг друга, пытаются сломать прибрежные толстые льды, похожие на остроконечные здания и дворцы. Байкал как бы говорит: «Дорогой мой, ты уж прости меня, но я еще не освободился ото льда». Яркое солнце поздней весны рассыпается на тысячи маленьких солнц на вершинах ледовых нагромождений, застывших в виде то ножей с острыми лезвиями, то остроконечных мечей, — кажется, они ни в чем не уступают в красоте ледовому дворцу из сказки «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. И вдруг… я вижу неизвестно откуда появившихся двух больших бабочек — прижимаясь друг к другу, они покружились вокруг меня и опустились на ровный лед рядом с «дворцом Снежной королевы», которым я только что любовался.
О, какое удивительное явление! На льду — бабочки! Где же, кто видел что-нибудь подобное?! Тут же возник страх, что, глядя на этих двух веселых, бесшабашных бабочек, дерзко отрицающих установленное природой правило, рассерженная Снежная королева коснется их своим ледяным дыханием и превратит в безжизненных, застывших существ.
Но всему должно быть свое время. Никому и ничему не победить силы вечно мирного Солнца, никому и ничему не победить и силы Любви двоих, нежно ласкающих друг друга!.. И седой старик Байкал, успокоившийся в это время, казалось, греет под лучами яркого солнца спину, вальяжно встряхивая свое онемевшее от долгой спячки уставшее тело. Бабочки, что-то вы долго засиделись на льду! Любуясь ими, я вдруг вспомнил, как когда-то в конце телевизионной программы «Время» передавали прогноз погоды под музыку песни Раймонда Паулса «Бабочки на снегу». Я тогда недоумевал: «Разве бывают бабочки на снегу?» А сейчас, напевая мелодию и слова этой песни, хочется вместо «Бабочки на снегу» петь «Бабочки на льду»...
Действительно, в природе иногда происходят очень интересные явления — она развивается по своим законам, мы же чаще всего не замечаем многих любопытных фактов. После затяжных осенних дождей листва деревьев желтеет, наступает золотая осень. Листья продолжают падать, пока однажды кроны деревьев совсем не поредеют. На краткий миг приходит поздняя осень, а однажды утром проснешься — на улице уже лежит легкий пушистый снег. Так происходит встреча осени и зимы. Или когда весна, пробуждаясь после долгого сна, весело распахивает зимние покрывала, а на солнцепеке всё больше чернеют склоны гор и везде появляются проталины. В эту пору возвращаются с юга первые птицы: турпаны, галки. Так в наших краях выглядит перекресток дорог, где встречаются зима и весна. Но как же тогда бабочки... сидят на льду?! Ведь лед — главный символ зимы, от него веет холодом и вечной мерзлотой, а бабочки — прекрасная примета летней поры. Да, так и есть. Значит получается, что я побывал на берегу Байкала — на месте встречи зимы и лета (чуть-чуть дотронувшись до них и даже сумев перешагнуть через существующее между ними пространство — через Весну). Как бы то ни было, я думаю именно так, и на душе у меня становится легко и радостно...
* Кабанск — поселок, находящийся в 100 км от Улан-Удэ.
** Боярск — станция на востоке от озера Байкал.