Тысячи
литературных
произведений на59языках
народов РФ

Четыре креста

Автор:
Георгий Грязев
Перевод:
Георгий Грязев

Четыре креста


Село Бураново Малопургинского района Удмуртской Республики известно далеко за пределами родникового края благодаря обаятельным «Бурановским бабушкам», которые в 2012 году на «Евровидении» в Баку вызвали настоящий фурор, заняв II место в этом престижном песенном конкурсе Старого света. Но, оказывается, не только талантливыми народными артистами знаменито это старинное удмуртское село. Заслуживает внимания и солдат с казачьими усами и бравой выправкой, участник знаменитого Брусиловского прорыва времен Первой мировой войны, полный кавалер Георгиевских крестов Яков Фролович Байсаров.

…Двухэтажный дом Туктаревых стоит посреди села Бураново как раз напротив сельского клуба, где часто дают свои концерты знаменитые «Бурановские бабушки» (сегодня это коллектив называется «Бабушки из Бураново»). На первом этаже деревянного дома тепло так же, как внутри вязаных шерстяных бабушкиных варежек. В морозное январское утро хозяйка дома Анастасия Яковлевна от души натопила печку. Невысокого роста, с любопытными глазами, она садится на скамейку у побеленной стороны печки, и ее любимая кошка мохнатыми лапками и пушистым телом тоже тянется к теплой печи, прижавшись к хозяйке, и обе они ощущают волны тепла, согревающие их души. 

Проводное радио ведет свою безостановочную работу, сообщая каждый час всё новые и новые известия, а старые настенные часы без кукушки своим монотонным тиканьем отмеряют летящее время…

Этот размеренный сельский ритм жизни нарушил наш визит. С Анастасией Яковлевной мы договорились о встрече заранее, и нас с порога «встретил» герой будущего телевизионного сюжета.

Он смотрит на нас со стены. Чуть пожелтевшая от времени фотография в деревянной рамке висит в красном углу кухни. Мужчина преклонного возраста, с подсеребрёнными сединой волосами и пышными усами не сводит с нас глаз, держит в поле своего внимания — словно «на прицеле». Он в черной рубашке-косоворотке, все пуговицы плотно застегнуты, а на груди красуются четыре Георгиевских креста и одна медаль «За Победу над Германией». Про себя я подумал: «Да, точно, полный кавалер. Настоящий вояка. А про него никто и не знает».

Яков Фролович Байсаров с семьей
© ОГИ, Юлия Радиловская
1 / 1

На фотографии — Яков Фролович Байсаров. В 1912 году 18-летнего молодого человека из деревни Козлово (там он родился) забирают в царскую армию. Через 24 месяца начинается Первая мировая война с германскими империалистами. Яков Байсаров попадает в район Карпат, воюет и громит врага под командованием знаменитого генерала Брусилова. Удмуртский парень был метким артиллеристом, не раз показывал примеры отваги и мужества. Во время боевых операций его пушка всегда была на самых опасных участках фронта, помогала пробивать бреши в оборонительных рядах германцев и открывала дорогу российским солдатам для наступления. 

Четыре креста за красивые усы не дают. В дореволюционной России Георгиевский крест среди солдат и офицеров ценился высоко. Каждый из них надо было заслужить кровью и потом, преодолевая тяготы и лишения, теряя своих товарищей. 

До середины 1950-х годов полных кавалеров Георгиевского креста, уроженцев удмуртской земли, можно было сосчитать на пальцах одной руки. Их знали краеведы, историки, журналисты; если позволяло здоровье, они посещали различные торжественные мероприятия, встречи, о них снимали передачи на телевидении и радио. В этом коротком списке Я. Ф. Байсарова не было. Возникал вопрос: «Почему?»

Оказывается, о четырех его заслуженных крестах мало кто знал, молчал о них сам Яков Фролович. 

Георгиевский крест появился в 1807 году — им награждались солдаты за мужество и героизм, проявленные на поле боя, при штурме крепости или за победы в морском бою. У креста четыре степени, самой высшей и уважаемой наградой считается Георгиевский крест I степени. Известно имя первого награжденного — это Егор Иванович Митрохин, унтер-офицер Кавалергардского полка, удостоен Георгиевским крестом после боя у Фридланда (Пруссия) 14 декабря 1809 года — «за умелое и храброе выполнение поручений». Фридланд — нынешний город Правдинск.

Всеми четырьмя Георгиевскими крестами были награждены многие известные военачальники и полководцы. Среди них С. М. Будённый, А. И. Ерёменко, И. В. Тюленев и другие. Звание георгиевского кавалера также носили Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков, Р. Я. Малиновский, К. К. Рокоссовский. Две уроженки Удмуртской Республики — кавалерист-девица Надежда Дурова из Сарапула (ныне город в Удмуртской Республике) в годы Отечественной войны 1812 года и ее землячка Антонина Пальшина во время Первой мировой войны — также были награждены Георгиевскими крестами.

