Тысячи
литературных
произведений на69языках
народов РФ

«Неудавшийся субъект федерации»?

Автор:
Борис Урусов
Перевод:
Борис Урусов

«Неудавшийся субъект федерации»?

К 20-летию Карачаево-Черкесии


Третьего июля Карачаево-Черкесия отметила 20 лет со дня выхода из состава Ставропольского края и повышения административного статуса до уровня республики. В этот день в 1991 году Верховный Совет РСФСР принял закон «О преобразовании Карачаево-Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР».

Прошедшие двадцать лет показали определенную противоречивость Карачаево-Черкесии как субъекта федерации. Изначально формирование этого административного образования проходило на фоне острого политического кризиса. В этот период шла борьба национальных движений за полную реабилитацию карачаевского народа, подвергшегося сталинской депортации в 1943 году. Реабилитация, согласно федеральному закону, могла включать и восстановление карачаевской автономии.

Вскоре после принятия Закона РСФО о реабилитации репрессированных народов, в ноябре 1991 года, в городе Карачаевске был объявлен бессрочный митинг, требовавший восстановления автономии. Он стал продолжением борьбы, начатой карачаевскими активистами еще в 1988–1989 годах. Под давлением митингующих депутаты карачаево-черкесского областного совета приняли решение ходатайствовать перед Москвой о восстановлении самостоятельной автономии карачаевского народа в статусе Республики Карачай. И это обращение послужило основанием для внесения президентом РФ Борисом Ельциным в начале 1992 года в российский парламент законопроектов о восстановлении самостоятельных Карачаевской и Черкесской автономных областей.

Немногим ранее, в 1991 году, активисты казачества Карачаево-Черкесии на одном из съездов депутатов всех уровней Зеленчукского и Урупского районов республики провозгласили Зеленчукско-Урупский территориальный округ.

В ответ на это региональное руководство, понимавшее, что в новом субъекте им может и не найтись места в системе государственной власти, во главе с тогдашним лидером Карачаево-Черкесии Владимиром Хубиевым инициировало в марте 1992 года плебисцит с весьма неоднозначными вопросами, касавшимися сохранения единства региона, в результате чего это единство было сохранено, а команда Хубиева осталась у власти.

Позднее требования административного разделения республики появились уже в политической повестке черкесских национальных общественных организаций. Уже в декабре 1994 года первый Съезд черкесского народа принял резолюцию, в которой делегаты обращались к Народному Собранию (парламенту) Карачаево-Черкесской республики с просьбой одобрить решение первого Съезда черкесского народа о восстановлении Черкесской автономной области в составе Ставропольского края и провести референдум по данному вопросу. Вопрос административно-территориального размежевания периодически актуализировался черкесскими общественниками вплоть до конца 2008 — начала 2009 года.

Все последние 20 лет Карачаево-Черкесию сотрясают различные конфликты, которые почти в каждом случае региональные власти оказывались неспособны разрешить без помощи и вмешательства федерального центра. Это конфликты между политическими группировками, выливающиеся в противостояние ветвей власти и межэтнические трения, как было, например:

— в 1994–1995 годах — конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти, разрешенный после вмешательства комиссии Сергея Филатова;

— в 1999–2000 годах — межэтнический кризис, возникший по результатам первых выборов главы республики, — вмешательство комиссии Николая Аксененко и рассмотрение дел в Верховном суде РФ;

— в 2002–2003 годах — новый кризис, вызванный уже вторыми выборами главы КЧР, жалобы на ход которых рассматривались в Верховном суде РФ;

— в 2004 году — неоднократные штурмы резиденции президента КЧР, спровоцированные событиями, связанными с убийством семерых молодых людей, — вмешательство полпреда в ЮФО Дмитрия Козака и федеральных силовиков;

— в 2005 году — события, связанные с акциями протеста абазинской общины республики, спровоцированные затягиванием принятия решения по образованию Абазинского района и вновь потребовавшие вмешательства Козака;

— в 2008–2009 годах — протесты черкесских активистов, связанные с нарушением негласного правила этнического квотирования портфелей в кабинете министров предыдущим президентом КЧР, что привело к вмешательству полпреда президента РФ в СКФО Александра Хлопонина.

