Раскаяние
Алим направился на кладбище. Несмотря на то, что в последнее время он был болен, сюда он стал приходить часто. Сегодня он, пройдя между могилами, остановился перед надгробным камнем своей мамы. Он, опустившись на колени, погрузился в свои мысли. А потом стал медленно читать молитву. После прочтения молитвы Алим посмотрел на могилу мамы и, утирая нахлынувшие слёзы, тихим голосом прошептал:
— Прости меня, мама... Мамочка...
В этом мире время быстро проходит. Ещё два года назад Алим был здоровым человеком. А сейчас еле- еле ходит. Сердце ослабело, он недавно даже инфаркт перенес. Пятидесятилетний мужчина за два года стал похожим на изнеможенного старика.
А тогда, многими годами ранее, он часто обижал свою мать и ни на кого не обращал внимания.
— Я способен на всё, — говорил он в то время. А сейчас он сидит перед могилой мамы и плачет. Но что толку от слёз и мольбы о прощении? Нужно ценить человека приы жизни. А ведь бывало, что Алим даже выгонял из дома родную мать. А мать? Она плакала, а сердце её разрывалось... Алим и в праздничные дни забывал поздравить мать, не целовал её руку, не спрашивал о здоровье. А Зейнеп, хотя и сильно переживала, всё же молилась за сына и надеялась, что всё у него будет хорошо. Алим же совсем не переживал за мать. Как там она? Как живёт? Может быть ей нужна моя помощь? Эти мысли даже в голову ему не приходили. Он думал только о себе. А сейчас? Он сидит у её могилы, голова опущена, на глазах слёзы.
— Мама, — сказал Алим вытирая слёзы. — Почему ты не рядом со мной? Может откроешь глаза и посмотришь на меня? Я в трудном положении. Завтра опять меня кладут в больницу. Возможно, я уже не вернусь оттуда. Он с трудом поднявшись, стал удаляться от кладбища, а потом повернулся и вновь посмотрел на могилу матери. Вскоре он вернулся домой. Сел на топчан во дворе, стал отдыхать. В это время к нему подошла его дочь Эльзара:
— Пап, я приготовила всё, что пригодится в больнице, — сказала она. — но завтра не смогу проводить тебя, у меня срочные дела.
Хотя Алиму не понравились эти слова, он всё же промолчал. Он где-то уже слышал эти слова. «У меня дела...». И он когда-то так же говорил маме. Прошли года, и теперь он сам слышит тоже самое. Алим обиделся, но не смог ничего сказать дочке. Его грехи возвращаются ему же. Теперь свои дети его не слушают, каждый занят своей семьёй.
Алим поднялся с места и вошёл в дом. Эльзара поставила перед ним чашку чая, а сама ушла стирать бельё. Алим выпил чай и погрузился в раздумье. Картины из его детства предстали перед глазами. Он вспомнил и про свою сестренку Васфие. Они не общаются со времени похорон матери. Но в детстве они были дружны. Но сейчас они оба в ссоре. Алим вспомнил как они часто игрались с сестренкой и улыбнулся. Потом он бросил взгляд на телефон.
— Захочет ли она со мною поговорить. Может позвонить ей, поговорили бы, — подумал он и взяв телефон, позвонил ей.
Когда Алим услышал голос сестренки, он сначала замешкался. Даже не знал, что сказать. А потом произнес:
— Васфие, это я.
Он слышал, как она дышит в трубку. Алим не зная, что ещё добавить, с волнением произнес:
— Васфие, сестренка, я завтра ложусь в больницу. Я перенес инфаркт. Наверное, слышала об этом...
— Я не слышала, а когда? — спросила Васфие.
Алим обрадовался, услышав голос сестренки, глаза его налились слезами, значит, она готова говорить с ним.
— Уже шесть месяцев прошло. В последнее время чувствую себя неважно. Врач мне второй месяц говорит, что пора ложиться в больницу. Но у нас не было денег. А сейчас уже немного накопили, — сказал он.
— А дети что, не помогают?
Этот вопрос ножом ранил сердце Алима. Как он мог сказать о том, что дети ему не помогают? Ему было стыдно признаться...
— У них свои семьи, свои заботы... Сестренка, ты сможешь прийти в больницу? — Алим очень хотел её увидеть.
