Вуэпьсэмушш нвэц рьк выйем вāрас
Вуэпьсэ нвэц рьк, выйем вāрас элля кххьпэсь тӯйй. Тэнн гуэйкэ быдт тӣдтӭ пуэррсэнне пӯдзэ вырькэтҍ.
Уййнэ чӯдзэсьт манҍтэ лӣ пуаз, куэссь воāлшак нвэц вуэпьсэ. Манҍтэ лӣ сōнэсьт роаӈӈьк, кӣххчем-нāлль, лххч нӯрр пуаз. Быдт вуэпьсэ нӯрр ӣрькэтҍ.
Шаннт ммьне Шӯрр Туар пāль э ввтэль, куэссь вāнас лӣйенҍ рьк, сыйй вуэпьсэнҍ нӣӈӈлэсь пӯдзэтҍ, вӯнньлэтҍ, āлтэтҍ.
Чӯдзэсьт пуазпынней сāгк мӣллтма нвэц рьк.
Быдт сōнэнҍ пэре мӣлкнесьт лыгкнэ, кōррэ маӈельт выйем пӯдзэ соāнэтҍ нуэрра я кӣххчлэннтэ выйе. Кӣххче кōххт сост лннч коāллэл-нāлль: ёадтай сōнн нӯррь кжесьт соāнэ мӣлльтэ? Эйй югке нвэц ёадтай еськ кōррма нӯресьт. Мудта нвэц лывв, аллк нубпъюшшэ, вннъе. Мнн тāтах, лыгк, сōнн эйй пйенҍ лькэ л. Танна лькэтҍ кōррэв, соāнэ л пайнэв, кзьхэв вэсьт пуазпынней ллем сайя, пссьтэв лькэтҍ я кōррэв кугкесь нуэрра.
Сōнн вннай, чуэннчал лькэ л, нӯресьт крант, крант. Поҏсувэшкуадт, āллк вз куаййвэ, пōррэ ōдзэ. Манҍтэ-не рāзь, гкал кāввн, поарр. Тэль сōнн моāххтсалл нуэрра. Пай быдт мӣлкнесьт лыгкнэ нвцэнҍ. Пуазпынней пуадт вӆӆьтэ сōн, а сōнн āллк крнэ пуазпынньесьт. Пуазпыннье быдт ӣннсэ ай-ай, ой-ой, сōнн моāххтсэлаххч ōллмэ ӣннӭ. Маӈӈа пуазпынней кссахт выйем пӯдзэгуэйм соāнэтҍ. Кссхэм пāль нвэц прркэв, тāлпнэдтэв.
ннэ тӯйе лӣ нвэц вуэпьсэ.
Ыбэ кыҏтэ, куэссь сōн кссхэтҍ. Анҍ сōнн моāххтай выйем соāнэтҍ э ōллмне. Нвэц пэре пҏҏькай э туаррэй лв. Маӈӈа сōнн вӯзяхт ӣжесь. Пӯдзэ лв югке-налшэм ӣжесь ӣӈк мӣлльтэ: лашшьк, а мудта лв кāрэч, вуагэч.
Шувв пэля лннч кāрэч, вуагэч. Пуазпынней аллк кӣххчлэннтэ тэнн пӯдзэ вӯййкъе вӯййк ррькэнҍ. Пӯдзэ лв югке-налшэм. Сōнн лӣ шӣг пэля, а вӯййк ррькэнҍ эйй оанӭхьт. Вāнас тэль манҍтэ пэльедтӭ лв, наш вӯййкъюввэв э маӈӈа пуазпынней оннӭв.
Крхэллэм вӯййк рьк быдт воāлшэ вӯййк ррькэнҍ я выйе кӣххчлэннтэм кэскэ мӣлльтэ.
Тэль касьт пӯдӭ тэдт сāннҍ мыйе кӣллт сāмь кӣлле — вуэпьсуввэ.
Обучение оленя езде в упряжке
Обучение необъезженного оленя-невэц езде в упряжке — непростое дело. Надо хорошо знать оленьи привычки, чтобы в стаде выбрать такого оленя-невэц. Какое у него телосложение, взгляд, возраст, чтоб был он молодой. Надо объезжать молодых быков.
Во время Великой Отечественной войны и раньше, когда саамам не хватало быков, они объезжали самок, нерожавших молодых важенок.
В стаде оленевод поймает приглянувшегося оленя-невэц — надо с ним спокойно обращаться, привязать верёвкой сзади упряжки и попробовать поехать. Надо посмотреть, послушный ли олень: пойдёт ли он на верёвке, привязанный сзади саней? Не каждый олень-невэц пойдёт за санями на верёвке, иной может лечь, заупрямиться. Что хочешь делай — он не встанет на ноги. Тогда надо связать оленю ноги и погрузить на сани. Привезти ближе к месту проживания оленеводов, развязать ноги и привязать длинной верёвкой. Он отлежится, встанет на ноги, будет бегать на верёвке. Захочет кушать — будет копать снег, под снегом найдёт какую-нибудь зелень, ягель. Тогда он привыкает к верёвке. Потихоньку надо подходить к оленю-невэц. Оленеводу придётся перевязывать его на новое место подснежного корма, а тот будет бегать от оленевода. Оленеводу надо голос подавать «ай-ай, ой-ой», чтоб олень привыкал к голосу человека. Потом оленевод запрягает оленей в сани. Олени-невэц при запрягании брыкаются, дерутся, могут и лягаться.
Много работы при объездке оленя-невэц.
Не надо спешить при запрягании. Пусть привыкает к ездовым саням и к человеку. Когда впряжёшь в оленью упряжку, будешь ездить, тогда он покажет свои способности. Олени бывают разные по характеру, по удали: одни ленивые, другие удалые.
Хороший пелей* будет ходким, послушным. Оленевод будет пробовать этого оленя объезжать вожаком.
Олени бывают разные по характеру. Бывают в упряжке хорошие пелеи — вожаком не объездить.
Мало таких пелеев, большинство обучается, — и затем оленеводы пользуются ими.
Вожака для гонок оленевод будет выбирать среди объезженных вожаков и ездить на тренировочные дистанции.
Вот откуда пришло к нам слово вуэпьсуввэ — учиться.
* Олень, который в упряжке бежит справа от вожака