Алтын Куш
Раньше нынешнего поколения, позже прежнего поколения это было. Среди высоких гор жили три брата. Старший и средний братья богатыми были, младший — бедным. Мало ли, много ли прожили: младший брат Алтын Куш решил сходить к среднему, чтобы попросить в долг еды. Придя к нему, двери открыв, поприветствовал, порог переступив, раскланялся. Брат спросил:
— Зачем пришел?
— Эзе*, чтоб на охоту пойти, пришел еды попросить.
Средний брат закричал на него:
— Чем тебе еду давать, лучше собаке отдам! Какой из тебя охотник, даже мышке из носа кровь не пустишь!
Че, Алтын Куш опечалился, решил к старшему брату сходить. Когда пришёл — раскланялся-поприветствовал, старший брат, узнав о цели визита, тоже его оскорбил и прогнал.
Огорченный Алтын Куш домой ни с чем вернулся. Через неделю всё же на охоту собрался. Взял с собой двухструнный комус — наследство от их деда, сказителя знаменитого. В тайгу он пошел вслед за братьями, которые ушли на охоту три дня назад…
В лесу много снега было. На свистящую гору поднявшись, на гладкий хребет спустившись, увидел: два его брата в избушке живут.
Алтын Куш дошел до них и сказал:
— Че, братья, давайте вместе на охоту ходить!
Тогда средний брат, рассердившись, сказал:
— Хочешь жить, придя на готовое, иди в другое место! — и хотел его кюрчек-лопаткой ударить, но старший брат его остановил:
— В тайге не ругаются, не дерутся, иначе рассердим хозяина этих гор, зверей-птиц не добудем.
Тогда Алтын Куш ушел подальше в тайгу. Там увидел он раскидистый кедр, решил построить себе избушку-одаг из веток ели и пихты. Целый день провозился с постройкой! К вечеру наготовил сучьев, сделал на земле небольшое кострище, взял комус и стал петь сказание богатырское. Пел-пел, как уснул — сам не заметил.
Встал утром, на охоту стал собираться, вдруг слышит — снаружи чьи-то шаги… Вышел, осмотрелся по сторонам — никого. Вдруг неведомо откуда слетелись рябчики: летают-пересвистываются. Схватил он лук-стрелы, настрелял птиц, на костре пожарил, наелся. А вечером снова решил посидеть с комусом: пел-пел — не заметил, как и уснул.
Утром проснулся, собрался на охоту: вдруг снаружи шум послышался, вышел — никого! Уже хотел обратно в избушку-одаг войти, да видит: много пушистых соболей по ветвям кедра и пихты прыгает. Он тут же поставил капканы и силки. На другой день попало в них несметное число зверьков с блестящей темной шерсткой.
Так он пробыл в тайге около трех месяцев: много наловил разной дичи, соболей-птиц. Счастливый, с большой добычей встал на лыжи и собрался домой, только видит: от его одага свежий след проложен. Он удивился: чьи следы? — и покатил по этой дороге. Шел-шел, и попалась ему большая красивая скала. След вёл внутрь этой скалы. Стало ему интересно: что там? Подойдя ближе, заметил он дверь, стал в неё палкой стучать. Че, дверь открылась, он вошел. Войдя, увидел старика со старухой — они седые все. Это были хозяева гор.
Они сказали:
— От тебя нехорошо пахнет!
Алтын Куш ответил:
— Эзе, вещи, видно, дымом-хвоей пропахли, когда в тайге жил!
Старушка неведомо откуда принесла ему одежду и обувь. Алтын Куш переоделся и превратился в прекрасного юношу. Старик со старухой стали угощать его вкусной едой. Пока ел, парень осмотрел их жилище. Видит, из другой комнаты лучистый свет струится. Сердце его замерло, он спросил: «Что это светится?»
Вдруг оттуда выходит красивая девушка, лучи её глаз всё вокруг освещают. Алтын Куш тут же в неё влюбился, решил посвататься. Че, сказали старик со старухой, что она их дочь единственная. Оказывается, и она полюбила его с тех пор, как услышала его красивые песни… В благодарность за пение она отправляла ему тех птиц-зверей, что он добыл. Имя этой девушки было Алтын Кёёк. На радостях они здесь же справили свадьбу. После той-праздника парень сказал:
— Хоть невысокая, своя гора у меня есть,
Хоть неглубокая, своя река у меня есть!
Поедем в наш чурт!
Отец с матерью вышли их проводить, на прощанье вручили они своему зятю тяжелый туес с драгоценностями — их свадебный подарок. Отец подпрыгнул-встряхнулся — светло-серым конём обернулся:
— Садитесь на меня, я отвезу вас домой!
Сев на этого кон, Алтын Куш со своей женой-красавицей к своей земле-реке вернулся, коня назад они отпустили. С тех пор, разбогатев, на зависть братьям зажил он со своей женой счастливо-богато.
*Да, так, так точно.