— Приду, — коротко ответила Васфие. Алим, не зная, что ещё сказать, положил трубку. Наконец- то он завтра увидит сестренку. Он не думал, что так будет рад этому. Как говорили наши предки — одна кровь. И хотя сейчас между ними не всё гладко, всё же они родные друг-другу люди.
Алим думал о том, что скажет завтра сестренке. Но сначала надо будет попросить прощения. Да, он обязательно попросит, но пока не был уверен, что найдёт нужные слова. Даже у матери он смог попросить прощения только находясь нынче у её могилы. А теперь ему нужно будет, смотря в глаза Васфие, признать свою вину и просить прощения. Но он не знал, удастся ли это сделать и как все уладится. Вдруг он вспомнил о последней беседе с сестренкой. Тогда он сильно обидел Васфие. Он вспомнил все слова, которые ей говорил. Это были очень обидные слова. Сейчас Алим из-за них был зол на себя. Он готов был провалиться сквозь землю. Тогда он смог обидеть её, но сейчас не знал, как попросить прощения.
Алим почему-то вдруг снова захотел позвонить Васфие. Но немного подумав, положил телефон на стол. Потом взял ручку и начал писать слова, которые планировал сказать сестренке. Из-за того, что он не мог собраться с мыслями, на его лбу появились капли пота. Наконец, он стал писать. «Сестренка Васфие, прости меня. Знаю, я тебя сильно обидел. Из-за моих грехов Аллах меня наказал. Посмотри, что сделала со мной болезнь». Написав эти слова, он положил ручку и посмотрел в окно. Вдруг в соседней комнате послышался шум. Кто-то ссорился с Эльзарой. Алим удивился и, подойдя к двери, прислушался. Он узнал голос своего сына Амета. Из-за двери сначала немного затихло, потом снова послышались громкие голоса. Алим стоя слушал.
— Я не смогу пойти, — сказала Эльзара.
—Раз у тебя есть семья а у меня её нет, значит всё должен я делать? Но и у меня есть куча дел!
— А кто в прошлый раз заплатил две тысячи за больницу? Я! Ты даже копейки не дал.
— А кто принес лекарства?
— Лекарства... Ты пришел и ушел. А я день и ночь находилась в больнице.
— Тоже мне большое дело.
Алим стоя за дверь понял из-за чего они ссорятся.
Они не хотели ухаживать за больным отцом. Значит, Алим уже не нужен никому в этом мире. То добро, которое он сделал детям, уже забыто. Алим вдруг захотел зайти в комнату и сказать пару слов Амету и Эльзаре. Но в этот момент перед глазами его появилась мама. Алим отойдя от двери направился в кухню. Он сил на стул и наклонил голову. Мать стояла перед глазами. Она всегда была рядом с Алимом, она дарила ему радость и была ему опорой. Но Алим не замечал это и не придавал ей значения. К сожалению, чтобы оценить что-то, оказывается, сначала это надо потерять.
И Алим это понял только сейчас. Он не уделял внимание маме, когда она была жива. Он не думал, что дети, смотря на него, будут брать пример. Сейчас он раскаивается, но мама уже этого не видит и не увидит... Алим хотел было заплакать, но держал себя в руках, ведь снова может стать плохо с сердцем. А сердце его в это время разрывалось на части. Когда несчастный Алим сидел в кухне, туда зашли Эльзара и Амет. Они испугались, увидев отца в таком состоянии.
— Отец, что с тобой, плохо с сердцем? — спросил Амет.
Алим промолчал и внимательно посмотрел в глаза сына. Этот печальный взгляд словно пронзил Амета. Значит, отец слышал их разговор с Эльзарой. И Эльзара тоже это поняла. Алим встал и направился к себе в комнату. В это время:
— Пап, завтра приедет такси и отвезёт тебя в больницу. Надо быть готовым к восьми.
Алим остановился на пороге. Он не знал, что сказать детям. Они не знали, как избавиться от отца. Теперь вот про такси заговорили. Кто же думал, что Алим окажется в таком плачевном состоянии? Алим даже не посмотрев на детей, вышел из кухни. Амет и Эльзара смотрели ему вслед. Да, они знали о том, что обидели его, но не хотели что-либо делать, чтобы изменить ситуацию.