События, сопровождавшие весь 20-летний период существования Карачаево-Черкесии, приводят ряд местных экспертов к выводу, что республика является несостоявшимся субъектом, единство которого удерживается административным обручем федеральной власти. Так, например, учредитель Карачаевского научно-исследовательского института кандидат исторических наук Рашид Хатуев не скрывает свой скепсис относительно будущего КЧР, отмечая периодическую конфликтность политической жизни республики: «Двадцать лет существования КЧР не позволяет считать ее удавшимся самостоятельным субъектом РФ. Подтверждение тому — непрекращающиеся все эти годы внутренние конфликты. Первый тип конфликтов — между ветвями власти: исполнительной и судебной в 1995–1997 и в 2003–2007 годах, исполнительной и законодательной в 1992–1995 годах, законодательной и судебной в 2006 году. Второй тип конфликтов основан на межэтнических противоречиях. Это политические баталии между национальными организациями субъектообразующих народов, в ходе которых постоянно возникала идея разделения республики. Последние по времени массовые акции этнических движений проходили в правление предыдущего президента КЧР. Третий тип конфликтов — между правящей верхушкой и структурами гражданского общества. Самая яркая иллюстрация тому — кризис осени 2004 года, когда криминализация власти привела к драматическим событиям, включавшим двойной захват республиканского Дома правительства протестующей оппозицией».

Эксперт уверен, что внутренний потенциал всех трех типов конфликтов в данном субъекте РФ далеко не исчерпан. «Кстати, по случайному (?) совпадению наиболее горячий политический сезон у нас — осень... И еще: вопрос о разделе Карачаево-Черкесии будет стоять во всем обозримом будущем, нравится это кому-то или нет. Причиной тому — фактор разделенных народов. Например, адыги "разбросаны" по четырем субъектам РФ, карачаево-балкарцы — по трем. Как и все другие народы, к объединению они будут стремиться всегда», — отмечает Хатуев.

Старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований кандидат исторических наук Наталья Кратова проявляет больший оптимизм: «За этот период Карачаево-Черкесия стала полноправным субъектом РФ, был повышен статус, открылись новые перспективы и возможности. Карачаево-Черкесия получила возможность самостоятельно решать насущные проблемы. В республике была принята конституция, сформированы ветви власти, проведено районирование, в том числе в рамках Карачаево-Черкесии были образованы национальные районы: Абазинский и Ногайский. Были созданы условия для возрождения и сохранения национальной культуры и религиозных традиций. Воссозданы и активно используются традиционные механизмы регулирования общественной жизни: советы старейшин, тёре, возрождаются традиции куначества. В школах изучается родной язык, история и культура народов КЧР. Повсеместно открываются новые мечети, храмы, молельные дома. Желающие получили возможность обучаться религии: в Карачаево-Черкесии действуют исламский институт имени имама Абу-Ханифа и православный лицей Сергия Радонежского, в школах преподаются основы религиозной культуры».

«Конечно, за эти двадцать лет не все было гладко. Период становления республики ознаменовался чередой серьезнейших социально-политических кризисов, сопровождавшихся борьбой за власть, переделом собственности и небывалым ростом межэтнической напряженности. Одной из форм противостояния стало формирование этнических мифов, имевших целью удревнить свой народ, обосновать свои права на те или иные земли. Сложной остается экономическая ситуация. Да и в целом республика, к сожалению, до сих пор остается дотационной. Очевидно, что Карачаево-Черкесия не смогла в полной мере реализовать открывшиеся возможности», — считает эксперт.


2011

 

 

Рейтинг@Mail.ru