А передо мной фотография другого отважного солдата Первой мировой. Это последний снимок Якова Фроловича, сделанный в 1956 году. Как стало известно родственникам, до 1953 года историю о награждении четырьмя Георгиевскими крестами Я. Ф. Байсаров держал в тайне даже от самых близких людей. Его дети и не подозревали, что их отец — герой. Анастасия Яковлевна вспоминает:

— Оказывается, свои кресты отец хранил в прямом смысле этого слова в земле. Каждая уважающая себя удмуртская семья старается содержать семейную куалу — языческое родовое молельное место. Это небольшое деревянное здание с земляным полом, без потолка и дымохода, где в середине установлен очаг. Там во время языческих религиозных праздников мы, как и наши предки, готовим ритуальную кашу, а в обычные дни эта постройка используется в хозяйственных целях. 

В куале, перед самым выходом, у порога, как я помню, всю жизнь лежала обычная доска. На нее наступали все, кто заходил в это священное молельное место для совершения ритуала. Свои награды отец спрятал после Октябрьской революции именно под этой доской, а откопал только после смерти Сталина.

Сегодня приходится лишь догадываться, почему Я. Ф. Байсаров поступил именно так. 

В 1917 году начались недовольства, волнения. После свержения царя Николая II у Якова Байсарова в родной деревне и в соседнем селе сразу появилась свора завистников. Голодранцы и откровенные лентяи, которые умели только горлопанить, стали указывать пальцем в сторону Якова Фроловича: «Вот он воевал за царя! Это мы точно знаем! Вся грудь была увешана крестами. Значит, у него должно быть и золото!»

Что делать в такой ситуации? Где искать правду? Кто поверит словам отставного солдата в период неразберихи и безвластия? Вот тогда Яков Фролович принял единственно правильное, на его взгляд, решение: все кресты закопать. Взял льняной материал, аккуратно завернул в него свои награды, документы и фотографии, и зарыл их под доской в куале. Он точно знал, что никому в голову не придет искать царские регалии в молельном доме, тем более в земле. 

Яков Байсаров о своих наградах молчал как рыба. Прошедшие годы не пожалели их — все документы и фотографии превратились в труху, ленты Георгиевских крестов сгнили. Остались только сами металлические кресты и колодки. 

В 1929 году семью Байсаровых признали кулаками. Конфисковали всё нажитое имущество, а детей, стариков и взрослых выгнали из нового дома. Завистники отомстили «царскому отщепенцу». Во вновь образованном товариществе по совместной обработке земли у десяти его членов не нашлось даже посевных семян. Где взять? У большой семьи Байсаровых, которые денно и нощно гнули спины на своем земельном участке, нашли так называемые излишки. Так они оказались в списке кулаков. Но Большой Инмар, удмуртский верховный языческий бог, помог Байсаровым — их не успели увезти из Удмуртии и переселить в другой регион огромной России. 

Немало пришлось пережить и его дочери Анастасии Яковлевне. И в школе, и в институте молодую девушку нередко называли «кулацким выродком». Любое обидное слово, словно ржавый предательский штык, вонзалось в ее нежное сердце. Несмотря на такие выходки соучеников, Анастасия Яковлевна осталась добрейшей души человеком, стала прекрасным педагогом, всю свою энергию и силы отдавала детям, чтобы они каждый день узнавали что-то новое, интересное, полезное и стали достойными гражданами своей деревни, села, района, республики и страны. 

Анастасия Яковлевна Туктарева гордо носит звание «Заслуженный учитель Удмуртской АССР». Ее супруг — участник Великой Отечественной войны, офицер, награжден несколькими боевыми наградами, он продолжатель славных традиций своего тестя Якова Флоровича.

Как говорили наши святые отцы, если тебе делают плохо, ты всё это оберни добротой и милостью. Может быть, с такой мыслью и прожил свою жизнь полный Георгиевский кавалер Яков Фролович Байсаров, которого я видел только на фотографии. Мне так хотелось хоть минуту постоять рядом с ним, пожать его мужественную руку и сказать спасибо — «Тау!»

Да, сегодня удмуртское село Бураново известно во всем мире благодаря «Бурановским бабушкам». А люди поют там, где хорошо работают, где уверены в завтрашнем дне и где надежно защищены их тылы. Я уверен, что и «бурановский дедушка» Яков Байсаров внес свою яркую лепту в историю своего родного села, чтобы оно стало самым поющим в Европе. 

Без таких людей не было бы великой Победы в Великой Отечественной войне! И, наверное, на этот белый свет не родился бы и я…Четыре креста

Рейтинг@Mail.ru