— Он обиделся, — сказала Эльзара.
— И что теперь? Он тоже так поступал с бабушкой? — резко выдал Амет.
На следующее утро Алим с трудом встал с постели. Он не хотел ехать в больницу, но другого выхода нет. О почти всю ночь не мог уснуть, совсем обессилел. Но он понимал, что надо держать себя в руках не смотря ни на что. Он оделся и вышел из комнаты. На кухне Эльзара готовила ему завтрак. Увидев отца, она сказала:
— Пап, ты уже стал, сейчас будем завтракать. Скоро должен прийти Амет.
Алим покачал головой и сел за стол. В это время в кухню зашел Амет. Он поприветствовав отца и сел возле него. Когда завтрак был готов, семья принялась завтракать. Но у Алима не было аппетита. Он выпил кофе и вышел из кухни. Эльзара и Амет были удивлены этому и молча смотрели ему вслед... Зазвонил телефон Амета, приехало такси. Алим взял всё необходимое, в блокнот засунул письмо, которое написал для Васфие. Когда он выходил во двор, Эльзара подошла к нему и сказала:
— Пап, я приготовила пакет, возьми.
Алим взял пакет и вышел на улицу. Он посмотрел на спеющий виноград и сердце охватила грусть. «Вернусь ли я?» — эта мысль кружилась у него в голове. Когда Амет клал вещи в такси, Алим всё ещё стоял в раздумье. Вдруг залаяла собака. Алим вздрогнул и посмотрел на детей. Они стояли недалеко и разговаривали. Алим подошёл к такси и, обернувшись, посмотрел на свой двор. Он не хотел уезжать, но поделать ничего не мог. Алим сел в такси, а дети, пожелав ему счастливого пути, остались возле ворот. Алим ехал молча, погрузившись в свои печальные мысли, он думал об ошибках, совершенных им в жизни. Он не пытался оправдать их. Он понимал, что сам виноват в том, что оказался в таком положении. Слёзы его матери лежали грехом на его совести. Так, с горечью и раскаянием, Алим доехал до больницы.
* * *
В этот же вечер Васфие приехала в больницу, чтобы узнать о здоровье брата. Она ещё утром позвонила Алиму и узнала у него где он будет лежать, в какой палате. Васфие поднялась на второй этаж, в отделение кардиологии и направилась в 12-ю палату. Её сердце тревожно билось. Она волновалась перед встречей с братом. «Как же пройдет встреча», — думала она. Она вошла в палату. Но среди лежащих больных в этой палате её брата не было. «Возможно, он вышел, чтобы подышать свежим воздухом», — решила она. Эта мысль пришла ей в голову первой. Но тут в палату вошла медсестра и Васфие спросила у неё, знает ли она, где её брат.
— Вы родственница Аметова Алима? — спросила медсестра.
— Да, он мой брат.
— Хм... тогда вы должны были знать... Его привезли сегодня в восемь утра, но через два часа ему стало плохо, вновь был инфаркт. Врачи сделали всё, что могли. Держитесь, ваш брат умер. Дети час назад увезли его тело.
Эти слова словно изнутри обожгли Васфие. Она стояли не знала, что теперь делать. Она не хотела верить словам медсестры. После того как Васфие вышла из палаты, она позвонила сыну. Вскоре за ней приехал её сын Нариман и они вдвоём решили направиться в дом её брата. Но перед этим к ним подошла медсестра. Она, протянув Васфие блокнот, сказала:
— Ваши племянники забыли это забрать. Он принадлежал покойному.
Когда Васфие клала блокнот в сумку, из него выпал лист. Васфие подняла его и хотела снова вложить внутрь, но вдруг первая строчка листа привлекла её внимание. Это было письмо Алима, написанное для неё! Васфие горько плакала, читая письмо брата. Из письма было ясно, что брат ждал встречи с ней и хотел попросить у неё прощение. А теперь он покинул этот бренный мир и ушел в мир вечный.
* * *
На сельском кладбище появилась новая могила. Возле неё сидит Васфие и читает молитву. Она простила заблудшего брата и теперь надеется, что он обретёт в раю свой покой.









