Пассь пӯдзэ соāменҍ Куэлнэгк нёāркэсьт
Пассь пӯдзэ баяс соāменҍ мыннӭ моāйнсэнҍ Сорванова Мыгкла Моаррьн э Юрьева Мыгкла Āннҍ. Сāмь
тула воāлльтэнҍ христианвуд э ллькэнҍ сōнэнҍ лле, ныдтҍшэ пырр пӯдзэгуэйм.
Кōххт шннҍтэнҍ пассь пӯдзэ: аджь лāххь аллка лубэ нӣййта пӯдзэ рьк. ррьк лāххьма адженҍ аллькэв
нммдэллэ «ажь пāррьн». Адженҍ лāххьма āллт аллькэв нммдэллэ «ажь нӣййт-āллт».
Āллт лāххьма ннӭнҍ, аллка лубэ нӣййта, аллькэв нммдэллэ «ннҍ нӣййт-āллт». ррьк лāххьма ннӭнҍ,
аллка лубэ нӣййта, аллькэв нммдэллэ «ннҍ пāррьн».
ррьк лāххьма рысст адженҍ, рысст аллка лубэ рысст нӣййта, аллькэв нммдэллэ «рысст ажь пāррьн».
Рысст ннӭнҍ лāххьма āллт, рысст аллка лубэ рысст нӣййта, аллькэв нммдэллэ «рысст ннҍ нӣййт-āллт».
Мыгкла Āннҍ моāйнэсьт: Пассь пӯдзэтҍ ев оаннма. Сыйй лӣйенҍ ӣммель пӯдзэ, сыйй лӣйенҍ лоанс гуэйкэ.
Пāссь пӯдзэ вӯйенҍ лыххцэ соāметҍ кбэнҍ.
Пӣррсэсьт кэпшт нӣййт, ннҍ коаххч рысст ннҍтӣдтӭй я āнн вкьхэ лыххцэ рысст нӣйт. Рысст ннҍ
сāррн: «Штоб лыххцэ рысст нӣйт, паенҍт сōн тӯллькан л я мунн лāхя соннӭ нӣӈӈлэсс лӯххьпэль». Тӣввтма нӣййта лубэ нызнэ, рысст ннҍ лāхе āлт. Мугка ллемнāлль лыххцэм гуэйкэ лйй соāменҍ.
Пӣррсэсьт кбптувэ пāррьшя, кōххченҍ рысст ажьтӣдтӭй. Рысст аджь пōдтал рысст аллка, ныдтҍшэ сāррн: «Штоб лыххцэ рысст альк, паенҍт сōн тӯллькан л я мунн лāхя соннӭ оаресь лӯххьпэль». Рысст алльк лӣ шӯрр, лāххь оарехь. Оалм ōллмне рысст аджь лāххь рьк.
Пӣррсэсьт Галкин Пōввэл Мыгклаесьт лйй нӣйта Моарьна кōллм ыгкса. Сōнн пай судтнэнтэ э лӯйхкэ ажь пāль. ххьтэшьт Пōввэл Мыгклае пӯдӭ шӣг юррт, лāхя мунн соннӭ мōджесь нӣӈӈлэсс пассь лӯххьпэль. Анҍ сōнн пыххт шӣг вуэзь нӣййтсан, вāнӓ луэйхкаххч, шннтадт ннэ пӯдзэдтӭ. Ныдтҍ сōнн лыгкэ, лāхе мōджесь нӣӈӈлэсс, вӣллькэсь лӯххьпэль. Лӯххьпле энҍтэ нм «Луэйххкан». Мāӈӈа лāхесьт Моарьна вāнӓ элькэ лӯйххкэ э судтнэннтэ.
Вл мыннӭ моāйнэсьт ххт сāмь нызан, кōххт состудць вуэррьпнӭсьт шэнҍтэ кāййп рӯппсэ. нннӭсь
коадче рысст ннҍ э сōнн пōдтэль, кӣче рысст нӣйтя сāрнэ: «Быдт пыххьтэ нӣӈӈлэсс пӯдзэ я анҍ рысст
нӣййт сӣраст сōнэнҍ». Аджь шыле пассь āлт, пыххтэль кōввас луз. ннҍ нӣйтанҍ выйтнэнҍ āллта. Нӣйта сӣрэ,
пуэрэхьт сōн. Мӣлкнесьт кāссв пуэррэнҍ.
Ӣнцэ пассь пӯдзэ уййтътэлленҍ пуаз чӣгкар чāрръеммьнье. кьна пассь пӯдзэ пыххтлэнҍ чӣгкар
кōввас луз. Варьмэ маӈӈнэннҍтэнҍ, сāмь выйтнэнҍ кōввсэнҍ, кугкхэлленҍ, кōххченҍ сӣнэтҍ, пассь пӯдзэ
кррэнҍ чӣгкрэгуэйм.
