Два медвежонка
Вот и настало время созревания ягод,
Она, медвежат своих обучая,
Проверяя свои черемуховые пригорки,
По пригоркам ходит,
Проверяя свои смородиновые берега,
По берегам рек ходит.
Это случилось очень давно. С тех пор много воды течением унесло, много тёплых ветров пронеслось, много холодных ветров пронеслось, много ненастных дождливых дней и много ясных солнечных дней сменило друг друга. Как говорят у нас в народе: девочка уже возраста девушки достигла, мальчик уже возраста юноши достиг. С той давней поры, когда я видела этих двух медвежат, они, конечно же, уже выросли, и уже у них самих не раз рождались детки, но в моих воспоминаниях они так и остались маленькими медвежатами. Кому интересно узнать эту историю — читайте, кому неинтересно — это ваше дело, а мне вот хочется рассказать о тех медвежатах.
Это не сказка, а быль. Солнце моё и небо моё сверху на меня смотрят — от них ничего не утаишь. Есть и ещё причина мне поверить: как же я смогу что-то лишнее выдумать, ведь наступит лето, и я снова пойду в лес по ягоды, и тогда мой младший брат — медведь — может меня напугать, коли я про Него плохо сказала или неправду…
Этот случилось, когда еще были живы наши родители. В то время они жили в деревеньке Келыг-овыл (Окраина болота). Русские называли ее Тихон павыл (деревня Тихона). Отец охотился в лесах, ловил рыбу рядом со своей деревней. Родители обосновались там после того, как все мы выросли и разъехались в другие места. Мама с папой держали коров и лошадей, покосы были близко от дома. А до ближайшего поселка Хулюмсунт было тридцать километров.
Ну вот, однажды летним днём мы отправились на моторной лодке в этот посёлок. С нами ехала моя младшая сестра Дуся. Проезжая мимо песчаной косы у заброшенной деревеньки Хангылсам, мы увидели маленького медвежонка, который тревожно бегал туда-сюда по берегу.
А по извилистой, словно гусиные кишки, реченьке,
Словно плавниковую рыбу добывая,
Другой плывёт,
Словно носатую рыбу добывая,
Другой торопится,
На песчаный берег реки спешит.
Сначала мы на реку Сосьва и не смотрели, только туда — на берег, где медвежонок в панике носится и при этом будто что-то пытается нам сказать, а мы его не понимаем… Мы стали гадать: что же могло с ним случиться? Но как только наши взгляды упали на реку, нам стало всё понятно: там плыл ещё один медвежонок. Возможно, они вместе реку переплывали, а когда из-за поворота с шумом появилась наша лодка, бросились в разные стороны.
Вот кто-то из мужчин произнес: «Поймаем его, пока он мал, дети с ним будут играть. Подрастет, в зоопарк его отдадим». А мы, дети и женщины, как будто сговорились, стали в один голос кричать: «Не нужно его трогать, пусть на природе живет, он же нас не трогает, зачем нам его трогать? Сейчас в лесу и ягод много, пусть собирает, ими питается, а мы даже не знаем, чем его будем кормить. Смотри, другой медвежонок на берегу его ждёт, волнуется. И как он один будет жить в лесу? Вдвоем им легче будет». Мы в лодке сидим, переживаем, а мужчина всё равно пытается медвежонка догнать и схватить. Медвежонок откидывается, когтями царапается и, насколько хватает сил, от нас пытается отплыть, а мы на моторке за ним гонимся. Он чуть от страха не умирает, гребёт-гребёт, при этом ворчит, будто ругается. Мужчине говорим: «Хватит, не мучай его, пусть плывёт туда, куда плыл. Вдруг его мать из-за кустов смотрит на нас, а мы тут за ним гоняемся. За это нас самих должны напугать». И вправду медведица, наверное, откуда-то из-за кустов черемухи за нами наблюдала, потому что медвежонок, который был на песчаном берегу, не убегал вглубь леса, а взобрался на пригорочек и стоял возле стога сена на задних лапах, смотрел на реку. Ему было очень тревожно за своего брата — помочь-то он не мог и просто весь дрожал.
Наверное, мать учила медвежат плавать, а потом повела их в ягодный кустарник, чтобы накормить. А дети без устали играли, баловались и не торопились за мамой.
Ещё совсем глупеньких
Два братика,
Материнского слова не слушающих,
Два братика,
Друг с другом играя-балуясь,
Чуть в руки человека не попали.
И вот, увидев, что её ребёнка уже настигают, она издала свой медвежий рык. В этот момент мы сжались от страха, нас словно холодной водой окатило. И тот бесстрашный мужчина был напуган не меньше, а может, даже больше нашего. Он мгновенно забыл про медвежонка и быстро завёл мотор.
Медведица была на другом берегу реки, она вела детей в черемушник, а они заигрались и поэтому отстали. Увидев нас, один из них бросился по воде обратно на песчаный берег и выбрался туда, а второй попытался плыть на противоположный берег, к матери, но не успел — мы его в воде и настигли.
Позже, когда лодка отъехала подальше, мы с сестрой оглянулись: медвежонок, который был на пригорке, уже спустился к реке и готовился плыть к матери. Медведицу мы так и не увидели, она не показалась нам на глаза. Правильно в народе говорят: они нас не тронут, коли сами не будем их тревожить. Они нас всегда обходят стороной и в тайге за нами всегда наблюдают, только мы этого не знаем. Ведь они не пугают нас своим рыком понапрасну.
Раньше, когда мы ходили по ягоды, моя мама говорила: «Скоро солнце садиться будет, давайте домой собираться. Сейчас придут собирать ягоды те, кто живёт в лесу. У них тоже свои детки. Мы пособирали, теперь их пора пришла ягоды пособирать. Если вовремя не пойдём домой, они нас напугают».
В жаркие, солнечные летние дни
Свои меховые шубы они в воде стирают,
В реке, имеющей течение воды,
Своих медвежат она искупает.
Подобно ряби воды, вызываемой дуновением ветерка,
Так еще меховая шуба колышется,
В лесу живущий наш младший братик
В воду ступает, чтобы охладиться.
Вот таких двух своих младших братиков я видела. Мне так хотелось их погладить по шёрстке, но разве они подпустят... Они и вправду, как человеческие дети, балуются. Тот медвежонок, который был на суше, когда стоял на задних лапах, так интересно передними лапами двигал, словно пытался передать свою силу брату, и отчаянно и нервно бил в ладоши. А когда носился по березу туда-сюда, то издалека был похож на катающийся клубок ниток.
Если бы тогда, как сейчас, были видеокамеры, какой сюжет бы получился! Но тогда в таёжном краю таких чудес ещё не было. Вот и вся история, спасибо всем, кто прочел её.