Сыйй воāррьдэнҍ чӣгкар ӣжесь вуэйймужэ мӣлльтэ, выййхэнҍ поāгэ: кāррнсэтҍ, нёāлэтҍ, рӣмьнэтҍ, э муд-
та навтатҍ, еськ кӯннҍтэм вӯзенҍ. Шӯрр ноāвьтэнҍ: тāлэнҍ, паллтсэнҍ, кӣтҍкэнҍ уййтътэлленҍ пӯдзэтҍ
ōллмэтҍ лубэ ӣжя кррэнҍ кōввсэтҍ. Тэль сāмь воāлльтэнҍ ршкхэм коāвьнэтҍ, выйенҍ пӯдзэтҍ я выйхэнҍ ноāвьтэтҍ.
Кыдта, вӯзетҍ кӯннҍтэм пāль, сāмь карвулленҍ чӯдзэтҍ, тӣтнэнҍ ōдтас куэннтма вӯзетҍ. Выййхэнҍ тāлэтҍ, паллтсэтҍ, кӣтҍкэтҍ, я куэннтма вӯзенҍ: кāррнсэтҍ, шӯрр я удць кннц лонҍтэтҍ я ноāвьтэтҍ.
Священные олени саамов Кольского полуострова
О священных оленях саамов мне рассказывали Сорванова Марина Николаевна и Юрьева Анна Николаевна. Саамы давно приняли христианскую веру и применяли её в своей жизни, также в выпасе оленей.
От чего происходили священные олени: отец подарит сыну или дочери оленя-быка. Быка, подаренного отцом, будут называть «отца парень». Отцом подаренную олениху будут называть «отца дочь-олениха».
Олениху, подаренную мамой сыну или дочери, будут называть «матери дочь-важенка». Быка, подаренного мамой сыну или дочери, будут называть «матери парень».
Быка, подаренного крёстным отцом крестнице или крестнику, будут называть «крёстного отца парень». Олениху, подаренную крёстной матерью крестнице или крестнику, будут называть «крёстной мамы дочь-олениха».
Анна Николаевна рассказывала: «Священных оленей нигде не использовали в хозяйстве. Они принадлежали богу, их использовали для пожертвования богу — лоанс.
Священные олени могли излечивать саамов от болезней.
Например: в семье сильно заболела девочка — мама зовёт к ней крёстную мать-ведунью и просит помочь вылечить крестницу. Крёстная мать говорит: „Чтоб вылечить крестницу, я ей подарю телёнка женского пола“. Если заболевала взрослая дочь или женщина, крёстная мать дарила олениху-аллт. Такой обычай исцеления был у саамов.
Если в семье заболевал мальчик, звали крёстного отца-знахаря. Крёстный отец приходил к крестнику, осматривал его, выяснял, чем тот заболел и как сильно. Если сильно, так же предлагал: „Чтоб вылечить крестника, я ему подарю телёнка оленя мужского пола“. Если заболел крестник-юноша, — дарил молодого оленя. Взрослому мужчине крёстный дарил оленя-быка».
В семье Галкина Николая Павловича была дочь Марина трёхлетнего возраста. Она всё капризничала при отце и плаксивой была. Однажды Николаю Павловичу пришла мысль: подарю-ка ей красивого священного телёнка женского пола, пусть он принесёт счастье моей дочке, чтобы она меньше плакала, и народит ей много оленей. Так он и сделал: подарил красивого белого телёнка. Телёнку дал кличку в честь хозяйки — Луэйххкан-Плакса. После подарка Марина меньше стала плакать и капризничать.
Ещё мне рассказывала одна саамская женщина, как у её маленькой сестры появилась какая-то сыпь на подбородке. Мама приглашала крёстную мать — она приходила, осматривала крестницу и говорила: «Надо привести олениху, и пусть крестница поиграет с ней». Отец поймал священную олениху, привёл к куваксе. Мать с дочкой выходили к оленихе. Дочка общалась с ней, и у неё потихоньку проходила сыпь.
Утром священные олени уводили оленье стадо на ягельное место. К вечеру священные олени приводили оленей обратно. Если задерживались, — саамы выходили из куваксы, кричали, звали их, и священные олени прибегали со стадом.
Они оберегали стадо по мере своих сил, отгоняли хищников: ворон, песцов, лис и других мелких хищников — от новорождённых телят. От крупных хищников: медведей, волков, росомах — уводили оленей к саамам или прибегали одни к стойбищу. Тогда саамы брали оружие, сами ехали к оленям отгонять хищников.
Весной при рождении телят саамы окарауливали стада, клеймили вновь родившихся телят. Отгоняли от родившихся телят ворон, мелких и больших хищников: медведей, волков, росомах.